Отвечает
Александра Ланц

Отвечает: Александра Ланц


Вопрос
: В Евр.8:9  апостол Павел цитирует Иер.31:32. Мне кажется у цитаты и оригинала разный смысл. Разве нет противоречия между:


"Я оставался в союзе с ними, говорит Господь" и  "Я пренебрег их, говорит Господь".

Доброго вам времени суток, Виктор!

Прежде, чем я отвечу на ваш вопрос, позвольте и мне задать вам вопрос. Как вы думаете, возможно ли оставаясь в союзе с кем-либо, всё же пренебречь этого кого-то? На мой взгляд, такое вполне возможно... и частенько случается в семейных союзах.

То, на что вы обратили внимание, действительно, очень интересно, потому что Павел цитируя пророка Иеремию, указывает на условия, при которых завет может иметь спасительную для людей силу.

Завет всегда заключается между двумя сторонами. В данном случае, это

...Бог         и       ...дети Израиля

Завет имеет спасительню для Израиля силу только тогда, когда и та, и другая сторона остаются верными завету. 

Говоря устами пророка Иеремии, Бог Вседержитель утверждает,  что Он всегда сохранял союз со Своим народом, тогда как народ нарушил (и судя по тому, что рассказывает нам Библия, постоянно нарушал) этот союз.

Что же происходило, когда народ нарушал условия завета? То, о чём сказал апостол Павел: Бог начинал пренебрегать Своим народом (но при этом не нарушая заключённого союза со Своей стороны)

Слово, которое переведено, как «пренебрегать», так же означает «не радеть, относиться беспечно, оставлять без внимания». О том, что Спаситель станет «пренебрегать» Своим народом, если они начнут нарушать условия завета со своей стороны, Он предупреждал их постоянно. И о том, что последствия этого Его действия будут весьма неприятны, Он тоже предупреждал ещё тогда, когда давал народу Закон в качестве основы Завета:

«если же отвратится сердце твое (*от завета, в который ты сейчас вступаешь), и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан» (Втор.30:17-19).  А почему не сможет народ пробыть там долго, если станет нарушать условия завета? Потому что Бог отойдёт от них, начнёт «пренебрегать» ими, «не радеть о них», а где нет защиты Бога – там спокойная жизнь заканчивается очень быстро (Пс.103:27-30; Пс.17:3). 

Вот ещё одно серьёзное предупреждение избранному народу, но уже потомкам тех, кого Он вывел из земли Египетской: "Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли. Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят" (Ис.1:19-20).

И так далее... таких предупреждающих слов Господа в Библии очень много, при этом, читая Библию, мы реально видим, что Бог, страдая от всех беззаконий и преступлений Своего народы, продолжал оставаться в союзе с ними.  Однако надо очень хорошо понимать, что Он это делал не ради потакания греху, а ради осуществления плана спасения для жителей всей земли. Ведь по плану, именно из этого народа должен был произойти Спаситель, в свете Которого возрадуются все племена земные (Ис.42:6-8; Лук.2:29-32)

Оставаясь с ними в Союзе, Бог постоянно исполнял Своё обещание о том, что если они начнут сопротивляться союзу, Он станет пренебрегать ими. Закон Прит.12:34 - "За зло свое нечестивый будет отвергнут" – действует всегда.

Таким образом, апостол Павел, когда вместо «Я оставался в союзе с ними» говорит «Я пренебрёг их», указывает нам на другую стороны этого союза – на еврейский народ. Они отступая от Бога, всегда оказывались в «пренебрежении» с Его стороны, а проще говоря должны были пройти через множество наказаний (которые, судя по книге Иеремии, Бог постоянно пытался хоть как-то смягчить), чтобы через эту Богооставленность понять необходимость вернуться к Союзу с Ним.

В любом случае, какие бы наказания ни приходили на избранный народ от лица Бога (меч, моровая язва, дикие звери и пр. бедствия, уничтожающие окаменевший сердцем плотских потомков Авраама), Бог всегда сохранял в живых остаток людей верных Ему, чьи сердца были  вполне преданы Ему и потом за счёт этих праведников восстанавливал и весь народ (3Цар.19:17-18; Ис.11:11; Ис.37:31), потому что эти праведники, в отличие от плотских иудеев, закостеневших в своём противодействии голосу Бога, всегда оставались верными Союзу, хотя и были вынуждены страдать из-за отодвигающих защиту Божию мерзостей своего собственного народа.  Именно о них Бог говорит в Иер.31:37 (не о грешниках, через кого Его святое имя хулится! о грешниках мы знаем, что они погибнут за свои грехи, не смотря на то, обрезаны ли они или нет):

Иер.31:37 Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну всё племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь.

Он не отвергнет всё семя Израилево! Отвергнет только нечестивых израилитян, позволивших своим сердцам окончательно окаменеть, но верный остаток пребудет пред Богом ВЕЧНО.

Цитирая пророка Иеремию, апостол Павел, хорошо знавший, что происходило с отступавшими от Бога израилитянами, ещё раз подтверждает, что отставаясь в Союзе с избранным народом, Бог никогда не пощадит тех, кто сам оставил Его, отказавшись слушать Его голос, и тем самым вышел из Завета.

 Иер.31.
 Евр.8
Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской;

тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской,

потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. 

С уважением,

Саша.


0
Похожие вопросы
Трудные тексты22 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Сергей!А вам не показалось странным, что при этом написано о всех сорока годах странствования по пустыне и о приходе к границам Ханаана? А ведь о том, что Израиль будет странствовать сорок лет в наказание за свое неверие, будет сказано гораздо позже! Все очень просто: Моисей написал не только книгу Исход,... Читать далее
2
Трудные тексты22 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Светлана, можно я отвечу Вам по-русски?  Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, здесь не идет речь и о крещении Духом, тем более - огнем, но скорее "крещение" в лице Его смерти. Слово "креститься", если употребляется,... Читать далее
1
Евгений, добрый день. Данный текст необходимо для понимания не отрывать от предыдущего: Аналогичное высказывание по смыслу апостол Павел применяет:В этих текстах говорится о том, что богохульников (блудника) Павел исключил из церкви. Церковь является Божьей семьей, находящейся под Его постоянной, неусыпной защитой. А человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под терр... Читать далее
1
Трудные тексты23 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Мы исчезаем от гнева Твоего. Как это понимать христианам в наше время?

Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Псалтирь 89:7 Как это место Писания относится к сегодняшним христианам? Законы ведь существуют как физические, так духовные!

Спрашивает
Тамара
Мир вашему сердцу, Тамара! Вы когда-нибудь пробовали переписывать слова Библии? Это очень хороший способ помочь себе проникать в глубь того, что пытается сказать Бог, не просто увидев, но и как бы "прощупав" контекст. Мы ведь понимаем, что опасно вырывать какие-то слова из общего текста. Вы задал... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Нина! "Обнаженное дерево" - точное значение использованных в оригинале слов неизвестно. Возможно здесь используется игра слов. Есть различные варианты перевода. Вот иудейский перевод: "Бегите, спасайте жизнь свою, и станете подобны можжевельнику в пустыне." (Танах Иудейский, перево... Читать далее
1
Трудные тексты23 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему в родословиях перечислены только по 1-4 имени, а Библия говорит, что из Египта вышло 600 тысяч?

Как израильтяне так быстро размножились в Египте? В Исход 6:16 написано что Левий - Кааф - Амрам - Мойсей. Как за 400 лет прошло только 4 поколенья? И еще, потом написано что при выходе израиских мужчин было 600 тыс. Почему так много, если читая родословные мы не видим ни людей, у которых было бы по 10 детей, у большинства 2-4. Не понимаю этого момента.

Спрашивает
Вова
Мир вам, Вова! Библия не преследует цель давать имена всех людей, когда-то родившихся от Авраама, например, или от Адама. Основной принцип родословий, представленных в Библии, - перечислять только первенцев мужского рода от законных (первых) жен. Довольно большую группу исключений составляют те слу... Читать далее
2
Мир вам, Александр! Приведу некоторые комментарии по данному тексту: "День Мой" - словом "день" называлось явление Помазанника в последние времена. Евреи верили, что Аврааму еще при жизни было дано видеть будущее, в том числе и Помазанника. Например, место из книги Быт. 12:3 "И благословятся в т... Читать далее
1
Трудные тексты23 дня назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна?

В притче о богаче и Лазаре сказано что праведники идут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную. Объяснение которое я прочитал тут меня не удовлетворило. Если ему следовать, то жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна. Объясните этот парадокс, ведь и там и там употреблено одно и то же слово вечность.

Спрашивает
Николай
Уважаемый Николай! Как я пытался показать в этом ответе, в библейском языке понятие "вечный" близко понятию "неизменный", "происходящий при прочих равных условиях". Вечная участь как праведных, так и грешных будет окончательной, не подлежащей изменению, и в этом смысле вечной. Для любящего Бога раз... Читать далее
1
Приветствую Миша! Ветхий завет, несмотря на все старания христианских богословов это ему приписать, не одобряет мести. Так как в древнем Израиле до избрания царя не было силовых органов (представляете себе такое положение в современном обществе? И ничего, жили. Так кто же был цивилизованней?), то... Читать далее
1
Трудные тексты24 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
Люцифер пал из-за того, что не захотел, чтобы Адам давал ему имя?

Отто Вендель в одном из разборов субботней школы сказал, что Люцифер пал из-за того, что не захотел, чтобы Адам давал ему имя, так как считал его более низшим существом. Приемлема ли подобная мысль? И как вообще относиться к Отто Венделю?

Спрашивает
Олег
Приветствую Вас, Брат Олег! Многие люди пытаются быть оригинальными, и высказывают вслух свое непроверенное мнение, подчас может и просто необдуманное. Вот и здесь представлена мысль, которая в принципе не совместима с тем, что повествует нам Библия. Почему? Есть несколько моментов, упомянутых в Би... Читать далее
1