Трудные тексты22 августа 2023
Отвечает
Александра Ланц
Почему в Библии делается акцент на страх Божий?

Почему Бога надо бояться? Он же добрый!!! Да, делать грех это плохо и за это будет расплата. Но тогда надо бояться делать грех, а не бояться Бога.

Спрашивает
Ольга

Мир вам, Ольга!

Кратко отвечая на ваш вопрос могу сказать так: русская Библия использует слово «страх» для нескольких различных слов оригинала. Все эти слова оригинала так или иначе содержат в себе некое значение слова «страх», но всё же довольно сильно отличаются друг от друга по своему основному значению.

Однако вам совершенно не нужно знать иврит или древнегреческий, чтобы иметь возможность понять, что именно подразумевается, когда русская Библия тот тут, то там употребляет слово «страх» или «бояться». Конечно, предлагаемый мною путь, тоже нелёгкий, но всё же легче, чем попытка изучить два новых языка, да ещё так изучить, что они станут для вас как родные. Так что же делать тем, кто не знает иврита?

  1. Надо тщательно собрать в одном месте все Библейские стихи, где использовано заинтересовавшее вас слово;

  2. Надо внимательно прочитать хотя бы ближайшие контексты этих стихов, чтобы понять суть ситуации, в которой использовано заинтересовавшее вас слово, и здесь вы обязательно поймёте, что вам придётся совершить третий шаг...

  3. Надо распределить эти стихи так, чтобы те, которые несут одинаковый смысл, оказались в одной колонке, а те которые несут какой-то даже слегка отличный от того «набора» смысл, оказались в другой колонке. Кстати говоря, иногда этих «колонок» получается три или даже четыре.

Если вы проделаете эту работу для слова «страх», то вы обязательно обнаружите, что когда оно касается Бога в каком-то очень положительном для человека значении, то это слово явно предполагает «благоговейный трепет».

Изучая тексты Писания со словом «страх» вы начнёте постигать, что существует два вида страха.

  1. Когда я реально чего-то боюсь, мои коленки начинают трястись, сердце уходит в пятки и я пытаюсь убежать, скрыться, прирастаю к земле и ничего уже не могу ни делать, ни соображать. Но в любом случае, я пытаюсь скрыться, закрыться от источника страха, сделать что-то, чтобы устранить этот источник из моей жизни.

  2. Когда я испытываю страх Божий, мои коленки тоже могут начать трястись, а сердце уйти в пятки, но я НЕ хочу убежать от источника моего страха, напротив, я хочу быть как можно ближе к Нему, потому что я очень хорошо понимаю, что в Нём-то и находится сила моего спасения ото всех остальных страхов, которые я испытываю в пункте 1.

Да, Бога можно бояться двояко. Подавляющее большинство людей боится Бога животным страхом, страхом перед наказанием, которое может изойти от Него. Это боязнь нашей плоти, нашего греховного существа, понимающего, что не возможно устоять перед Тем, Кто является поядающим огнём для всякого нечестия.

А вот те люди, которые обрели в сердце своём любовь к Богу и стоят на пути понимания Бога, боятся не Его Самого, а той ситуации, когда Его руководящей и сдерживающей все мерзости силы не будет в их жизни, потому что если это случится, они опять начнут плодить зло, извращая свои пути, и вновь окажутся под воздействием зла, как своего собственного, так и того, что исходит от других людей.

Истинное благоговейное отношение к Создателю миров (благоговейный страх) ведёт человека к тому, что он хочет всё больше времени находиться в присуствии этой бесконечной силы и справедливости, этой бесконечной милости и любви, всё больше желает понять Того, перед Кем преклоняется его сердце, к Кому устремлены все его желания. Не переспорить Его, не обвинить Его в чём-то, не предъявить Ему претензии, не себя оправдать перед Ним и пр., и пр. (благоговейное отношение к Богу как раз не даст им это сделать), а именно понять Его, понять всё, что Он говорит. И тут происходит удивительная метаморфоза: чем лучше человек понимает Бога и то, что Он говорит, тем лучше сам человек становится!  Но это уже другая тема.

Получается, что настоящий верующий испытывает по отношению к Богу страх преклонения перед Его силой, величием, долготерпением, милосердием, справедливостью, любовью. Это когда начинаешь молиться и вдруг понимашь, что обращаешься, к Тому, Кто бесконечно огромен, Чьё одно только слово может свернуть целые галактики в точку и убрать эту точку в небытие... и тогда становится страшно... кто я - и Кто Он, даже подумать о возможности сравнения страшно... и сердце вдруг испытывает невероятное потрясение от Его ко мне любви... ведь Он слышит меня и не просто слышит, Он желает слышать меня... пылинку... Тот, Кто держит в Своих руках мириады звёзд, дыхание каждого живого существа, желает вечно видеть меня рядом с Ним, Он желает, чтобы я думала о Нём, как о своем Отце.

Здесь я долна была бы закончить мой вам ответ, но не могу удержаться, чтобы не дать вам немного больше пищи для размышления. Давайте посмотрим на процесс понимания того, что какое-то русское слово, использованное в Библии, может не совсем соответствовать действительности... но при этом мы не должны отчаиваться, потому что Библия на любом языке даёт нам возможность «вычислить» верный смысл того или иного слова, если, конечно, мы внимательны, настойчивы и честны.

Смотрите:

20И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.
Исх. 20:20

С одной стороны говорится, что не надо бояться, а с другой – что Бог пришёл как раз установить ситуацию страха.

4Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.
Пс. 55:4

Человек недвусмысленно заявляет о том, что когда он чего-то боится, он всеми силами тянется к Богу.... которого, как мы видим из предыдущего отрывка, тоже надо бояться.

А этот отрывок вообще является предсказанием о первом пришествии Христа Божиего. Это он Нём: «страхом Господним исполнится...» (Ис.11:3) Получается, что Сам Христос должен быть преисполнен страха.

Из этих стихов видно, что страх страху рознь, не так ли?  Вот ещё один поразительный стих, который, как я полагаю, может повести нас к правильным выводам: «...страх Господень отводит от зла» (Прит.16:6).

Когда я цитировала для вас первые три стиха, я намеренно сократила их, не позволив вам сразу же увидеть самое главное. Давайте прочитаем их ещё раз, но со всеми словами:

20И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.
Исх. 20:20

Иными словами, Бог хочет оградить вас от зла, которое окружает человека из-за его собственных грехов. 

3Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!
4Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.
5В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?
...
10Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня.
11В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его.
12На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?
Пс. 55:3-5,10-12

Здесь мы видим, что Бог желает оградить человека от зла, которое порождено окружающими его грешными людьми. Всё внутри человека боится внешнего мира, который пытается убить его, но страх Божий, живущий в верующем во Спасителя, помогает ему понять, что Бог – на его стороне, а значит ему нечего бояться этого погибающего во своих грехах мира.

3и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
4Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
5И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина.
Ис. 11:3-5

Получается, что тот, кто исполнен страхом Господним, способен вершить праведный суд и попирать нечестие, правильно относясь к людям!

Думаю, что вы уже видите: страх страху – рознь!

Сейчас я хочу процитировать для вас библейский стих, который, на мой взгляд, суммирует всё, чем являет страх Господний:

Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
Прит. 8:13

Если ваше сердце, например, время от времени привирает, заставляя и ваши уста привирать, то вы не имеете страха Господнего, потому что он обязательно породил бы в вашем сердце ненависть к любому проявлению лжи, потому что ложь - это зло (Прит.12:22). Заметьте, что здесь не говорится о страхе лжеца перед наказанием за то, что он делает! Речь просто о том, что имеющий в себе страх Господень, ненавидит ложь... потому что Господь ненавилит ложь. Человек реально благоговеющий перед Богом, желающий Его присутствия в своей жизни, любит Бога настолько, что начинает любить то, что Господь любит, и ненавидеть то, что Господь ненавидит.

С любовью в Том, Кто спасает,

Саша.

3
Похожие вопросы
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
В чём основные отличия Евангелия от Матвея и Евангелия от Иоанна?

Какие особенности Евангелиевского стиха в обоих посланиях?

Спрашивает
Ирина
Дорогая Сестра Ирина, этот вопрос относится к богословию и текстологии Библии, а не к изучению содержания Библии. Данная рассылка изучает весть, содержащуюся в Библии, а не методику ее передачи. Тем не менее, я отвечу кратко на первую часть Вашего вопроса. Четыре Евангелия передают жизнь Иисуса Хр... Читать далее
1
Приветствую Олег! Скорее всего, имеются в виду слова Христа: Вторая часть фразы встречается дважды: На нашем сайте есть поиск по Библии, которым Вы можете пользоваться и самостоятельно. С уважением, Максим... Читать далее
2
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Я не понимаю вторую часть стиха Кол.1:15 - рождённый прежде всякой твари.

Разве Иисус был рожден или сотворен Богом Отцом? Я всегда думала, что Иисус был еще всегда наравне с Богом Отцом и Духом Святым.

Спрашивает
Оксана
Да, Оксана, Вы правильно понимаете. Однако некоторые учителя предполагают, что Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил. Дело в том, что слово "первенец"  (прототокос) заменено при переводах на "рожденный прежде". В оригинале: "Он есть образ Бога... Читать далее
2
Мир вам, Ирина! Женой Каина стала его сестра или дочь одного из его братьев или сестер. Вот часть родословия Адама и его потомков из книги Бытие 5 главы:У Адама родились еще много детей. Исходя из длительности их жизни очень хорошо видно, насколько могли смешаться поколения даже между собой. Если провести параллель с нашим временем -  10 лет к 1. Т.е.  для них разница даже в 100 лет была условно сравнима с сегодняшней разницей  в 10 лет между супруг... Читать далее
2
Приветствую Вадим! Цитирую первый текст:В отрыве от контекста трудно понять о чем здесь идет речь и можно даже превратно понять его, что можно есть любую пищу. Надо посмотреть контекст. Беру с первого стиха. О чем идет здесь речь?Когда они пришли в дом, Христос им и объясняет. Вопрос здесь не стоит о нечистой пище, которую не ели ни иудеи, ни адвентисты седьмого дня , по Писанию, вопрос стоит о том, что если есть немытыми руками, то этим нарушаются предписания старцев. Следующий текст:... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Юлия Викторовна! Чтобы понять смысл этих слов Иисуса, надо обратить внимание на то, о чем, собственно, был разговор между Господом и Его учениками. Готовы ли вы исследовать 18-ю главу, точнее - проповедь, произнесенную Иисусом? Проповедь Иисуса начинается словами: А заканчивается так:... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Станислав! Город Давидов - это и Вифлеем, и Иерусалим. Правда Библия всего однажды четко определяет Вифлеем как Давидов город:А вот для Иерусалима это выражение используется постоянно. Объяснение этому простое: Если Вифлеем был городом Давида просто по праву рождения, то Иерусалим стал его городом по праву завоевания и царствования в нем. Так же и с Иисусом. Вифлеем - Его по праву рождения в нем. Небесный Иерусалим - Его по праву завоевания (через крестную смерть) и царствования в Нем. Лука, когда писал ... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?

Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.

Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис! Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования. Толкование текстов - это наука. Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
3
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Что имеет в виду Павел в Рим.7:25 - умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха?

То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)

Спрашивает
Дмитрий
Мир Вам, брат Дмитрий! Вот что говорит известный комментатор Библии, Уильям Баркли: ""Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он зна... Читать далее
2
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
3