Отвечает
Александра Ланц
Бог, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода. Как это понимать?

Что означают слова о неизбежности наказания детей за грехи их родителей в этой заповеди: "не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода , ненавидящих Меня". Означает ли это, что если мой отец совершил грех, тем более тяжкий, я и мои дети до четвертого рода будут нести за это наказание, даже живя законами и заповедями Божьими? В чем здесь справедливость? Как я могу искупить грехи моего умершего отца?

Спрашивает
Игорь

Здравствуйте, Игорь!

Вы процитировали слова из Исх.20:5, но к сожалению, вы взяли только испугавшую вас часть заповеди. Вот как звучит заповедь, если процитировать её полностью:

4Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Исх. 20:4-6

Думаю, вы уже увидели, что здесь, действительно, какая-то странная справедливость. Бог наказывает за проявленную к Нему ненависть только до третьего и четвёртого поколения, но при этом благословляет тех, кто любит Его аж до тысячи родов. Несопоставимые цифры, однако.

Несмотря на то, что сама заповедь несёт в себе глубочайший смысл, я всё же не буду останавливаться на этом, потому что ваш вопрос ведёт нас в несколько иную сторону. Дело в том, что тот отрывок, в котором находятся вызвавшие ваше недоумение слова Вседержителя, относится так же к описанию одной из самых удивительных ситуаций прошедших времён, когда Бог откликнулся на просьбу Моисея показать Моисею Его славу:

19И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею.
Исх. 33:19

Поэтому  я хочу позвать вас к первоисточнику слов Бога, показавшихся вам странными. Они относятся к имени Иеговы, которое Он провозгласил для Моисея:

5И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.
6И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
7сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.
Исх. 34:5-7

Всё слышанное и виденное так потрясло Моисея, что он пал на землю и из самого своего сердца обратился к Богу:

9и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим.
Исх. 34:9

Вот в этих словах Моисея открывается для нас суть того, Кто есть Бог для человека и как мы должны относиться к имени Бога, которое Он провозглашает для нас. Если вы сможете правильно понять то, что говорит к вам Бог в Исх.34:5-7, вы как Моисей обязательно воскликните:

Владыка!
Прошу Тебя – пойди посреди моей семьи!
Мы жестоковыйны, но прошу – прости наши беззакония!
Сделай нас наследием Твоим!

Не странно ли? Бог «пугает» Моисея тем, что будет наказывать вину отцов в детях до третьего и четвёртого рода, а Моисей Ему в ответ: «пойти посреди нас!», «сделай нас Твоими наследниками!» Не думаю, чтобы умный и внимательный ко всему Моисей мог недослышать окончание имени Иеговы. Но почему же тогда он не испугался, но наоборот всеми силами потянулся к Богу? Потому что он услышал прекрасную истину о характере Бога!

Какой Он Бог?

Человеколюбивый  (любит всякого человека).
Милосердый (благой и щедрый).
Долготерпеливый   (Его трудно заставить разгневаться).
Многомилостивый  (верный в Своём отношении к человеку).
Истинный (надёжный, постоянный, неизменный).
Сохраняющий милость в тысячи [родов],  
Прощающий вину и преступление и грех.

И всё это уравновешено тем, что Бог силён наказывать и будет наказывать: «не оставляющий без наказания». Вопрос только – зачем и кого наказывает Бог? Наилучший ответ содержится в Послание апостола Павла к Евреям:

6Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».
7Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
8Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны.
9Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
10Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
Евр. 12:6-10

Выводы:

  1. Бог наказывает только тех, кого реально считает Своими детьми;

  2. Бог наказывает Своих детей для того, чтобы через наказание спасти их и их детей, для Вечной Жизни.

Именно это понял Моисей, в чьём сердце постоянно жила забота о народе. Моисей понял, что только Такой Бог способен провести народ к процветанию, потому что Этот Бог будет не просто «добреньким» и «всёпозволяющим», но будет настоящим мудрым, сильным Отцом, Который позаботится о спасении каждого человека. А наказание от Самого Мудрого изо всех отцов, - это всегда благо.

Вас беспокоит то, что вы сейчас страдаете за грехи вашего отца? Тогда повернитесь к Богу лицом и поблагодарите Его за то, что Он наказал и вашего отца, и вас, потому что через это наказание вы, Игорь, и ваши дети могут быть спасены.

Если бы Бог не отреагировал на беззакония вашего отца, если бы просто гладил бы его по голове и приговаривал «я тебя люблю, делай, что хочешь», то у вас не было бы никакого шанса на спасение, потому что человеческая падшая природа не способна сама по себе отказаться от саморазрушения, ей нужна помощь. И наказание от Бога – это самая лучшая и действенная помощь.

Через это наказание вы, потомок наказанного, сможете начать искать Бога и Его правды, сможете начать шуршать страницами Библии в поисках ответов на ваши вопросы, через это наказание вы встанете на колени и обратитесь к Богу с искренней просьбой открыть вам путь, идя по которому вы избавитесь от своих грехов и научите своих детей не грешить пред лицем Небесного Отца. Через это наказание вы получите шанс понять главное в имени Бога:

«Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех»

Благодаря наказанию, которое наложил Бог на вашего отца, вы сможете, если поверите Богу, однажды удивлённо обнаружить, что Апостол Павел был бесконечно прав:

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
Евр. 12:11

Вы никак не можете исправить грехи вашего отца. Искупить их может только Христос, поэтому вопрос об искуплении стоит только между вашим отцом и Христом.  Но вы можете воззвать к имени Вседержителя и как Моисей сказать:

9и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим.
Исх. 34:9

Я уверена, что на такую просьбу измученного сердца Бог ответит незамедлительно. Здесь я хочу обратить ваше внимание на один предельно важный момент: вы сможете начать жить по заповедям и законам Божиим только после того, как начнёте всем сердцем просить Его идти с вами и сделать вас Его наследниками. Не раньше. Потому что невозможно научиться реально исполнять заповеди Божии, когда твои учителя - люди или твой собственный разум, только Бог точно знает, как должны быть исполнены Его законы. Поэтому вы сможете начать жить праведно только тогда, когда позволите Самому Богу объяснить вам, что такое праведность, т.е. когда позволите Ему стать вашим Единственным Учителем.

Всех вам благословений Вседержителя, да станет Он Владыкой вашей жизни!

Саша.

1
Похожие вопросы
Мир Вам, брат Сергей! Здесь может быть несколько причин. Во первых, Откровение написано языком образов. Это не буквальная цепь событий. Во вторых, события (трубы) хронологически могут отстоять друг от друга на сотни лет. Поэтому "трава" могла вновь отрасти. В третьих, контекст 8-й главы предполагае... Читать далее
1
Трудные тексты11 дней назад
Отвечает
Олег Замигайло
Каким словом в древнееврейском языке обозначалось слово материя, слово энергия и какое то слово имело значения во время написания Библии?

Здравствуйте! Желаю Вам Божьих благословений и процветания!Пожалуйста помогите разобрать мой вопрос. Возможно посоветуйте, где я могу
получить ответ на мой вопрос: литература, проповеди, служения.

Спрашивает
Жанна
Мир вам, Жанна! В древнем Израиле не было таких философских понятий, как материя и энергия. Эти понятия пришли к нам из античной греческой философии атомистических концепций Демокрита, Платона и т.д. По поводу, какие слова древнего иврита используются в оригинале Торы для описания процесса сотворен... Читать далее
1
Мир Вам, Наташа! Согласно Библейской Энциклопедии архимандрита Никифора: Проклятие (Быт. 27:12) - в Библейском употреблении означенное слово противоположно слову: благословение. Под проклятием в противность благословению разумеется лишение благословения и осуждение на бедствия. Проклятие произнес... Читать далее
1
Трудные тексты11 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему Иисус не запретил освобожденному одержимому говорить о Нем, как Он запрещал другим исцеленным людям?

Почему, как правило, людям, исцеленным от недугов и после изгнания беса, Иисус наказывал никому не рассказывать о сотворенных чудесах, а человеку, одержимому легионом бесов и исцеленному, напротив, наказал идти домой и рассказать людям о милости Господа? Отказал исцеленному в просьбе быть с Иисусом?

Спрашивает
Ирина
Доброго вам времени суток, Ирина! Дело в том, что миссия Иисуса заключалась не в том, чтобы исцелять людей, а в том, чтобы проповедовать Царствие Божие, покаяние и путь спасения от навечной смерти. Однако Иисус никому не отказывал в исцелении и даже воскрешал людей, потому что Он, кроме проповеди, ... Читать далее
1
Трудные тексты11 дней назад
Отвечает
Алла Бурлай
Уважаемый Дмитрий! Такой фразы в Библии нет. Есть другая фраза, записанная в Послании апостола Павла: По-моему, она в комментариях не нуждается, но если хотите разобраться, прочитайте ее в контексте. Вот следующие 2 стиха:Божьих благословений... Читать далее
0
Мир Вам, Влад! Мы бы были, при этом греха и страданий не было бы - а все мы были  счастливы. Кажется чем-то призрачным, но именно для того чтобы вернуть нас в это состояние Царства Божьего и единства с Богом, Иисус Христос умер за нас на Голгофе и воскрес на третий день. Вот первоначальный план Б... Читать далее
1
Трудные тексты12 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Так можно ли увидеть Бога?

Обьясните, пожалуйста, как понять:

"Бога не видел никто никогда" (Ин.1:18)
"Но в то же время: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм" (Ис.6:1)
"когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройдуи когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо" (Исх. 33:22-23) Пусть не лицо но.. Как обьяснить эти стихи?

Спрашивает
Руслан
Мир вам, Руслан! Бог бесконечен, вечен, всеобъемлющ, всезнающ, Он всесилен, в Нём сосредоточена бесконечность знаний и возможностей. Можно ли увидеть Такого Бога? Всего и сразу? Конечно, невозможно. Он не просто огромен, Он бесконечно огромен. Можете ли вы увидеть бесконечность? Никто не может. Поэ... Читать далее
1
Трудные тексты12 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Мне кажется, что Библия поощряет ложь блудницы Раав.

Здравствуйте, вот увидел вопрос на сайте про ложь... Если не ошибаюсь, вы считаете, что любая ложь – грех, я тоже так считаю. Только такое ощущение, что в Библии поощряется ложь блудницы Раав.  (Иак.2:25) Может, я неправильно понял отрывок. Но ведь от греха только хуже, получается, что она сделала только хуже, солгав? Ведь ей надо было сказать правду и уповать на Бога. Объясните, пожалуйста.

Спрашивает
Аноним
Доброго вам времени суток, человек, обретающий имя! Если бы Раав знала Бога так, как знали Его апостолы, она в момент опасности получила бы от Него мудрость, силу и защиту для того, чтобы ответить не солгав, но одновременно не причинив вреда тем, кого она пыталась спасти (Иак.1:5-8). Да, грех всё... Читать далее
0
Доброго вам времени суток, Майя!Понять эти два повеления возможно только тогда... когда мы хорошо осознаём ту обстановку, в которой были произнесены эти слова; когда мы принимаем Ветхозаветных Писания за богодухновенные, необходимые для нашего совершенствования в вере и праведности. Израиль во времена Иисуса жил под властью Ри... Читать далее
1
Трудные тексты12 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Почему в Откр.1:13 Иисус одет не так, как одет первосвященник при ежедневном служении в Исх.28?

Его одежда больше похожа на ту, которая описана в Левитам 16 глава.

Спрашивает
Владимир
Мир Вам, брат Владимир! Вот интересующие нас тексты:Вы правы, Иисус Христос из книги Откровение 1 -й главы одет как первосвященник в "судный день" (Йом Киппур) из Левит 16. Возможное толкование этого символизма таково: Книга Откровение описывает не только решение проблемы грехопадения на Земле, не только искупление человечества, но и символическую историю борьбы Христа и сатаны в целом. Первая и последние главы книги Откровение являются ключевыми, так как открывают чи... Читать далее
1