Трудные тексты9 ноября 2022
Отвечает
Максим Балаклицкий

Эмиль!

Вот что в Библии говорится о слезах.

  • Большинство упомянутых плачущих - мужчины. Это говорит о серьезности переживаний, о том, что слезы уже нельзя было скрыть (женщины могли выплакаться дома):

5возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень;
4Цар. 20:5
  • Ряд описаний плача относится к Мессии, т.е. Христу:

4Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?»
Пс. 41:4
10Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,
Пс. 101:10
8Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.
Пс. 114:8
35 Иисус прослезился.
Ин. 11:35
7Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение;
Евр. 5:7
  • Часто Бог обещает утереть слезы, т.е. помиловать и утешить Своих детей:

5Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
Пс. 125:5
8Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.
Ис. 25:8
9Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я — отец Израилю, и Ефрем — первенец Мой.
...
16Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской.
Иер. 31:9,16
  • Есть призывы плакать:

18Сердце их вопиет к Господу: стена дщери Сиона! лей ручьем слезы день и ночь, не давай себе покоя, не спускай зениц очей твоих.
Плач 2:18

Здесь дочь Сиона - не определенная девушка, а весь Израильский народ, призываемый к покаянию.

  • Есть запрещения плакать:

16сын человеческий! вот, Я возьму у тебя язвою утеху очей твоих; но ты не сетуй и не плачь, и слезы да не выступают у тебя;
Иез. 24:16

Здесь предрекается смерть любимой жены пророка.

  • Женские слезы:

38и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
Лк. 7:38

Реакция Христа - не призыв не плакать, а прощение грехов:

44И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла;
45ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
46ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
47А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
48Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
49И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
50Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Лк. 7:44-50
39Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
Деян. 9:39-41

Скорбь по умершей. Петр не их слезы утирает, а воскрешает умершую.

Посмотрим слово ПЛАКАТЬ:

Женщины:

16и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала;
Быт. 21:16
3И продолжала Есфирь говорить пред царем и пала к ногам его, и плакала и умоляла его отвратить злобу Амана Вугеянина и замысел его, который он замыслил против Иудеев.
Есф. 8:3

Мужчины (большинство упоминаний):

2и умерла Сарра в Кириаф-Арбе, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее.
Быт. 23:2
4И поднял Давид и народ, бывший с ним, вопль, и плакали, доколе не стало в них силы плакать.
1Цар. 30:4
36И едва только сказал он это, вот пришли царские сыновья, и подняли вопль и плакали. И сам царь и все слуги его плакали очень великим плачем.
37Авессалом же убежал и пошел к Фалмаю, сыну Емиуда, царю Гессурскому. И плакал Давид о сыне своем во все дни.
2Цар. 13:36-37
23И плакала вся земля громким голосом. И весь народ переходил, и царь перешел поток Кедрон; и пошел весь народ по дороге к пустыне.
2Цар. 15:23

Плач может быть ропотом (нытьем), вызывающим Божий гнев:

4Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом?
Числ. 11:4

Может быть символом женщины-"пилы":

16И плакала жена Самсонова пред ним и говорила: ты ненавидишь меня и не любишь; ты загадал загадку сынам народа моего, а мне не разгадаешь ее. Он сказал ей: отцу моему и матери моей не разгадал ее; и тебе ли разгадаю?
Суд. 14:16

Отсутствие плача может быть символом крайнего горя (некому оплакать мертвого):

64священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.
Пс. 77:64

Были профессиональные плакальщицы:

5и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; —
Еккл. 12:5
17Так говорит Господь Саваоф: подумайте, и позовите плакальщиц, чтобы они пришли; пошлите за искусницами в этом деле, чтобы они пришли.

Иер. 9:17

Плачет Христос:

41И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
Лк. 19:41

Он призывает не плакать, когда намерен устранить причину плача - воскресить умершую:

52Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
Лк. 8:52

Плач может быть выражением покаяния:

62И, выйдя вон, горько заплакал.
Лк. 22:62

Когда оплакивали идущего на Голгофу Христа, Он советовал им оплакивать не Его, а свое положение перед Богом:

27И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.
28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,
29ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!»
30тогда начнут говорить горам: «падите на нас!» и холмам: «покройте нас!»
31Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
Лк. 23:27-31

Слова с корнем ПЛАЧ:

  1. Мужчины (Быт. 50:11)

  2. Ребенок (Исх. 2:6)

  3. Давид исполнил плачевную песнь по усопшему Саулу, в которой призывал девушек плакать (2Цар. 1:17,24)

  4. Царское повеление скорбеть по умершему (2Цар. 3:31)

  5. Вдовий плач был способен разжалобить сурового мужчину ( 2Цар. 14:2)

  6. Пророк оплакивает покойного царя в погребальной песне (2Пар. 35:25)

  7. Плачевная песнь могла быть формой молитвы в критический период (Пс. 7:1)

  8. Видя конечность всякого человека, можно приобрести мудрость ( Еккл. 7:2,4)

  9. Несрезанный виноград - символ национальной скорби: никто не срезает грозды, не давит вино и не веселится (Ис. 24:7)

  10. Плач как символ покаяния (Иер. 3:21)

  11. Грозные пророчества от Бога могут обещать плач (Иез. 2:10)

  12. Плач бывает угоден Богу. Плачущие могут быть Божьими детьми (Матф. 5:4)

  13. Будут плакать нечестивые, когда их отвергнет Бог (Матф. 13:42)

  14. Плач бывает выражением сопереживания (Рим. 12:15)

  15. В Царстве Божьем не будет плача (Откр. 21:4)

Итак, в Библи плач - обычное дело. Плакали все люди без исключения. Самые могущественные воины типа Давида плакали, когда был достаточный повод:

  • похороны

  • осознание своих грехов

  • критическую ситуацию

Если, осознавая это, человек не плачет - он ненормальный.

Плач может быть как выражением сочувствия, так и поиском мудрости.

Утешать надо не словами типа "не плачь", а делами - устраняя причину слез.

Так поступает и Бог. Плачущие ради Бога утешатся. Но те, кто сейчас смеется без причины, после будет плакать, но без толку.

У спасенных на Новом Небе Бог отрет всякую слезу. Они больше не будет плакать, потому что не будет сегодняшних причин для плача - греха и вызываемой им смерти.

Отвечаю на Ваш вопрос. Библия не отделяет женских слез от мужских. И тем более не считает их отдельно от мужских, скажем. Лучше плакать в этой жизни, а на Небе утешиться, чем здесь хохотать, а затем навсегда умереть.

С уважением,

Максим

3
Похожие вопросы
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Мир Вам, Наталия. Цитирую текст:Ключевое слово здесь "не заботьтесь". Греческое слово  "меримнао" означает: "заботиться", "тревожиться", "серьезно задумываться о чем-либо". Иисус здесь не предписывает аскетизм и не поощряет бедности. Он советует быть благоразумным и порицает привычку печалиться о материальной стороне жизни, особе... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Неужли сестрам теперь свободно можно ходить в украшениях?

Прочитала ваш ответ на вопрос о украшениях и очень удивилась. Со времени, когда я в церкви мне говорили, что носить украшения нельзя, а теперь я не могу разобратся... Неужели сестрам теперь свободно можно ходить в украшениях. То почему же тогда в церкви ходит мнение, что это грех? И почему это осуждается?

Спрашивает
Ангелина
Доброго вам времени суток, Ангелина! Вам говорили правду, но к сожалению, не всю.  Что такое вся правда? Это когда ты знаешь не только о конечном результате (в данном случае -- "не носи украшения"), но и о причинах того, почему этот результат именно такой.  Т.е. вам что-то запрещали, но не объясн... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Христа распяли на кресте или на столбе?

Здравствуйте, сравниваю перевод нового мира с синодальным. Очень интересно, какие все же слова стоят в Луки 23:21 : Но они кричали РАСПНИ Его, а ПНМ: Повесь на столбе Его и  в 33 стихе: ...и распяли Его ...а в ПНМ:И повесили Его. Можно ли переводить это в данных стихах как столб? Благодарю за ответ.

Спрашивает
Ульяна
Мир Вам, Ульяна. В данном тексте в оригинале нет таких слов, как "столб" или "повесь", в оригинале стоит слово σταυρόω распинать. Они кричали: "Распни Его". Но глагол распять подразумевает именно крест, потому что распять, это значит руки распростертые по сторонам. С уважением, Александр Серков... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Как понять, что три дня и три ночи Христос был в сердце земли? Не хватает одной ночи до трех.

Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Матф.12:40). Почему Иисус пробыл в сердце земли всего 2 ночи?

Спрашивает
Елена
Елена, смотря что Вы вкладываете  в понятие "сердце земли". Если говорить о могиле, в которой Он лежал, то трех ночей действительно мы не насчитываем. Но является ли могила сердцем земли? Слово сердце от слова середина, центр, вокруг чего все вращается. В центре земли Христос не был. Что надо поним... Читать далее
2
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
Исследуйте Писания - императив или индикатив.

После анонса Subscribe.Ru с интересом ознакомился с архивом Вашей рассылки. В выпуске внимание привлекла цитата из Ин. 5:39 "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне". Как Вы полагаете, "исследовать" нужно переводить как императив (повелительное наклонение) или индикатив (повествовательное наклонение)? Греческий текст допускает оба перевода. Евангелие от Иоанна относится к сфере моих интересов, чем и вызван мой вопрос.

Спрашивает
Михаил
Приветствую Михаил! Я считаю, что каждый авторизированный перевод Библии, каким является на русском языке Синодальный перевод, является достаточным для того, чтобы узнать настоящую и полную истину о спасении и о нашем Боге. В то же время, всякий перевод не лишен недостатков и неточностей во первых ... Читать далее
2
Уважаемый Даниил! Я согласен со следующим толкованием. Голос Святого Духа говорит к сердцу каждого человека и зовет его к покаянию. Если человек грешит, то противодействует этому голосу. Как мы знаем, тяжче всего согрешить впервые, потом "легче". Так вот хула на Святого Духа состоит в отторжении ... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Почему книга Экклесиаста названа именно так, а не просто книгой Соломона?

Это от греческого экклесия или просто совпадение?

Спрашивает
Марина
Марина, Соломон во все времена еврейской истории считался величайшим мудрецом и, как составитель многих назидательных притчей, он был учителем народа. С таким характером он выступает в этой книге. Соответственно этой черте Соломону и дано еврейское название Когелет. Оно происходит от корня кахал, ко... Читать далее
2
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему мертвечину можно продавать иноземцам?

Здравствуйте! Учитывая то, что неизменный Бог есть Любовь, таким Он был в Ветхом Завете и таким остался и в Новом, как объяснить текст Втор.14:21. Как Бог может давать подобные советы? Разве Он не любит чужеземцев? Непонятно, то Бог заботится даже о волах врагов евреев Исх.23:4, то даёт советы, которые явно навредят чужеземцам. Где тут логика? Спасибо!

Спрашивает
Олег
Доброй вам субботы, Олег!Дает ли Бог повеление о том, что мертвечину обязательно необходимо отдать или продать иноземцу? Или это простое разрешение? Лично я вижу это как разрешение. Поэтому я понимаю данный стих таким образом... Случилось так, что умерла корова. Неприятность, однако. Я тащу ее к яме, чтобы закопать, а нав... Читать далее
2
Трудные тексты14 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Объясните, пожалуйста, символы из 4-й главы книги Исайи.

Каждый символ первого текста, про какой день говорится во втором тексте, и относится ли 2-й текст хронологически к первому и остальные тексты - о каком времени говорится, и что из этого сбылось?

Спрашивает
Владимир
Доброго вам времени суток, Владимир! Привожу всю четвёртую главу книги Исайи:Четвёртая глава книги Исайи – это пророчесво о последних месяцах и днях сущестования нашего падшего мира. Женщина – это символ церкви. «Откровение» наиболее точно раскрывает этот символ: Истинная церковь:Ложная церковь: ... Читать далее
2
Трудные тексты16 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Не могли бы вы пояснить текст Писания: 2Тимофею 3:7?

Понимаю так, кто учит слово Божье, но понять не может или не хочет?

Спрашивает
Сергей
Мир и Вам, Сергей! Цитирую текст:Этот стих фактически вырван из контекста. Чтобы понять контекст и о чем идет речь, надо читать с первого стиха. В 1Тим. 4:1-3 Павел уже предсказал относительно отступления от истинной веры. Здесь же, во втором послании он побуждает Тимофея быть предельно понимающим незаметно подкрадывающиеся пробле... Читать далее
2