Трудные тексты25 августа 2010
Отвечает
Александр Дулгер
Почему Богу был неугоден дар Каина Быт 4:5 в виде плодов земли?
Спрашивает
Аноним
Отвечает: Александр Дулгер
Сергей спрашивает: В Быт 4:5 говорится: а на Каина и на дар его не призрел, т.е. Бог не принял дара Каина в виде плодов земли видимо это был хлеб, хотя он был земледельцем и не имел овец.В главе 29 Исхода несколько раз в качестве жертвы, угодной богу упоминается мука и хлеб.
Что произошло с тех времен и почему Богу стала угодна такая жертва?
Мир Вам, брат Сергей!
Ритуальные жертвоприношения животных не были уделом одних только израильтян. Эти ритуалы совершали и древние люди. В Библии упомянуты Каин, Авель, Ной, Авраам и другие.
Каков же был смысл этих ритуалов? Он описан в книге Левит, в Законе Моиссевом, в главах 1-7. Было пять видов жертвоприношений: жертва всесожжения, жертва за грех, жертва повинности (разновидность жертвы за грех), жертва мирная и жертва бескровная (хлебное приношение).
Основной смысл всех этих жертв (кроме последней) заключался в том, что грешник, убивая животное, перекладывал на него свою вину, свой грех. Заместительная жертва умирала вместо человека, а он оставался жив. В противном случае Бог должен был покарать грешника. Таким образом претворялся в жизнь принцип, описанный впоследствии апостолом Павлом:
"Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем." (Римлянам 6:23)
Разумеется, все эти жертвы были прообразами Иисуса Христа, который умер за грехи всех людей и люди верой предавали свои грехи Ему, как и мы с Вами.
Древние люди также были знакомы с этими ритуалами. Это очевидно, что Бог разъяснил их смысл еще Адаму и Еве. Их исполняли и их потомки. Таким образом, спасение через веру, оправдание через веру и праведность по вере были доступны людям во все времена, а не только христианам и израильтянам (Рим.3:30, Рим.4:13-16, Гал.3:21-22, Евр.11:7).
Итак, какую же жертву принес Авель и для чего?
Согласно Быт.4:4 жертва Авеля была принесена в соответствии с ритуалом жертвы за грех, который много столетий спустя был описан в Моисеевом Законе ("первенцев" и "их жир" - см.Исх.13:12, Левит 4:8,31,35). Авель принес жертву за грех, тем самым признавая себя грешником и желая прощения и оправдания. От Каина Господь ожидал того же.
"Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще."(Евреям 11:4)
Однако Каин не захотел принести жертву за свои грехи, считая, что ему не в чем каяться. Если у него не было овец, то он мог бы одолжить их у Авеля или выменять на "плоды земли". Однако Каин принес дар "от плодов земли". В оригинале в этом тексте стоит специальный термин "минха", который встречается только в книге Левит и означает "хлебное приношение". "Хлебное приношение" - это единственная бескровная жертва (без животного) и соответственно оно не заменяло заместительную жертву, а лишь дополняло ее. Хлебное приношение всегда сопровождало жертвоприношение завета - "всесожжение" (Исх.29:40-41, Чисел 28-29).
Каин хотел обновить завет с Богом, для получения Его благословений, не покаявшись при этом в своих грехах. Бог не просто "не призрел на дар" Каина, но милостиво указал ему на его ошибку (см.Быт.4:7). Однако, Каин так и не внял Божьему призыву. Вероятно Авель начал укорять брата за такую строптивость. Это послужило поводом для их ссоры и убийства, о котором мы все знаем.
Из этой короткой истории можно сделать несколько фундаментальных выводов:
1) Многие ритуалы и установления (вернее основная их часть) Закона Моисеева не была изобретена Богом специально для евреев. Это был универсальный механизм оправдания по вере и освящения, через который Бог спасал Своих детей до момента пришествия в наш мир Искупителя. Если через эти ритуалы спасались иудеи, то и все люди древности имели такую возможность. Ритуалы, заповеди и установления не могут зависеть от национальности. Это универсальные принципы.
Основные установления Закона Моисеева люди знали еще с допотопных времен. Они существовали в виде устного предания. При Моисее Бог повелел записать эти установления в "книгу Закона" и они стали частью Писаний.
2) Любой неисповеданный грех развивается и умножается в человеке и ведет к убийству - духовному убийству Христа, Сына Божьего (Мар.15:13-14), а иногда и ближнего, который олицетворяет Христа.
С уважением,
Александр
0
Похожие вопросы
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир вам, Ирина!
Очень интересный вопрос вы задаете. Чтобы разобраться, давайте начнем с Павла. Но затронем и отрывок, который написан далее после указанного вами.Вывод первый:
Основная мысль отрывка - исполнение закона через проявление любви.
Задача власти от Бога - "отмститель в наказание делающему злое." В реализации этого предназначения и должны христиане повиноваться власти - давая должное, что не противоречит Закону Божьему (это мы увидим далее). В сово... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понять Откровения Иоанна богослова?
Спрашивает
Лилия
Доброго вам времени суток, Лилия!
Эту книгу надо понимать, читая её глазами человека, выросшего на писаниях Торы и Пророков. Эти книги в вашей Библии собраны под названием "Ветхий Завет".
Если вы попытаетесь понять Откровение с какой-то иной позиции, вы обязательно начнёте ошибаться в интерпретаци... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
В чём основные отличия Евангелия от Матвея и Евангелия от Иоанна?
Какие особенности Евангелиевского стиха в обоих посланиях?
Спрашивает
Ирина
Дорогая Сестра Ирина, этот вопрос относится к богословию и текстологии Библии, а не к изучению содержания Библии. Данная рассылка изучает весть, содержащуюся в Библии, а не методику ее передачи. Тем не менее, я отвечу кратко на первую часть Вашего вопроса.
Четыре Евангелия передают жизнь Иисуса Хр... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Приветствую Олег!
Скорее всего, имеются в виду слова Христа: Вторая часть фразы встречается дважды: На нашем сайте есть поиск по Библии, которым Вы можете пользоваться и самостоятельно.
С уважением,
Максим... Читать далее
2
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир вам, Ирина!
Женой Каина стала его сестра или дочь одного из его братьев или сестер.
Вот часть родословия Адама и его потомков из книги Бытие 5 главы:У Адама родились еще много детей. Исходя из длительности их жизни очень хорошо видно, насколько могли смешаться поколения даже между собой. Если провести параллель с нашим временем - 10 лет к 1. Т.е. для них разница даже в 100 лет была условно сравнима с сегодняшней разницей в 10 лет между супруг... Читать далее
2
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Я не понимаю вторую часть стиха Кол.1:15 - рождённый прежде всякой твари.
Разве Иисус был рожден или сотворен Богом Отцом? Я всегда думала, что Иисус был еще всегда наравне с Богом Отцом и Духом Святым.
Спрашивает
Оксана
Да, Оксана, Вы правильно понимаете.
Однако некоторые учителя предполагают, что Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил. Дело в том, что слово "первенец" (прототокос) заменено при переводах на "рожденный прежде". В оригинале: "Он есть образ Бога... Читать далее
2
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Приветствую Вадим!
Цитирую первый текст:В отрыве от контекста трудно понять о чем здесь идет речь и можно даже превратно понять его, что можно есть любую пищу. Надо посмотреть контекст. Беру с первого стиха. О чем идет здесь речь?Когда они пришли в дом, Христос им и объясняет. Вопрос здесь не стоит о нечистой пище, которую не ели ни иудеи, ни адвентисты седьмого дня , по Писанию, вопрос стоит о том, что если есть немытыми руками, то этим нарушаются предписания старцев.
Следующий текст:... Читать далее
1
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?
Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.
Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис!
Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования.
Толкование текстов - это наука.
Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
3
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Разъясните, пожалуйста, слова Иисуса, записанные в Матф.18:15-20
Спрашивает
Юлия Викторовна
2
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Город Давидов - это Иерусалим или Вифлеем?
Спрашивает
Станислав
Доброго вам времени суток, Станислав!
Город Давидов - это и Вифлеем, и Иерусалим. Правда Библия всего однажды четко определяет Вифлеем как Давидов город:А вот для Иерусалима это выражение используется постоянно. Объяснение этому простое: Если Вифлеем был городом Давида просто по праву рождения, то Иерусалим стал его городом по праву завоевания и царствования в нем. Так же и с Иисусом. Вифлеем - Его по праву рождения в нем. Небесный Иерусалим - Его по праву завоевания (через крестную смерть) и царствования в Нем.
Лука, когда писал ... Читать далее
1