Отвечает
Александра Ланц
Что такое кротость? Ис.32

Написано, что Моисей был самый кроткий человек, но при этом мог дать пить расплавленного тельца непокорным, тогда, что такое кротость?

Спрашивает
Мария

Здравствуйте, Мария!

Прежде, чем я начну отвечать на заданный вами вопрос, позвольте мне немного подкорректировать его, обратив ваше внимание на то, что телец всё же был не расплавленный, а то, читающие ваш вопрос люди вполне могут подумать, что Моисей предложил народу пить нечто, что с первых же секунд обжигало их горло и убивало на месте. Давайте будем внимательны к тексту Библии:

20и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.
Исх. 32:20

Видите? Телец был сожжен на таком жарком огне, что от него осталось лишь то, что можно было растереть в прах. Затем этот прах был смешан с водой и дан для пития сынам Израилевым.

Теперь я хочу предложить вам сделать чёткий и осознанный выбор о том, кто прав: мы, рассматривающие Моисея со своим пониманием того, какой должна быть кротость, или Библия, чётко и ясно называющая Моисея кротчайшим человеком того времени, когда он жил (Числ.12:3)? 

Вы стоите перед выбором: отказаться от своего собственного представления о кротости, если Библия представляет это иначе, или продолжать колебаться, полагая, что Библия ошибается. Лично я точно знаю, что Библия не ошибается, поэтому когда я сталкиваюсь с какими-либо «странностями», как та, которую вы обозначили в своём вопросе, я понимаю,  что настал ещё один момент, когда Бог готов ещё что-то поменять в моём сознании, в моей системе ценностей, вычистив из моего сердца ошибки и ложь и заполнив чистое место знанием, исходящим от Него. И радуюсь. Да благословит вас Спаситель войти в эту радость хотя бы однажды, чтобы на собственном опыте вкусить, что благ Господь и ищущим правды Его воздаёт.

Итак, перед нами кротчайший человек Моисей, который оказался настолько решительным и непреклонным, что под страхом смерти несколько раз приходил к фараону требовать полной свободы для своего народа, а потом вывел из Египетского рабства около двух миллионов человек и каким-то образом умудрился организовать из них весьма стройное ополчение. В один из переломных моментов он даже «воспламенился гневом» и дал народу пить смесь из воды и сожженного и растёртого в порошок золотого тельца (Исх.32:19-20), прочитайте эту главу дальше и вы ещё более удивитесь – действительно ли этот человек кроткий? Но не позволяйте своему плотскому сознанию идти дальше этого удивления, твёрдо держитесь того, что со страниц Библии говорит Тот, Кто создал и Моисея, и вас, а Он никогда не ошибается. Это Он назвал Моисея кротчайшим человеком.

Так как вас заинтересовала именно история с тельцом, то давайте внимательно прочитаем всю главу, где она рассказана, следя за тем, чтобы не позволить своему бунтующему против Правды Божией сознанию пропустить ключевые слова и фразы. Что же мы увидим?

Мы увидим, что огромное количество народа решило, что можно и даже нужно сделать себе нового бога, при этом они решили, что всё, чему уже успели научиться, они применят к этому новому богу, т.е. истинное служение, жертвенник, праздники, все заповеди, которые они получили от Создателя, они перенесут на вылитого из золота тельца! При этом нового бога для них должен был сделать человек, который был поставлен первосвященником Богу Живому и Истинному! Смотрите, что они говорят этому человеку по имени Аарон: «встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами». Аарон, поддавшийся этим словам, которые явно были бунтом против Спасителя, «взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»

Чем всё это грозит народу? Погибелью! Отказ от источника Жизни, да ещё в пустыне, - это самоличное подписание себе смертного приговора. Там, где нет воды, человек медленно и мучительно умирает, а Бог – это наша Вода Жизни!

Итак, народ оказался от Того, Кто реально вывел его из Египта, чтобы привести в добрую землю. В этот момент Бог говорит Моисею, который находится в общении с Ним на горе: «да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя». Вот это шанс для Моисея, уже успевшего помучиться с двухмиллионной толпой бывших рабов! Стать отцом целого народа, который он сам воспитает, сам приведёт к Богу, сам будет держать так, чтобы они полюбили Бога и следовали только за Ним! Кто бы не согласился на такую великую роль в жизни человечества! Стоять чуть ли не на одной ступени со Спасителем! Чья гордость не начала бы радостно прыгать от такой перспективы?

Но что отвечает Моисей? Вы сами сможете прочитать его слова, суть их в следующем: «Не делай этого! Потому что через это Твоё действие Твоё имя может оказаться в посрамлении!».

Не странно ли? Моисею предложена такая прекрасная участь, а Он отказывается от неё... только бы имя Господа Вседержителя не было ничем запятнано!  Он кротко склоняется перед Богом, в Моисее нет и намёка на гордость за то,  что он, Моисей, такой хороший и достойный, так всё правильно делает в отличие о этого глупого и развращённого народа, оставшегося у подножия горы, на которой он,  праведный и святой Моисей, лицом к лицу разговаривает с Самим Творцом!  Напротив, Моисей ещё больше склоняется перед Богом, ещё более превозносит чистоту и святость его имени!

И затем, спустившись к народу, который своим поведением прямо и однозначно вызывает Божий справедливый гнев на себя, и тем самым толкает Моисея к тому, чтобы согласиться стать отцом нового народа, этот наикротчайший человек, отказавшийся от гордого «я лучше вас всех вместе взятых», пытается спасти хотя бы некоторых, хотя бы тех, кто подписал свой смертный приговор неосознанно, кто готов покаяться и склониться перед Истинным Подателем Жизни.

«и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым».

Это был акт спасения, а не принуждения! Это была попытка объяснить погрязшему в желаниях плоти народу, что плоть не имеет ничего общего с истинным Богом! Плоть всегда превращается в отходы, как плоть золотого тельца, прошедшего по их кишкам, вышла наружу с калом и мочой. Бог не имеет ничего общего с плотью! Он свят, праведен и обитает в непреступном свете! Бог не может быть представлен ничем плотским!

В том, что происходило тогда в пустыне, Моисей проявил себя как человек, предельно заинтересованный в том, чтобы:

  1. гнев Бога не пал на его народ и чтобы....

  2. имя Бога не пострадало в сложившейся ситуации!

Прямое доказательство этого находится в этих стихах:

30На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.
31И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;
32прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
Исх. 32:30-32

Только подумайте! Моисей был готов отказаться ото всего: от своей репутации сильного вождя, от имени праведника (ведь знает же, что его действия могут быть истолкованы неверно), он готов отказаться от самого главного -  Вечной Жизни, только бы Бог простил согрешивших людей, только бы хоть как-то загладить то, что сделали люди! Перед нами ярчайший образец библейской кротости.

Так что такое кротость в термине Библии? Это такая любовь человека к Богу, такое преклонение перед Его святостью и праведностью, которые вытесняют из человека любые даже намёки на гордость за себя, за свои дела, и ведут человека к тому, чтобы, рискуя всем, непрестанно защищать имя Бога, всеми силами помогая другим людям встать на путь спасения.

Кротость – это прежде всего смирение перед Богом, когда человек приходит к Нему не себя показать, а за спасением для себя и других, когда человек хорошо понимает, что без Бога – он ничто, и поэтому не испытывает ни малейшего желания возвыситься над другими людьми, но только одно желание – возвысить перед ними Бога, чего бы это ему не стоило.

Дух кротости – это отсутствие какого-либо самопревознесения, когда ты  готов отдать всё: свое время, возможности, таланты, здоровье, даже жизнь, только бы спасти хотя  бы одного человека и тем самым прославить Бога, сделать сияние Его имени ярче в этом мире тьмы. Не себя прославить, а Бога!

Частенько в нашем мире кротость ассоциируется со слабостью, но хотя они могут выглядеть одинаково, это два совершенно разных качества.

Слабость – это недостаток силы и смелости, покорность греху.

Кротость – это осознанное решение человека всегда стоять на стороне Бога и поступать только так, чтобы Бог и Его воля был первым и последним во всём, что ты делаешь.

Прочитайте тексты, которые я приведу для вас ниже, и честно скажите: требуется ли от человека сильная воля, твёрдые моральные и духовные устои, ясное пониманием воли Бога для того, чтобы придерживаться сказанного в них?

39А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
Мф. 5:39
21Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи раз», но до седмижды семидесяти раз.
Мф. 18:21-22
31 Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной бо́льшей сих заповеди нет.
Мк. 12:31

Полагаю, что если даже просто задуматься над глубинным смыслом этих требований Самого Бога, сердце начнёт противиться и искать оправдания! Не говоря уже о том, что всё это надо бы исполнять, если называешь себя учеником Христа. А исполнить может только тот, в ком есть дух кротости перед Богом, перед Его святостью и праведностью, перед Его волей. Не перед грехами и грешащими людьми, а перед Богом. Почему именно перед Богом? Потому что только Он может указать верный путь как к вашему личному спасению, так и ко спасению всех, кто вас окружает!

8Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,
9направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.
...
12Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.
13Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.
14Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.
15Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.
Пс. 24:8-9,12-15

В этом отрывке проводится ясная параллель: кроткий – этот тот, кто боится Бога, тот, кто чьи глаза, а значит и сердце, направлены к Богу.

Да взрастит Спаситель в нас кротость, которую не знают наши плотские сердца, да научит нас жить праведно и свято пред светлым лицем Его!

Саша.

1
Похожие вопросы
Мир Вам, брат Александр! Вот интересующий нас отрывок:Какое-то рациональное объяснение удвоению срока очищения несомненно есть, однако в Библии отсутствует прямое объяснение этому. Возможно мы не знаем каких-то культурных особенностей или обычаев того времени, которые уже не существуют или их смысл утерян. Существует много толкований этого отрывка, но... Читать далее
1
Трудные тексты1 день назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
2
Трудные тексты26 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Сергей!А вам не показалось странным, что при этом написано о всех сорока годах странствования по пустыне и о приходе к границам Ханаана? А ведь о том, что Израиль будет странствовать сорок лет в наказание за свое неверие, будет сказано гораздо позже! Все очень просто: Моисей написал не только книгу Исход,... Читать далее
2
Трудные тексты26 марта 2024
Отвечает
Александр Серков
Светлана, можно я отвечу Вам по-русски?  Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, здесь не идет речь и о крещении Духом, тем более - огнем, но скорее "крещение" в лице Его смерти. Слово "креститься", если употребляется,... Читать далее
1
Трудные тексты25 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Почему в родословиях перечислены только по 1-4 имени, а Библия говорит, что из Египта вышло 600 тысяч?

Как израильтяне так быстро размножились в Египте? В Исход 6:16 написано что Левий - Кааф - Амрам - Мойсей. Как за 400 лет прошло только 4 поколенья? И еще, потом написано что при выходе израиских мужчин было 600 тыс. Почему так много, если читая родословные мы не видим ни людей, у которых было бы по 10 детей, у большинства 2-4. Не понимаю этого момента.

Спрашивает
Вова
Мир вам, Вова! Библия не преследует цель давать имена всех людей, когда-то родившихся от Авраама, например, или от Адама. Основной принцип родословий, представленных в Библии, - перечислять только первенцев мужского рода от законных (первых) жен. Довольно большую группу исключений составляют те слу... Читать далее
2
Мир вам, Александр! Приведу некоторые комментарии по данному тексту: "День Мой" - словом "день" называлось явление Помазанника в последние времена. Евреи верили, что Аврааму еще при жизни было дано видеть будущее, в том числе и Помазанника. Например, место из книги Быт. 12:3 "И благословятся в т... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Нина! "Обнаженное дерево" - точное значение использованных в оригинале слов неизвестно. Возможно здесь используется игра слов. Есть различные варианты перевода. Вот иудейский перевод: "Бегите, спасайте жизнь свою, и станете подобны можжевельнику в пустыне." (Танах Иудейский, перево... Читать далее
1
Приветствую Миша! Ветхий завет, несмотря на все старания христианских богословов это ему приписать, не одобряет мести. Так как в древнем Израиле до избрания царя не было силовых органов (представляете себе такое положение в современном обществе? И ничего, жили. Так кто же был цивилизованней?), то... Читать далее
1
Трудные тексты25 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Мы исчезаем от гнева Твоего. Как это понимать христианам в наше время?

Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Псалтирь 89:7 Как это место Писания относится к сегодняшним христианам? Законы ведь существуют как физические, так духовные!

Спрашивает
Тамара
Мир вашему сердцу, Тамара! Вы когда-нибудь пробовали переписывать слова Библии? Это очень хороший способ помочь себе проникать в глубь того, что пытается сказать Бог, не просто увидев, но и как бы "прощупав" контекст. Мы ведь понимаем, что опасно вырывать какие-то слова из общего текста. Вы задал... Читать далее
1
Евгений, добрый день. Данный текст необходимо для понимания не отрывать от предыдущего: Аналогичное высказывание по смыслу апостол Павел применяет:В этих текстах говорится о том, что богохульников (блудника) Павел исключил из церкви. Церковь является Божьей семьей, находящейся под Его постоянной, неусыпной защитой. А человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под терр... Читать далее
1