Отвечает
Александра Ланц

Отвечает: Александра Ланц

Мир вам, Светлана!

Мы должны быть очень осторожными, пытаясь толковать Библию и особенно символическое значение тех или иных её текстов. При этом мы всё же должны хорошо понимать, что в этой книге нет и не может быть ничего случайного.  На мой взгляд, есть 2 основных правила толкования Библии:

1) библейские тексты нельзя толковать, опираясь на что-либо ещё, кроме самой Библии. (можно ещё привлечь историю народа, хранившего Священное Писание, знание языка оригиналов, но делать это надо очень осторожно, чтобы невзначай не поставить всё это выше Слова Бога), поэтому так важно знать эту книгу, как вы знаете свою собственную комнату, в которой прожили много лет;

2)  всегда быть готовым честно сказать: «не знаю, не понимаю», но ни в коем случае не начинать додумывать там, где просто не хватает знаний, выдавая свои "додумки" за истину. При этом надо помнить, что любое наше незнание вполне может стать знанием, если мы ходим со Христом, любим Христа и искренне ищем таких с Ним отношений, которые имели и имеют все Его ученики.

Исходя их этих двух правил, я попробую просто рассказать вам то, что лично я вижу в этих двух удивительных историях о том, как Иисус накормил сначала пять, а потом четыре тысячи человек. В этих историях поразительно всё, без исключения. Например, то, что Иисусу не доставило никакого труда умножать и умножать хлеб и рыбу в руках учеников... хотела бы я быть одной их них, собственными глазами видя, как на месте отданных мною хлеба и рыбы появляются другие хлеб и рыба.  Впрочем даже не это главным образом поражает меня, ведь я знаю, что Иисус, будучи Единым с Отцом, всегда обладал властью не просто умножать материю, но и творить материю из ничего, но меня потрясает реакция людей, которые сами принимали участие в происходящем, но так и не поняли, с КЕМ имеют дело. Особенно удивительно это относительно учеников, дважды раздававших людям умножающиеся и умножающиеся рыбу и хлебы...

Что мы можем увидеть в дарованных нам историях о хлебах и рыбе? 

Первая история происходит в пределах Израиля. Иисус в тот день узнал о том, что Ирод казнил Иоанна Крестителя, поэтому, опечаленный, Он вместе с учениками удалился в пустынные места. Но израильский народ, изголодавшийся по правильному Слову Бога, народ нашёл их там. «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много». 

Где происходит вторая история? В пределах Десятиградия (Марк.7:31), а это была земля язычников.

Видите? В первый раз чудо было совершено в среде израильтян, во второй то же самое чудо – в среде язычников. Это был урок, который никто тогда не понял, но который должен был быть преподан. Апостол Павел потом выразит эту часть учения Иисуса так: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).

Когда Иисус был среди иудеев, у них нашлось 5 хлебов. Лично мне это число настойчиво напоминает пять книг Моисея, то самое Пятикнижие, на котором держится весь иудаизм. Пятикнижие было (и является) главным записанным человеческими словами хлебом жизни, потому что именно на нём человек может возрастать в вере и праведности.

После того, как народ насытился, осталось 12 коробов еды. Здесь в тексте использовано специфичное слово, которое напрямую обозначает специальную еврейскую корзинку. Почему осталось именно 12 коробов? Полагаю, что это число должно привести нас к двенадцати коленам Израиля и сказать о том, что хотя в тот день хлеб ели только некоторые, но этого хлеба достаточно для всех израильтян.

Показателен момент, когда Иисус повелел Своим ученикам не просто посадить людей на траве, но посадить их отделениями по сто и пятьдесят. Лично я, читая это повеление Господа, вспоминаю книгу "Исход" и книгу «Числа», где Господь был так же серьёзен в организации Своего народа, выстраивая их в определённом порядке, распределяя народ так, чтобы он мог сражаться и жить победоносно.

Во второй истории мы видим, как Господь кормит язычников. Среди них находится семь хлебов, и после того, как все насытились, осталось семь корзин. И здесь мы видим слово,  которое обозначало продолговатую корзинку, используемую язычниками. Почему семь? Мы знаем, что это число символически несёт значение божественной полноты и завершённости. Возможно ли, опираясь на это знание, сделать вывод о том, что Господь приготовил всё для того, чтобы и язычники во всей полноте смогли вкусить Хлеба?

В первой истории ели 5 тысяч иудеев, во второй – 4 тысячи язычников. Моё понимание этих чисел такое... В обоих числах есть 4, как четыре стороны света, как полнота живущих на земле, но это полнота человечества, которое живёт без Бога. Это как бы четыре "измерения", но на плоскости, на поверхности земли, а а необходимо ещё пятое, то самое, которое соединит земное и Небесное. У иудейского народа это пятое «измерение» было и его название  – Слово Бога (ТОРА). Поэтому, на мой взгляд, число евших иудеев (5 тысяч) утверждает, что кушали те, что уже имел возможность быть с Богом, а число евших язычников (4 тысячи) утверждает, что кушали те, кто ещё никоим образом не был приобщён к Истине.

Но самое главное, это не числа, самое главное – это слова, описывающие действия Иисуса.

В первой истории насыщения пяти тысяч иудеев читаем:

Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им...

Во второй истории насыщения пяти тысяч язычников читаем:

взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали...

А помните ли вы, где ещё Господь делает то же самое?

"И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание" (Лук.22:19). Это слова, описывающие вечерю Господнюю перед тем, как Его арестовали.

В тех двух историях о насыщении пяти и четырёх тысяч Иисус преподал всем нам урок о том, что Он может накормить нас хлебом насущным, но не для этого Он всё же пришёл.

Он пришёл для того, чтобы стать для нас Хлебом Жизни, потому что человек жив будет не хлебом физическим, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Матф.4:4). Наша жизнь не в том, что мы едим, а в том, кого мы слушаем и по ЧЬЕМУ слову живём.

Своим рождением в плоти человеческой, Своей земной жизнью посреди падшего гниющего от своих грехов человечества, Своей позорной смертью Христос преломил Самого Себя так, чтобы стать понятным нам, и пришёл напитать всех людей Собой – Своей праведностью, мудростью, любовью, прощением, долготерпением, святостью... потому что только кушая всё это, возрастая в этом мы сможем быть спасены для Вечности.

Однако этот стих «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» -- не до конца соответствует тем двум, которые мы процитировали раньше. Чего недостаёт?

Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали ...

взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали...

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.


Недостаёт повеления о том, что ученики должны раздать хлеб людям. Почему?

Потому что преломление Хлеба на тот момент ещё не закончилось. Оно закончится на КРЕСТЕ. Хлеб Жизни (Христос Иисус) добровольно отдаст Свою жизнь для спасения людей, а когда Он воскреснет, Он скажет Своим ученикам:

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,  уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» (Матф.19:20)


«вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8).
 

Повеление? Да.

«дал ученикам Своим, чтобы они раздали»  Идите и раздавайте Христа (Слово Божие) всем народам.

С уважением,

Саша.

0
Похожие вопросы
Трудные тексты1 день назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?

Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.

Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис! Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования. Толкование текстов - это наука. Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
1
Трудные тексты1 день назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Юлия Викторовна! Чтобы понять смысл этих слов Иисуса, надо обратить внимание на то, о чем, собственно, был разговор между Господом и Его учениками. Готовы ли вы исследовать 18-ю главу, точнее - проповедь, произнесенную Иисусом? Проповедь Иисуса начинается словами: А заканчивается так:... Читать далее
1
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Александр Дулгер
Что имеет в виду Павел в Рим.7:25 - умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха?

То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)

Спрашивает
Дмитрий
Мир Вам, брат Дмитрий! Вот что говорит известный комментатор Библии, Уильям Баркли: ""Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он зна... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
3
Мир Вам, брат Александр! Вот интересующий нас отрывок:Какое-то рациональное объяснение удвоению срока очищения несомненно есть, однако в Библии отсутствует прямое объяснение этому. Возможно мы не знаем каких-то культурных особенностей или обычаев того времени, которые уже не существуют или их смысл утерян. Существует много толкований этого отрывка, но... Читать далее
2
Шалом, Ирина! Вы спрашиваете об этом отрывке:К сожалению, частенько когда мы открываем Библию, мы смотрим на неё глазами людей, выросших в обществе, которое имеет очень специфичное отношение к понятию «Закон». Ведь что такое закон для большинства из нас? Это нечто, что может со временем меняться, дополняться, улучшаться и даже отменяться.  Как... Читать далее
2
Трудные тексты26 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Сергей!А вам не показалось странным, что при этом написано о всех сорока годах странствования по пустыне и о приходе к границам Ханаана? А ведь о том, что Израиль будет странствовать сорок лет в наказание за свое неверие, будет сказано гораздо позже! Все очень просто: Моисей написал не только книгу Исход,... Читать далее
3
Трудные тексты26 марта 2024
Отвечает
Александр Серков
Светлана, можно я отвечу Вам по-русски?  Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, здесь не идет речь и о крещении Духом, тем более - огнем, но скорее "крещение" в лице Его смерти. Слово "креститься", если употребляется,... Читать далее
1
Мир вам, Александр! Приведу некоторые комментарии по данному тексту: "День Мой" - словом "день" называлось явление Помазанника в последние времена. Евреи верили, что Аврааму еще при жизни было дано видеть будущее, в том числе и Помазанника. Например, место из книги Быт. 12:3 "И благословятся в т... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Нина! "Обнаженное дерево" - точное значение использованных в оригинале слов неизвестно. Возможно здесь используется игра слов. Есть различные варианты перевода. Вот иудейский перевод: "Бегите, спасайте жизнь свою, и станете подобны можжевельнику в пустыне." (Танах Иудейский, перево... Читать далее
1