Отвечает: Александра Ланц

Вопрос: "МИР ВАМ! ПОМОГИТЕ РАЗОБРАТЬСЯ В ИАКОВЕ 3:1 НАПИСАНО: НЕ МНОГИЕ ДЕЛАЙТЕСЬ УЧИТЕЛЯМИ. А В МАТФЕЯ28:19 НАПИСАНО: ИДИТЕ И НАУЧИТЕ. КАК СВЯЗАТЬ ЭТИ МЕСТА, ЧТОБЫ ОНИ НЕ ПРОТИВОРЕЧИЛИ ДРУГ ДРУГУ?
И вам шалом, Геворг!


Для того, чтобы увидеть, что между этими отрывками Писания нет никакого противоречия, необходимо быть очень внимательным контекстам, в которых они стоят. Давайте присмотримся...

Матф.28:19

«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.  Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,  уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Здесь мы видим две группы людей:
1) Его ученики
2) и те, о ком сказано «а иные же усомнились».

Затем мы слышим слова Иисуса, и возникает вопрос: эти слова обращены к обеим группам людей? Вопрос, как мне кажется, риторический. Хотя вокруг Иисуса стояли не только одиннадцать, но и другие люди, Его повеление относились только к тем, кто уже не сомневается в Нём, к тем, кто ходил с Ним три с половиной года, т.е. к тем, кто учился у Него все эти годы, к тем, кто лично от Него слышал, например, эти слова: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.  Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:  ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:35-37) – и не просто слышали, но день за днём видели, как Иисус применял это на практике, и учились делать тоже самое.  Иисус обращается к людям, которые на личном опыте потрясений, тяжелейших разочарований  прошли через Его КРЕСТ и стали новыми творениями,  к людям, чьи сердца уже полностью и безоговорочно принадлежат Ему, а значит, их уста чисты так же, как их сердца. Это уже полностью обращённые люди, чьи сердца находятся под полным господством Христа: Его правды, Его милосердия, Его любви, Его прощения. И поэтому из их уст уже никогда не может выйти горькая вода на погибель другим людям.

А теперь обратимся к тому, что говорит в своём послании апостол Иаков:

Иак.3
Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,  ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

Вы видите, что здесь Иаков явным образом упрекает новообращённых христиан в том, что они ещё не до конца доверились Господу, не до конца обратились? Они всё ещё водимы мирской мудростью, они всё ещё сварливы и завистливы, а значит, их речь, которую они пытаются произнести, чтобы научить добру других людей, не может быть действенной, точнее, она даже всегда будет действовать против них самих, что и неудивительно, потому как, если ты учишь людей быть добрыми и смиренными, а придя домой или в запале гнева произносишь гадкие слова, а то, может, ещё и руки прикладываешь, то грош цена всем твоим «научениям», всем твоим «урокам», которые ты с важным и проникновенным видом провозглашал перед слушателями, и даже более того: Бог взыщет с тебя в большей мере за то, что ты, не позволив Ему очистить тебя, начал пользоваться Его дарами, ведь такое использование Его даров несёт только разрушение как для «учителя», так и для учеников, через такое использование Его даров, Его имя хулится среди язычников.

Вообще всё послание Иакова – это упрёк людям, которые называют себя христианами, пытаются учить других в то время, как сами ещё не закончили даже начальную школу Христа, всё ещё ходят с Ним, сомневаясь, не доверяя, но не дошли до Его креста, где должны быть распяты все их плотские похоти. Иаков, перечисляя их проблемы, ото всего сердца советует им не становиться учителями, пока эти проблемы не решены.

Возвращаясь к первому тексту из Матф.28:19 и к тем двум группам людей, которые слышали повеление Господа...  задайте себе вопрос и пусть каждый, кто претендует на роль учителя среди верующих задаст себе этот вопрос: в какой группе я?

...если среди тех, кто усомнился, то лучше пока честно склониться перед Ним и сказать о своих сомнениях, попросив переплавить и очистить сомневающееся сердце, помочь ему принять то, что Христос всесилен, что Он - Господь господствующих, что Он умер за наши грехи и воскрес, чтобы дать нам вечность в Его присутствии. Только когда мы перестанем в этом сомневаться, мы сможем применять Его дары по назначению и так, что они будут приносить множество только добрых плодов.

С любовью в Господине субботнего дня,

Саша.

0
Похожие вопросы
Трудные текстыоколо 1 месяца назад
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Сергей!А вам не показалось странным, что при этом написано о всех сорока годах странствования по пустыне и о приходе к границам Ханаана? А ведь о том, что Израиль будет странствовать сорок лет в наказание за свое неверие, будет сказано гораздо позже! Все очень просто: Моисей написал не только книгу Исход,... Читать далее
2
Трудные текстыоколо 1 месяца назад
Отвечает
Александр Серков
Светлана, можно я отвечу Вам по-русски?  Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, здесь не идет речь и о крещении Духом, тем более - огнем, но скорее "крещение" в лице Его смерти. Слово "креститься", если употребляется,... Читать далее
1
Трудные тексты25 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Мы исчезаем от гнева Твоего. Как это понимать христианам в наше время?

Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Псалтирь 89:7 Как это место Писания относится к сегодняшним христианам? Законы ведь существуют как физические, так духовные!

Спрашивает
Тамара
Мир вашему сердцу, Тамара! Вы когда-нибудь пробовали переписывать слова Библии? Это очень хороший способ помочь себе проникать в глубь того, что пытается сказать Бог, не просто увидев, но и как бы "прощупав" контекст. Мы ведь понимаем, что опасно вырывать какие-то слова из общего текста. Вы задал... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Нина! "Обнаженное дерево" - точное значение использованных в оригинале слов неизвестно. Возможно здесь используется игра слов. Есть различные варианты перевода. Вот иудейский перевод: "Бегите, спасайте жизнь свою, и станете подобны можжевельнику в пустыне." (Танах Иудейский, перево... Читать далее
1
Приветствую Миша! Ветхий завет, несмотря на все старания христианских богословов это ему приписать, не одобряет мести. Так как в древнем Израиле до избрания царя не было силовых органов (представляете себе такое положение в современном обществе? И ничего, жили. Так кто же был цивилизованней?), то... Читать далее
1
Мир вам, Александр! Приведу некоторые комментарии по данному тексту: "День Мой" - словом "день" называлось явление Помазанника в последние времена. Евреи верили, что Аврааму еще при жизни было дано видеть будущее, в том числе и Помазанника. Например, место из книги Быт. 12:3 "И благословятся в т... Читать далее
1
Евгений, добрый день. Данный текст необходимо для понимания не отрывать от предыдущего: Аналогичное высказывание по смыслу апостол Павел применяет:В этих текстах говорится о том, что богохульников (блудника) Павел исключил из церкви. Церковь является Божьей семьей, находящейся под Его постоянной, неусыпной защитой. А человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под терр... Читать далее
1
Трудные тексты25 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Почему в родословиях перечислены только по 1-4 имени, а Библия говорит, что из Египта вышло 600 тысяч?

Как израильтяне так быстро размножились в Египте? В Исход 6:16 написано что Левий - Кааф - Амрам - Мойсей. Как за 400 лет прошло только 4 поколенья? И еще, потом написано что при выходе израиских мужчин было 600 тыс. Почему так много, если читая родословные мы не видим ни людей, у которых было бы по 10 детей, у большинства 2-4. Не понимаю этого момента.

Спрашивает
Вова
Мир вам, Вова! Библия не преследует цель давать имена всех людей, когда-то родившихся от Авраама, например, или от Адама. Основной принцип родословий, представленных в Библии, - перечислять только первенцев мужского рода от законных (первых) жен. Довольно большую группу исключений составляют те слу... Читать далее
2
Трудные тексты25 марта 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна?

В притче о богаче и Лазаре сказано что праведники идут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную. Объяснение которое я прочитал тут меня не удовлетворило. Если ему следовать, то жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна. Объясните этот парадокс, ведь и там и там употреблено одно и то же слово вечность.

Спрашивает
Николай
Уважаемый Николай! Как я пытался показать в этом ответе, в библейском языке понятие "вечный" близко понятию "неизменный", "происходящий при прочих равных условиях". Вечная участь как праведных, так и грешных будет окончательной, не подлежащей изменению, и в этом смысле вечной. Для любящего Бога раз... Читать далее
1
Трудные тексты24 марта 2024
Отвечает
Александр Дулгер
Мир Вам, брат Тофик! Вот интересующий нас отрывок:Два этих сна предсказывали жизнь и положение Иосифа в Египте, в качестве наместника фараона, когда его семья пришли в Египет под его опеку и покровительство. Вы верно заметили в своем письме, что мать Иосифа, Рахиль (Быт.30:22-24), к моменту входа семьи Иакова в Египет, была уже мертва (Быт. 35:19)... Читать далее
1