Отвечает: Василий Юнак

Александр пишет:
Здраствуйте, почему брату своему нельзя отдавать в рос деньги а иноземцу можно? не аморально ли это? Втор. 23:19-20. Спасибо.
Приветствую Вас, Брат Александр!

Начнем с того, что рассмотрим сущность денег в сравнении с другими вещами. Если мы поговорим о какой-то вещи, скажем, дорогом инструменте. Например, я приобрел дорогой инструмент за соответствующие большие деньги. Приходит другой человек (пока совершенно не важно, он мне брат или враг), и просит взаймы этот инструмент. Имею ли я право взыскать с него некую сумму за использование этого инструмента? Имеется в виду не страховую сумму на случай поломки, а именно плату за пользование моим инструментом. При этом я не говорю о бизнесе - я купил инструмент для себя, а не для того, чтобы зарабатывать на нем, сдавая его в аренду. Тем не менее, всякий инструмент имеет свой срок жизни, он изнашивается. В конце концов, я купил его для того, чтобы сделать определенное дело, и значит это дело стоило мне достаточно дорого. А такое же дело тому человеку будет стоить совсем ничего? И он даже не возместит мне за износ моего дорогого инструмента? Если, например, мой инструмент стоит 1000 рублей и он предназначен для 1000 часов работы, то это означает, что час работы этого инструмента стоит 1 рубль. Если я даю другому инструмент на три часа работы, то он должен мне возместить три рубля, не так ли? Если я взыщу с него пять рублей, то это уже будет бизнес, но три рубля взять с него я имею право. Хотя могу дать ему воспользоваться и совершенно бесплатно.

А теперь поговорим о деньгах. Деньги - тоже инструмент. Более того, деньги, не вложенные в какой-то бизнес, теряют в цене - так утверждают все экономисты. Даже существуют специальные формулы, показывающие, как с течением времени деньги обесцениваются. Но даже если бы они и не обесценивались, то давая свои деньги другому я всё равно теряю: если бы я сам вложил эти деньги в бизнес, то имел бы их с прибылью. Потому я имею право дать в долг под те проценты, которые я получил бы сам, если бы вложил их в какой-то бизнес. Но пойдем дальше: одно дело, когда просящий в долг не имеет денег сам потому, что у него случилась беда - болезнь, пожар или что-то иное. Да, тогда он нуждается в деньгах. А вот если он хочет купить какую-то вещь, и у него не хватает денег? - Это спорная ситуация, ее можно рассматривать по-разному: с одной стороны, он приобретает вещь сразу и пользуется ею вместо того, чтобы вначале накопить деньги и только после этого покупать и пользоваться. Ладно, если он покупает диван для своего дома, на котором он будет спать. А если он покупает инструмент для бизнеса, которым будет зарабатывать деньги? Он берет мои деньги и сам употребляет их в оборот, зарабатывая на них! Разве не должен он поделиться со мной, который вложил свои деньги в его бизнес? Но бывает еще более интересная ситуация: этот человек имеет деньги, но вложенные в какой-то бизнес. Вывести их оттуда - значит потерять часть прибыли. Тогда этот человек занимает деньги у меня... А мне что, не нужно получать прибыль от моих денег? Он получает от своих, а пользоваться моими будет даром?

Итак, я привел Вам простую арифметику, подтверждающую законность одалживания денег в рост, под проценты. А теперь вернемся к Библейской заповеди, говорящей, что в рост деньги давать надо чужому, а своему надо одалживать просто так, не под проценты. Что это за заповедь? Она просто подразумевает, что мы - члены одной семьи. Я не представляю, чтобы родители детям или дети родителям давали в долг под проценты. Хотя я знаком с некоторыми подобными случаями, но они попросту кощунственны. Господь учит помогать ближнему, даже помогать зарабатывать, помогать начинать бизнес! Потому Моисей заповедал не давать в рост своим братьям, хотя это было справедливо. Ну а чужестранцам - здесь нет никакой обязанности помогать. Так что давать в рост чужому является справедливым (я здесь не говорю о непомерных грабительских процентах), а давать своему без процентов - является милостью. Такой милости и учит Господь каждого человека.

Благословений!

Василий Юнак


0
Похожие вопросы
Трудные тексты28 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Сергей!А вам не показалось странным, что при этом написано о всех сорока годах странствования по пустыне и о приходе к границам Ханаана? А ведь о том, что Израиль будет странствовать сорок лет в наказание за свое неверие, будет сказано гораздо позже! Все очень просто: Моисей написал не только книгу Исход,... Читать далее
2
Трудные тексты28 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Светлана, можно я отвечу Вам по-русски?  Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, здесь не идет речь и о крещении Духом, тем более - огнем, но скорее "крещение" в лице Его смерти. Слово "креститься", если употребляется,... Читать далее
1
Трудные тексты29 дней назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна?

В притче о богаче и Лазаре сказано что праведники идут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную. Объяснение которое я прочитал тут меня не удовлетворило. Если ему следовать, то жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна. Объясните этот парадокс, ведь и там и там употреблено одно и то же слово вечность.

Спрашивает
Николай
Уважаемый Николай! Как я пытался показать в этом ответе, в библейском языке понятие "вечный" близко понятию "неизменный", "происходящий при прочих равных условиях". Вечная участь как праведных, так и грешных будет окончательной, не подлежащей изменению, и в этом смысле вечной. Для любящего Бога раз... Читать далее
1
Трудные тексты29 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему в родословиях перечислены только по 1-4 имени, а Библия говорит, что из Египта вышло 600 тысяч?

Как израильтяне так быстро размножились в Египте? В Исход 6:16 написано что Левий - Кааф - Амрам - Мойсей. Как за 400 лет прошло только 4 поколенья? И еще, потом написано что при выходе израиских мужчин было 600 тыс. Почему так много, если читая родословные мы не видим ни людей, у которых было бы по 10 детей, у большинства 2-4. Не понимаю этого момента.

Спрашивает
Вова
Мир вам, Вова! Библия не преследует цель давать имена всех людей, когда-то родившихся от Авраама, например, или от Адама. Основной принцип родословий, представленных в Библии, - перечислять только первенцев мужского рода от законных (первых) жен. Довольно большую группу исключений составляют те слу... Читать далее
2
Приветствую Миша! Ветхий завет, несмотря на все старания христианских богословов это ему приписать, не одобряет мести. Так как в древнем Израиле до избрания царя не было силовых органов (представляете себе такое положение в современном обществе? И ничего, жили. Так кто же был цивилизованней?), то... Читать далее
1
Мир вам, Александр! Приведу некоторые комментарии по данному тексту: "День Мой" - словом "день" называлось явление Помазанника в последние времена. Евреи верили, что Аврааму еще при жизни было дано видеть будущее, в том числе и Помазанника. Например, место из книги Быт. 12:3 "И благословятся в т... Читать далее
1
Трудные тексты29 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Мы исчезаем от гнева Твоего. Как это понимать христианам в наше время?

Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Псалтирь 89:7 Как это место Писания относится к сегодняшним христианам? Законы ведь существуют как физические, так духовные!

Спрашивает
Тамара
Мир вашему сердцу, Тамара! Вы когда-нибудь пробовали переписывать слова Библии? Это очень хороший способ помочь себе проникать в глубь того, что пытается сказать Бог, не просто увидев, но и как бы "прощупав" контекст. Мы ведь понимаем, что опасно вырывать какие-то слова из общего текста. Вы задал... Читать далее
1
Евгений, добрый день. Данный текст необходимо для понимания не отрывать от предыдущего: Аналогичное высказывание по смыслу апостол Павел применяет:В этих текстах говорится о том, что богохульников (блудника) Павел исключил из церкви. Церковь является Божьей семьей, находящейся под Его постоянной, неусыпной защитой. А человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под терр... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Нина! "Обнаженное дерево" - точное значение использованных в оригинале слов неизвестно. Возможно здесь используется игра слов. Есть различные варианты перевода. Вот иудейский перевод: "Бегите, спасайте жизнь свою, и станете подобны можжевельнику в пустыне." (Танах Иудейский, перево... Читать далее
1
Трудные текстыоколо 1 месяца назад
Отвечает
Александр Дулгер
Мир Вам, брат Тофик! Вот интересующий нас отрывок:Два этих сна предсказывали жизнь и положение Иосифа в Египте, в качестве наместника фараона, когда его семья пришли в Египет под его опеку и покровительство. Вы верно заметили в своем письме, что мать Иосифа, Рахиль (Быт.30:22-24), к моменту входа семьи Иакова в Египет, была уже мертва (Быт. 35:19)... Читать далее
1