Трудные тексты9 февраля 2010
Отвечает
Максим Балаклицкий

Отвечает: Максим Балаклицкий

Вопрос: Во Втор.23:3-5  сказано: Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки.... Как  же быть с   моавитянкой   по  имени  Руфь? Является ли  это провиденциальным отклонением в  израильской  истории  или  оправданным  в  Божьих  глазах  исключением? Почему  несколько  столетий   спустя,  во  времена  Неемии,  чтение  Закона о   статусе  моавитян заставило еврейскую  общину   отделиться  от   всего чужеродного /13:1-3/

Александр!

Очень интересный вопрос. Вы совершенно правы: поручив Израилю дело проповеди Божьей святости среди окружавших народов, Бог видел испорченность последних и для наихудших установил "карантин", во время которого влияние Божьих порядков перевесило бы негативное наследие развращенного окружения тех же моавитян.

С самого начала мы видим, что Руфь не была типичной моавитянкой:

- она десять лет находилась в еврейской семье на правах невестки - весьма бесправного члена, не могшего серьезно влиять на атмосферу в доме. Значит, несмотря на иммиграцию, обстановка в доме Елимелеха была не очень развращенной, тем более что об оступлении от Бога этой семьи не сказано. Соответственно, за это десятилетие Руфь многое узнала об истинном Боге и наблюдала за образом жизни евреев.

- когда ее муж умер, она почему-то не вернулась к родителям, а пошла за свекровью на чужбину. Как минимум неожиданный ход. Такую преданность редко и у верующих встретишь. Тем более что Ноеминь предлагала ей уйти.

- крайне важна характеристика, данная Ноеминью своим снохам:

да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною! Руфь 1:8

Т.е., безусловно, ни Руфь, ни Орфа не были людьми своего времени. Они проявили всё лучшее, что не было уничтожено духовным развращением Моава. Не думаю, что в их жизни всё было гладко.

Конечно, огромную роль здесь сыграла Ноеминь. И сейчас вместо того, чтобы всячески давить на снох, заставляя идти с ней и заботиться о ней в старости, она их отпускает на все четыре стороны, благодаря за доброе отношение к ней и ее сыновьям. Всякая ли свекровь от сердца сможет сказать такое, тем более когда в этой земле они спаслись от голода, но потеряли всё - мужа и сыновей-наследников.

Род Ноемини вымер. Разве не извинительны были бы самые горькие проклятия, которые она могла бы в сердцах произнести?

Но мы видим противоположное - удивительную похвалу.

- сердце Руфи было настолько тронуто, что она совершает беспрецедентный поступок - решает идти на чужбину, где будет иметь статус неприкасаемой, чтобы заботиться о свекрови. Похоже на эгоизм язычников? Ничуть.

- и дальнейший диалог показывает нам духовную подоплеку этого:

15 [Ноеминь] сказала [Руфи]: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею. 16 Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом; 17 и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.

Ноеминь намекает: язычникам нечего делать в Израиле. Я, дает она понять, уже понадеялась на "сытные" хлеба Моава и потерпела жизненный крах. Больше этого делать не намерена. Лучше умереть, но с Богом, чем хвататься за материальные вещи без Него.

И Руфь произносит формулу завета: отрекается от своего прошлого и провозглашает две вещи: отныне ее семья - не моавитяне, а еврейка Ноеминь, ее святыни - не моавитские идолы, а Бог Авраама, Исаака и Якова. Она принимает как жизненную миссию верность и заботу о свекрови и призывает Божье проклятие в случае своего нарушения клятвы.

Принимая истинного Бога и еврейскую семью, она фактически перестает быть моавитянкой. Это и есть истинное покаяние - возненавидеть грех и всем существом прилепиться к Богу, истине и праведности.

И этот случай далеко не единственный. Есть много примеров обращения язычников к истинному Богу в Ветхом завете.

С Неемией ситуация другая. Там брали жен-язычниц без всяких условий, и они уводили еврейских мужчин от Бога. Не думаю, что все эти язычницы, увешанные детьми, прямо так встали и ушли к себе домой - за тысячи километров по опасным дорогам, где с ними могли сделать всё, что угодно. Очень вероятно, что это опять же создало эффект "карантина" - серьезность намерений еврейских мужей показала им, что лучше принять истинного Бога, чем уходить на верную смерть или жить на соседней улице "вдовами" при живом муже.

Безусловно, это не лучший метод проповеди, поэтому и не сказано ничего о том, покаялись ли эти женщины. Тем более, что виноваты были евреи, по доброй воле бравшие неверующих жен.

С уважением,
Максим
0
Похожие вопросы
Шалом, Ирина! Вы спрашиваете об этом отрывке:К сожалению, частенько когда мы открываем Библию, мы смотрим на неё глазами людей, выросших в обществе, которое имеет очень специфичное отношение к понятию «Закон». Ведь что такое закон для большинства из нас? Это нечто, что может со временем меняться, дополняться, улучшаться и даже отменяться.  Как... Читать далее
2
Мир Вам, брат Александр! Вот интересующий нас отрывок:Какое-то рациональное объяснение удвоению срока очищения несомненно есть, однако в Библии отсутствует прямое объяснение этому. Возможно мы не знаем каких-то культурных особенностей или обычаев того времени, которые уже не существуют или их смысл утерян. Существует много толкований этого отрывка, но... Читать далее
2
Трудные тексты1 день назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
3
Трудные тексты26 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Сергей!А вам не показалось странным, что при этом написано о всех сорока годах странствования по пустыне и о приходе к границам Ханаана? А ведь о том, что Израиль будет странствовать сорок лет в наказание за свое неверие, будет сказано гораздо позже! Все очень просто: Моисей написал не только книгу Исход,... Читать далее
3
Трудные тексты26 марта 2024
Отвечает
Александр Серков
Светлана, можно я отвечу Вам по-русски?  Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, здесь не идет речь и о крещении Духом, тем более - огнем, но скорее "крещение" в лице Его смерти. Слово "креститься", если употребляется,... Читать далее
1
Мир вам, Александр! Приведу некоторые комментарии по данному тексту: "День Мой" - словом "день" называлось явление Помазанника в последние времена. Евреи верили, что Аврааму еще при жизни было дано видеть будущее, в том числе и Помазанника. Например, место из книги Быт. 12:3 "И благословятся в т... Читать далее
1
Трудные тексты25 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Мы исчезаем от гнева Твоего. Как это понимать христианам в наше время?

Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Псалтирь 89:7 Как это место Писания относится к сегодняшним христианам? Законы ведь существуют как физические, так духовные!

Спрашивает
Тамара
Мир вашему сердцу, Тамара! Вы когда-нибудь пробовали переписывать слова Библии? Это очень хороший способ помочь себе проникать в глубь того, что пытается сказать Бог, не просто увидев, но и как бы "прощупав" контекст. Мы ведь понимаем, что опасно вырывать какие-то слова из общего текста. Вы задал... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Нина! "Обнаженное дерево" - точное значение использованных в оригинале слов неизвестно. Возможно здесь используется игра слов. Есть различные варианты перевода. Вот иудейский перевод: "Бегите, спасайте жизнь свою, и станете подобны можжевельнику в пустыне." (Танах Иудейский, перево... Читать далее
1
Приветствую Миша! Ветхий завет, несмотря на все старания христианских богословов это ему приписать, не одобряет мести. Так как в древнем Израиле до избрания царя не было силовых органов (представляете себе такое положение в современном обществе? И ничего, жили. Так кто же был цивилизованней?), то... Читать далее
1
Трудные тексты25 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Почему в родословиях перечислены только по 1-4 имени, а Библия говорит, что из Египта вышло 600 тысяч?

Как израильтяне так быстро размножились в Египте? В Исход 6:16 написано что Левий - Кааф - Амрам - Мойсей. Как за 400 лет прошло только 4 поколенья? И еще, потом написано что при выходе израиских мужчин было 600 тыс. Почему так много, если читая родословные мы не видим ни людей, у которых было бы по 10 детей, у большинства 2-4. Не понимаю этого момента.

Спрашивает
Вова
Мир вам, Вова! Библия не преследует цель давать имена всех людей, когда-то родившихся от Авраама, например, или от Адама. Основной принцип родословий, представленных в Библии, - перечислять только первенцев мужского рода от законных (первых) жен. Довольно большую группу исключений составляют те слу... Читать далее
2