Доброго вам времени суток, Вова!

2Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
Прит. 17:2

У этой притчи несколько значений, которые по сути, конечно, связаны друг с другом, но всё же отражают разные грани нашего с вами существования. Предлагаю вам рассмотреть три из них.

Значение, которое лежит на поверхности, вполне понятно: даже если ты являешься рабом в доме какого-то человека, то будучи разумным, ты можешь оказаться в милости у господина и даже стать, как один из его детей, наследником определённой части состояния господина. Таковые примеры нам предоставляет и сегодняшняя жизнь, и Библия, которая рассказывает истории жизни людей прошлого.

Самый яркий библейский пример – это история Иосифа, который оказавшись в реальном рабстве (был продан в Египет), прошёл через унижения и испытания рабства, но в конце-концов оказался рабом самого фараона.  Читая историю, мы видим, что это рабство было очень странным, говоря современным языком, оно было только номинальным, юридическим, потому что в реальности, Иосиф стал вторым после фараона человеком в этой огромной, сильной и богатой стране, т.е. Иосиф фактически правил Египтом, пользуясь всем тем, что было доступно только сынам фараона.

Другое более глубокое значение этой притчи мы можем обнаружить, если знаем, что в Библии рабом Господа Бога Вседержителя назван израильский народ: Лев.25:55, 1Пар.16:13,  Ездр.5:11,  Пс.105:6, Пс.135:12,  Ис.41:8,  Ис.44:21.

И здесь мы должны быть очень осторожны, тщательно проверяя всякое предположение.

Если рассматривать притчу с этой точки зрения, то возникает вопрос, кто является беспутным сыном и тем братьями беспутного сына? Учитывая то, что наше размышление в этом направлении явно ведёт нас к тому, что господин – это никто иной, как БОГ, тогда получается следующая картина:

Господь Бог Вседержитель – Господин и Отец сынов

народ Израиля – раб Этого Господина

сыны Господина?  Смотрим в книгу Иова:

6И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
Иов. 1:6
1Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.
Иов. 2:1
7при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?
Иов. 38:7

Здесь сынами явно названы ангелы и, возможно, жители других безгрешных миров, о которых нам сейчас пока ничего неизвестно.  В этих же стихах мы видим имя беспутного сына Божьего – сатана.

Что же получается? Если Израиль (раб) окажется разумным (Прит.14:35), то он будет господствовать над сатаной и, в конце-концов, получит наследство Небесного Господина наравне с Его верными небесными сынами. Такой раб услышит эти слова Господина:

21 Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Мф. 25:21

Для него же звучат слова:

7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
Откр. 21:7

Сделаем ещё один шаг в постижении этой притчи? Библия предлагает нам и другую парадигму для размышлений, когда называет народ Израиля... сынами Бога. Вот эти стихи:

1Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;
Втор. 14:1
6Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?»
Мал. 1:6

Что тогда получается?

Господь Бог Вседержитель – это Господин и Отец сынов

Народ Израильский – сыны Отца. И здесь сразу проявляется то, что среди них есть верные сыны, а есть и беспутные. Все Библейские истории о жизнях израильтян – яркое тому подтверждение.

Кто же в этом случае рабы? Ответ находим в Ис.56, где Господь даёт обещание привести в Свою славу всех тех, кто никогда не принадлежал Израилю по плоти, но всегда являлся рабом Истинного Бога:   

1Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей.
2Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла.
3Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево».
4Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, —
5тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится.
6И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего,
7Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
Ис. 56:1-7

Кстати, именно об этом говорит Иисус в Евангелие от Иоанна:

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
Ин. 10:16

Вот и получается, что если кто-то из сынов Божиих, т.е. плотского Израиля, окажется  беспутным сыном, то разумный раб из языческого народа, т.е. человек, принявший Истинного Бога своим Господом, будет господствовать над этими неразумными и, в конце-концов, разделит наследство Божие с Его истинными сыновьями. Об этом были пророческие слова Иисуса, произнесённые когда язычник-римлянин удивил Его своею верою:

«истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие (рабы Господа Бога из язычников) придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом (разумными сыновьями Всевышнего)  в Царстве Небесном; а сыны царства (плотские израильтяне, оказавшиеся беспутными сыновьями) извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф.8:10-12).

2Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
Прит. 17:2

Осталось только выяснить, что значит «разумный раб». И это очень важный вопрос, потому что мы-то всегда стремимся понимать Библию с точки зрения нашего воспитания и образования, тогда как её надо понимать, только тщательно изучая то, как она сама объясняет интересующее вас слово.

8Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.
Нав. 1:8
99Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.
Пс. 118:99
7Хранящий закон — сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего.
Прит. 28:7
24Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
Мф. 7:24

Получается, что разумный раб - это тот, кто из закона и откровений, которые даны Богом, учится различать добро и зло и выбирать только добро.

С уважением,

Саша.

1
Похожие вопросы
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Александр Владимирович! Наверное, с этим вопросом вам лучше обратиться напрямую к православному священнику. Это несложно сделать, т.к. в почти в каждом городе есть православный приход. Могу поделиться с вами тем, что я нашла поэтому вопросу в Библии. Иисус говорит челов... Читать далее
1
Мир Вам, брат Владимир! Вот интересующий нас текст:Единство в духовной семье верующих и единство между верующим и Богом возможно только при общих жизненных принципах, общем мировоззрении и общих целях. Если человек стремится жить по библейской истине и также стремятся жить окружающие его, то у них рождается единство. Это единство Бог дополняет Свои... Читать далее
1
Трудные тексты14 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Скольки-составен человек?

Вы говорите Прах + дыхание от Бога = душа живая Быт.2:7 . Но тогда как же слова апостола Павла: Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные Евр.4:12 ? Означает ли это, что человек трехсоставен?

Спрашивает
Владислав
Мир вам, Владислав! Как вы думаете, какая цель стояла перед Павлом, когда он писал эти строки? Рассказать о том, из чего состоит человек?  Судя по контексту главы, Павел никогда не преследовал этой цели. Но он желал сказать, что Слово Божие способно совершать невозможное, дотягиваясь до самых отдал... Читать далее
1
Здравствуйте Виктор! Во-первых, что означает слово: "совершенное"?  Греческое слово: телеос - завершённое, полное, зрелое.  Знание, приобретенное даже самыми выдающимися людьми, кажется незначительным по сравнению с неисчерпаемым океаном познаний всей Вселенной. Ввиду этого, гордость Коринфских в... Читать далее
2
Трудные тексты17 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир вам, Север!Ответ на первый вопрос - действительно умер, о чем свидетельствуют выше приведенные тексты. Иначе смысл Голгофы полностью теряется. Если учесть что на Голгофу указывала смерть агнца, то также становится понятно что на кресте не было симуляции, а наступила буквальная смерть. Чтобы ответить на второй... Читать далее
2
Мир вам, Ольга! Для начала стоит определить что имеется в виду в Евангелии под "Царством Небесным" и под "землей". Внимательно посмотрим на слова Христа из молитвы "Отче наш":Несколько перефразируем текст для лучшего понимания: Небо - то место где твориться Его воля, земля - место где Его воля должна совершаться. Царство Божье (Небесное) должно прийти на землю. Получается что задачей является привести Царство Небесное на землю - т.е. соединить эти два понятия. Речь не и... Читать далее
2
Трудные тексты21 день назад
Отвечает
Виталий Колесник
Архангел и Господь в 1 Фес. 4:16 это одна и та же личность, Иисус Христос?

И если я ошибаюсь, тогда о каком архангеле идет речь, и сколько вообще их упоминается в Библии?

Спрашивает
Дима
Здравствуйте Дима! В принципе, в данном случае нет принципиальной разницы, трубит ли сам Господь, или это делает какой-либо архангел. Если посмотреть внимательно стих, то читаем следующее: Другими словами, Господь Иисус Христос будет сходить с неба "при возвещении" (другой перевод "при боевом кличе") архангела. В древности Господь дал Израилю следующее повеление:... Читать далее
2
Трудные тексты21 день назад
Отвечает
Александр Серков
Как вы прокомментируете Судей 13:14, получается назорею нельзя даже сок пить?

Как вы прокомментируете такое изречение Ангела: пусть не ест ничего, что производит виноградная лоза (Суд. 13:14).

Спрашивает
Иеремия
Мир Вам, Иеремия. Сок назарей может пить, но только не виноградный. Он не мог есть даже виноград и изюм.С уважением, Александр Серков.... Читать далее
2
Трудные тексты21 день назад
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Алексей! Вот стих, о котором вы спрашиваете:Давайте найдём в Библии стихи, подобные этому, т.е. стихи, говорящие о моменте Второго пришествия Господа Иисуса Христа...Совершенно очевидно, что в стихе, о котором вы спрашиваете, идёт речь о святых ангелах, но либо это слово было утеряно во время переписывания послания, либо апостол его просто не употребил, полагая, что все читающие его письма хорошо понимают, что Христос придёт именно в окружении святых ангелов. С... Читать далее
2
Трудные тексты21 день назад
Отвечает
Руслан Фазлеев
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное!

Я это выражение понимаю как духовное состояние, когда человек не прикипает к богатству. В каком-то смысле оно почти у всякого мирского человека имеется. Нужно стремиться быть по духу нищим как будто у тебя ничего нет, а не корпеть над своим добром. Не пускать в душу самодовольство обладанием. А оно бывает даже у тех, кого можно считать нищим имеет низкий уровень жизни.

Спрашивает
Дмитрий
Здравствуйте, Дмитрий! Можно истолковать этот текст и так. Однако весь отрывок говорит о духовных понятиях: алчущие и жаждущие правды, например. Речь идет не о физическом проявлении голода и жажды, а о духовном, т.к. слово "правда" еще переводится как "праведность". Конечно же, нищий духом не буд... Читать далее
1