Отвечает: Василий Юнак

Михаил пишет:
Мир Вам! Как Даниил мог закончить трёхгодичное обучение во второй год Навуходоносора? Не является ли этот второй год вторым годом Навуходоносора после разрушения им Иерусалима?
Приветствую Вас, Брат Михаил!

Вначале процитирую библейские тексты для тех, кто желал бы прочесть об этом в Библии: "И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя" (Дан 1:5). В первой главе книги Даниила описывается завоевание Иудеи Навуходоносором. Во второй главе описывается событие, происшедшее во второй год царствования Навуходоносора, в котором Даниил предстает уже как один из мудрецов: "Когда вышло это повеление, чтобы убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их" (Дан 2:13).

На Ваш вопрос есть два возможных ответа. Я представлю их оба, и эти ответы равнозначны по своей вероятности, хотя мне больше нравится второй.

1. Хотя в первой главе представлено описание результатов тестирования выпускников вавилонской школы: "По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем" (Дан 1:18,19), тем не менее здесь совершенно не сказано, когда конкретно это произошло. То есть записанное в этих стихах по времени могло иметь место даже спустя год после тех событий, что записаны во второй главе. Однако здесь сказано о результате испытаний выпускников для того, чтобы повествование о верности Даниила во время учебы было завершенным. Был ли Даниил и его товарищи уже на службе, или еще студентом в тот момент, когда Ариох вышел убивать всех мудрецов - это конкретно не сказано. Повелев уничтожить мудрецов, Навуходоносор мог распространить свое повеление и на студентов школы мудрецов - этого мы не можем ни доказать, ни опровергнуть. И только описание награды Даниила за истолкование сна Навуходоносора немного противоречит этому объяснению: "Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими. Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя" (Дан 2:48,49). Именно потому мне больше по душе второй вариант ответа.

2. В Библии мы неоднократно сталкиваемся с подобными несоответствиями, на наш взгляд, в исчислении времени. Среди наших ответов мы рассматривали "три дня и три ночи", проведенные Иисусом в могиле, которые поместились между второй половиной дня пятницы и рассветом воскресенья, и некоторые другие подобные тексты. Дело в том, что евреи использовали включительную систему измерения времени, в то время как вавилоняне использовали реальную. Евреи не праздновали дней рождения, как это делали египтяне и вавилоняне. Потому они считали календарные годы, а не реально прошедшее время. Это означает, что если какой царь взошел на престол в конце одного года, то в начале второго календарного года будет записано, что это его второй год царствования, в то время как он царствовал всего лишь пару месяцев. Я сейчас не буду искать библейские примеры, но если просмотреть таблицу царствования Израильских и Иудейских царей, то в описании продолжительности их правления можно обнаружить подобные "расхождения", которые становятся понятными при использовании включительной системы измерения времени. Таким образом Даниил, будучи евреем и писавший для евреев, мог написать о трех годах обучения, которые затронули три календарных года, но длились меньше двух реальных лет. Например, с сентября 2001 года по май 2003 года ученики наших школ завершают обучение двухлетнее, которое на самом деле составляет один год и девять месяцев, но растягивается на три календарных года - 2001, 2002 и 2003-й. Итак, срок длительностью один год и девять месяцев можно представить и как двухлетний и как трехлетний - всё зависит от системы исчисления времени. Вот почему во второй год Навуходоносора, то есть меньше чем через 24 месяца после воцарения Навуходоносора и его похода на Иерусалим, Даниил мог успеть завершить свое образование, которое по его системе исчисления длилось три года.

3. Возможен и третий вариант ответа, когда упоминание в Дан 1:1 о том, что Навуходоносор был царем в момент похода на Иерусалим могут истолковываться как если бы он был не полноправным царем, а соправителем. Подобная ситуация имеется в описании царствования Валтасара, который был соправителем, а потому не упоминается во многих исторических данных, и в то же время обещает Даниилу награду - быть не вторым, а только третьим лицом в царстве, потому что вторым он был сам (Дан 5:29). Но для того, чтобы представить такой ответ, нужно иметь фактические данные о том, что Навуходоносор действительно какое-то время был соправителем.

Благословений!

Василий Юнак


0
Похожие вопросы
Приветствую Олег! Скорее всего, имеются в виду слова Христа: Вторая часть фразы встречается дважды: На нашем сайте есть поиск по Библии, которым Вы можете пользоваться и самостоятельно. С уважением, Максим... Читать далее
1
Трудные тексты1 день назад
Отвечает
Александр Серков
Я не понимаю вторую часть стиха Кол.1:15 - рождённый прежде всякой твари.

Разве Иисус был рожден или сотворен Богом Отцом? Я всегда думала, что Иисус был еще всегда наравне с Богом Отцом и Духом Святым.

Спрашивает
Оксана
Да, Оксана, Вы правильно понимаете. Однако некоторые учителя предполагают, что Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил. Дело в том, что слово "первенец"  (прототокос) заменено при переводах на "рожденный прежде". В оригинале: "Он есть образ Бога... Читать далее
0
Мир вам, Ирина! Женой Каина стала его сестра или дочь одного из его братьев или сестер. Вот часть родословия Адама и его потомков из книги Бытие 5 главы:У Адама родились еще много детей. Исходя из длительности их жизни очень хорошо видно, насколько могли смешаться поколения даже между собой. Если провести параллель с нашим временем -  10 лет к 1. Т.е.  для них разница даже в 100 лет была условно сравнима с сегодняшней разницей  в 10 лет между супруг... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?

Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.

Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис! Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования. Толкование текстов - это наука. Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
2
Приветствую Вадим! Цитирую первый текст:В отрыве от контекста трудно понять о чем здесь идет речь и можно даже превратно понять его, что можно есть любую пищу. Надо посмотреть контекст. Беру с первого стиха. О чем идет здесь речь?Когда они пришли в дом, Христос им и объясняет. Вопрос здесь не стоит о нечистой пище, которую не ели ни иудеи, ни адвентисты седьмого дня , по Писанию, вопрос стоит о том, что если есть немытыми руками, то этим нарушаются предписания старцев. Следующий текст:... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Юлия Викторовна! Чтобы понять смысл этих слов Иисуса, надо обратить внимание на то, о чем, собственно, был разговор между Господом и Его учениками. Готовы ли вы исследовать 18-ю главу, точнее - проповедь, произнесенную Иисусом? Проповедь Иисуса начинается словами: А заканчивается так:... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Станислав! Город Давидов - это и Вифлеем, и Иерусалим. Правда Библия всего однажды четко определяет Вифлеем как Давидов город:А вот для Иерусалима это выражение используется постоянно. Объяснение этому простое: Если Вифлеем был городом Давида просто по праву рождения, то Иерусалим стал его городом по праву завоевания и царствования в нем. Так же и с Иисусом. Вифлеем - Его по праву рождения в нем. Небесный Иерусалим - Его по праву завоевания (через крестную смерть) и царствования в Нем. Лука, когда писал ... Читать далее
1
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Александр Дулгер
Что имеет в виду Павел в Рим.7:25 - умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха?

То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)

Спрашивает
Дмитрий
Мир Вам, брат Дмитрий! Вот что говорит известный комментатор Библии, Уильям Баркли: ""Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он зна... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
3
Мир Вам, брат Александр! Вот интересующий нас отрывок:Какое-то рациональное объяснение удвоению срока очищения несомненно есть, однако в Библии отсутствует прямое объяснение этому. Возможно мы не знаем каких-то культурных особенностей или обычаев того времени, которые уже не существуют или их смысл утерян. Существует много толкований этого отрывка, но... Читать далее
2