Отвечает
Василий Юнак
Меньшие и большие в Царстве Небесном

Как-то не давно на вашем форуме был ответ, на тему меньший в Царстве Небесном. Это ответ на один из ряд вопросов. Вы ответили, что в Царстве Небесном не будет меньших, там все равны. В принципе логично, по ВАШЕМУ. Но читаю сегодня подобный вопрос, о меньшем в Царстве Небесном, который больше Иоанна Крестителя. Все-таки меньшие есть. Так как вы можете однозначно трактовать ответ, полагаясь только на свою логику. Думаю надо вам быть по осторожнее с ответами.

Спрашивает
Вячеслав

Приветствую Вас, Брат Вячеслав!

В царстве Божьем все же будут различия. По крайней мере потому, что в Откровении мы читаем о 144000 особых искупленных в отличие от великого множества. Мы не знаем, 144000 - это буквальное число или символическое. Скорее всего - это символическое число потому, что книга Откровения сама по себе символическая. Но вопрос сейчас не о том. Итак, Библия утверждает, что в Царстве Божьем будет по крайней мере два класса людей - те, которые названы "144000" и прочие, названные "великое множество". Далее, мы знаем, что Христос сказал о "наименьшем" в Царстве Божьем. Этот текст уникален сам по себе, потому что эта идея нигде не повторяется. Что значит "наименьший"? Каким образом Иоанн Креститель был наибольшим на земле?

7Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».
11Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.
Мф. 11:7-14

Для того, чтобы понять разницу, о которой говорит здесь Господь, надо внимательно рассмотреть этот текст и понять, в чем было величие Иоанна Крестителя.

Во-первых, его величие было не в социальном положении. Его величие не в высоком образовании. Его величие не в особых достижениях науки или искусства. То есть, его величие совершенно не в том, в чем обычно люди привыкли видеть величие людей.

В чем было величие пророка Илии? наверное в его общении с Богом настолько, что Бог проявил Свою могущественную силу через него. Иоанн Креститель был назван более чем пророком. Почему? Он был вестником Господа! Он возвещал пришествие Того, Кто должен был совершить искупление людей. При этом Иоанн провозглашал Того, Кого лично не знал и не видел до определенного момента.

В чем же величие тех, кто удостоится Царства Божьего? Они будут, во-первых, в тесном личном общении с Богом и до наступления Царства Божьего (иначе они туда попросту не попали бы), и тем более они будут в близких отношениях с Богом в Его Царстве, потому что престол Бога будет на земле и не будет никаких преград в общении с Богом.

Видите ли, в чем величие самого малого в Царстве Божьем? Именно в возможности общения с Богом! Хотите подтверждение этому? Давайте рассмотрим разницу между упомянутыми ранее двумя классами людей в Царстве Божьем:

3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
4Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу,
Откр. 14:3-4

Обратите внимание на положение этой особой группы людей: они предстоят пред престолом и следуют за Господом всегда и везде. Вы заметили принцип близкого общения с Богом? Если о других сказано, что они будут жить на земле, строить домы и насаждать виноградники, то об этих сказано, что они везде следуют за Господом.

Я не знаю, какие еще градации величия или меньшинства будут в Царстве Божьем. Мы не можем мудрствовать сверх написанного. Но я знаю, что самый малый там будет иметь личное непосредственное общение с Богом, чего самый великий в этом мире не имеет.

Ах, да! В этом мире среди людей есть еще одна градация величия человека - возможность свободного доступа к великим мира сего, к правителям. Если хотите, это есть некий образ того величия, которое будут иметь искупленные по сравнению с нынешними жителями нашего мира.

Благословений!
Василий Юнак


Дополняет Александр Дулгер:

Мир Вам, брат Вячеслав!

Прошу прощения. Я не очень ясно выразил свою мысль в моем ответе по 11-й главе Евангелия по Матфею: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Небесном больше его..

На самом деле никакого логического противоречия с нашими предыдущими ответами здесь нет.

К примеру ответ брата Руслана по тексту Матф. 5:19 гласит, что "малейших" не будет в Царстве Небесном. И это действительно так, потому что Иисус, говоря эти слова, вкладывал в слово "малейший" отрицательный смысл. То есть "малейший" - это тот, кто хуже всех, в этом тексте.

В тексте Матф. 11:11 Иисус под словом "меньший" подразумевает совсем другое. Это просто сравнительная характеристика. Ученик Иисуса, который учился у Него при Его жизни на земле, даже с самым меньшим богопознанием имеет большее откровение о Боге, чем Иоанн Креститель. Как видите, это совсем не том "малейший", что упомянут Христом в Матф. 5:19.

В этих текстах евангелист использует разные греческие слова. Поскольку эти слова написаны одним и тем же человеком (Матфеем),значит это не случайность.
Матф. 11:11 - "меньший" - греч."микрОтэрос"
Матф. 5:19 - "малейший" - греч. "элАхистос"

Апостол Павел в 1Кор.15:9 использует слово "элАхистос" в этом же отрицательном смысле, чтобы показать, что он никчемный человек, по плоти, так как он был гонитель христиан.

Как видите, слова в этих текстах использованы схожие, но смысл их совершенно отличается. Так что никакого противоречия здесь нет.

Более того, осмелюсь утверждать, что тексты Мф. 5:19 и Мф. 11:11 говорят о разных царствах. В Мф. 5:19 имеется в виду Царство Небесное, которое наследуют спасенные праведники в будущем, а в Мф. 11:11 под "Царством Небесным" Иисус подразумевает жизнь Его учеников на земле, в период Его служения.

Обратите внимание на грамматическую конструкцию текстов:

19Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Мф. 5:19
11Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
Мф. 11:11

Иисус Христос не раз утверждал, что Царство Небесное уже пришло, при Его жизни. Это то, чего никак не могли понять иудеи, ведь они ждали царства видимого, а Христос учил, что Царство Небесное приходит вначале невидимо, в душе человека. Меняется его мировоззрение и он становится, по духу, гражданином Небесного Царства.

28Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
Мф. 12:28

" достигло" (в ориг.прошедшее время совершенного вида) до вас Царствие Божие."

20Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
21и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
Лк. 17:20-21

О каком времени говорит Иисус, если согласно книги Откровение Его второй приход на землю и установление нового царства будет событием всемирной и даже вселенской "приметности"?

Если внимательно прочесть 11 главу Евангелия по Матфею, или хотя бы отрывок из книги "Христос - надежда мира", который я приводил, то можно понять, что Иисус говорит периоде времени его служения, сравнивая своих учеников и последователей, живущих в его время, с пророком Иоанном Крестителем.

С уважением,

Александр

3
Похожие вопросы
Отвечает
Василий Юнак
Правильно ли понимание, что на крышке ковчега были изображения Архангела Михаила Иисуса и сатаны?

Здравствуйте Василий. Объясните, пожалуйста. Во Святое Святых был ковчег на крышке которого были изображены два ангела. Один олицетворял - Архангела Михаила Иисуса а другой - осеняющий херувим сатана. Правильно ли такое понимание? Сердечное спасибо.

Спрашивает
Михаил
Приветствую Вас, Брат Михаил! Нет, я не считаю правильным такое понимание. Во-первых, у Вас нет никакого основания ассоциировать Архангела Михаила с херувимом. Более того, Архангел, исходя их этимологии слова, это не ангел, а существо, стоящее выше или над ангелом. Поэтому я никак не могу принять, ... Читать далее
2
Отвечает
Александр Дулгер
Кто такой херувим?
Спрашивает
Алексей
Мир Вам, Алексей! «Херувим. Слово херувим встречается в первый раз в книге Бытия в следующих словах: Затем говорится о херувимах при устроении Скинии во времена пророка Моисея (Исх. 25:18-22) и при создании храма Соломонова (3Цар. 6:27; 8:6-7; 2Пар. 3:10-13). Изображение их в образе человеческом, но с крыльями, и поставление этих изображений во Святом Святых над Ковчегом Завета и очистилищем, с пре... Читать далее
3
Отвечает
Александр Дулгер
Мир Вам, Руслан! Библия не открывает нам, нуждаются ли ангелы в еде и во сне. Я думаю, что не нуждаются. Вероятно у них есть какой-то иной источник энергии для поддержания жизни (т.е. стабильной формы). Да, Бог - есть дух. Иисус Христос сказал об этом прямо:Библия открывает нам, что хотя Бог - это дух, Он в отличие от ангелов, также духов, имеет иную природу и не нуждается в энергии извне (в питании) и во сне. Он Сам является источником энергии во вселенной, поддерживая от распада всю живую и неживую материю, которая по законам термодинамики должна стр... Читать далее
6
Отвечает
Игорь
Приветствую Вика! В Библии про лица серафимов только сказано, что серафимы лица закрывали:Серафим в переводе означает "пламенный, огненный". При их описании, занимались они тем, что...Более того, даже на православных иконах иконописцы больше расписывали то, что отличает серафимов от других Ангелов, описанных в Библии, - их шесть крыльев, а не лица. Но и как выглядели их крылья, и их лица - это плод фантазии авторов икон. Мы не знаем, как они выглядели на самом деле. С уважением,... Читать далее
3
Здравствуйте Иван! Давайте откроем Книгу Исайи 14:12:Еще интересно одновременно открыть английский перевод Короля Иакова: How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning! how art thou cut down to the ground, which didst weaken the nations! Если Вы видите, то в русском переводе используется древнерусское слово "денница", которое и пере... Читать далее
3
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Борис! Только один ангел в Библии назван по имени - это ангел Гавриил. Больше ангелов в Библии по именам не названо! А если это так, то это значит, что знать имена ангелов нам нет надобности. Более того, если эти имена не записаны в Библии, если в Библии есть указания, что анг... Читать далее
4
Здравствуйте, Дмитрий! В Библии мы не находим прямой ответ на этот вопрос. Однако на примере борьбы, происходящей на земле, мы можем сделать определенные выводы. Начнем с того, что в Едеме было посажено два особых дерева, которые символически представляют противостояние между Богом и сатаной.Дерево жизни давало возможность человеку не умирать, другое приводило к смерти. Третьего дерева не было.   Так же Бог предлагает только два пути: благословение и проклятие. При этом Его желание, чтобы мы избрали благословение, т.е. жизнь:... Читать далее
4
Отвечает
Александр Дулгер
Может ли верующий человек высвобождать ангелов для помощи в каких-то трудных ситуациях?

Приветствую, братья и сёстры! Задаю этот вопрос второй раз, но не укоряю, понимая, как вы заняты. Может ли верующий человек высвобождать ангелов для помощи в каких-то трудных ситуациях или ими распоряжается только Господь по молитвам тех же верующих, но по Своему усмотрению? Где-то написано, что ангелы повинуются праведникам. Спасибо заранее. Господь да благословит вас.

Спрашивает
Юля
Мир Вам, сестра Юля! Я не встречал в Библии упоминаний, чтобы человек повелевал или управлял ангелами. Единственный текст, который близок по звучанию, записан здесь: Как видите, не праведники приказывают ангелам их охранять, а Господь. Аналогичный текст есть в Новом Завете:Как видите, ангелы "посылаемы" Богом, а не "призываемы" или "высвобождаемы". Кстати, где Вы слышали такие странные слова "высвобождать ангелов"? Откуда высвобождать? Они что, заперты где-то? Это мы с Вами заперты в рамках этого греховного мира, а ангелы святы и безгрешны, живут в гармонии с Богом... Читать далее
3
Приветствую Вас, Сестра Ольга! Ответ на Ваш вопрос дан в Священном Писании Самим Господом:Я понимаю, что этот ответ оставляет после себя некоторые вопросы и пожелания, однако я дополню его следующим текстом:Благословений! Василий Юнак... Читать далее
4
Отвечает
Виктор Белоусов
Ангелы. Обьясните природу ангелов, материализованы ли они?

Здравствуйте, мир вам! Пожалуйста, обьясните природу ангелов, о свободе их выбора я прочитал, но хотелось бы знать, материализованы ли они. Можно ль прикоснуться к ним? Я помню, что сатана - тоже ангел, и он мог материализоваться, превращаясь в змея, других людей - но доказательств к этому не могу найти в Библии. Может эти все превращения в людей были иллюзией?

Спрашивает
Сергей
Мир вам, Сергей! Объяснить природу ангелов мы можем лишь в той мере, как она открыта в Писании:Ангелы имеют эмоции - радуются спасению людей (Лк. 15:10) и служат тем, кто призван наследовать благодать (Мф. 18:10, Евр. 1:14).По текстам (в Библии об ангелах написано еще очень много) мы видим что они могут быть материализованы, так же употреблять пищу вместе с людьми:... Читать далее
3