Трудные тексты17 января 2023
Отвечает
Виталий Колесник
На сколько имя Марии, матери Иисуса, свято, если в Библии пишется с большой буквы?

Добрый день. У меня вопрос о Марии - Матери Христа. В Библии с большой буквы пишутся только собственные имена, а нарицательные - только, если речь идет об Отце, Сыне и Святом Духе: Его, Им, Он, на Себя. Остальные нарицательные имена пишутся с маленькой буквы кроме слова "мать", если речь идет о Марии, Матери Христа. Не потому ли, что она сказала: "ибо отныне будут ублажать Меня все роды" Лк. 1:48?

Спрашивает
Лариса

Здравствуйте, Лариса!

Дело в том, что в греческом оригинале Библии слова пишутся с прописной (большой) буквы только в следующих случаях:

  1. Предложение пишется с красной строки, или представляет собой прямую речь (в русском языке прямую речь так же принято выделять кавычками).

  2. Имена собственные (например: Иисус, Петр, Павел и т.д.)

  3. Географические названия (например: Галилея, земля Завулонова и т.д.)

  4. Названия народов (например: Иудеи, Эллины и т.д.).

Слово "мать" (Мать Иисуса), имена нарицательные (Отец, Сын, Дух), а так же различные местоимения (Он, Его, Она и т.д.) в греческом оригинале написаны со строчной (маленькой) буквы.

Дело в том, что переводчики синодального текста из уважения и почтения к Богу, при переводе, с учетом нашей славянской культуры, ввели прописные (большие) буквы. Это не есть грех, однако порой вызывает у читателей, незнающих оригинала, некоторую путаницу.

Какую путаницу? На самом деле, показателем святости и Божественности является не прописная или строчная буквы. Мы должны смотреть саму суть того, что пишется в Евангелии.

Например, ни у кого не вызывает сомнений то, что Бог Отец действительно Бог. Чаще всего, люди сомневаются в Божественности Иисуса Христа и Святого Духа. Судя по Вашему вопросу, Вы не сомневаетесь в Божественности Отца, Сына и Духа. Судя по вопросу, у Вас вызывает недоумение на счет божественности матери Иисуса, Марии, поэтому ниже мы рассмотрим некоторые тексты Писания, которые говорят о матери Иисуса.

В Евангелии от Луки мы читаем:

26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.
34Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Лк. 1:26-38

Разберем теперь по порядку. Об Иисусе сказано, что Он был Бог и стал еще Человеком, через непорочное зачатие от Святого Духа. Поэтому Иисус Христос, это не просто человек, Он еще и Бог, и в Писании есть много упоминаний о Его равенстве с Отцом, о Его Божественности, о Его Мессианстве, о Его смерти, воскрешении и последующем ходатайственном служении за нас на небесах. Про Марию же мы такого нигде не видим. Она родилась как обычная женщина, жила как обычная женщина и почила в Господе, как простая смертная. При этом она была очень благочестивой женщиной, и это пример для всех нас, ведь сам Бог доверил ей стать роженицей Иисуса и Его матерью, и все христиане уважают ее за то, как она выступила в роли матери для Господа, пока Он был маленький и нуждался в ее помощи.

Выше было сказано, что когда архангел Гавриил явился к ней и обратился, она "смутилась от слов его". Разве Бог смущался когда-нибудь от слов ангела? Разве написано об Иисусе Христе, что Он смущался вида, или слов ангела, как Мария, или падал когда-либо перед ангелом, как, например апостол Иоанн? (см. Откр. 19:9,10). Нет, Иисус никогда не боялся и не благоговел перед ангелами, ведь Он есть Бог. Марии же, ангел говорит "не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога".

Какую благодать обрела Мария у Бога? Далее ангел разъясняет ей этот момент: "зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего..."
Все еще сомневаясь, и не понимая замысла Божьего, Мария спрашивает: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?", на что ангел сказал ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим".

Быть земной мамой самого Господа это великая честь и очень ответственное поручение! И с этим никто даже не спорит. Однако стала ли от этого Мария божественной, чтобы поклоняться ей как Отцу, Сыну или Духу Святому?

Нет. В Писании мы не находим такого подтверждения.

И слова самой Марии есть тому доказательством: "и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды…" (Лк. 1:47,48).  Мария радуется и называет Иисуса своим Богом и Спасителем! Она понимала, что как и все грешные люди, она нуждается в Спасителе, и она не считала себя божеством, это уже позже, сами грешные люди начали ее обожествлять.

В рассматриваемом стихе Лк. 1:48, слово "ублажать" переведено с греческого "макаридзо", от него происходит еще такое слово как "макариос", то есть "блаженный", или более по современному "счастливый". И потому более точно еще можно перевести слово "ублажать", как "считать, или называть блаженной, счастливой". Вот в таком смысле Мария и говорила на счет того, что ее будут ублажать. Она говорила о том, что теперь люди будут считать ее счастливой, потому что она стала земной матерью самого Бога Спасителя.

Каким же именем мы можем спастись? В Писании мы читаем:

8Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
11Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения;
12ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
Деян. 4:8-12

А по поводу того, почему люди обожествляют Марию и поклоняются ей и святым, Вы можете так же прочитать по следующей ссылке: Не сотвори себе кумира, что это значит?

С уважением,

Виталий

4
Похожие вопросы
Трудные тексты29 октября 2024
Отвечает
Александр Дулгер
Противоречия между 3 Царств 15:33 и 2 Паралипоменон 16:1 в исчислении дней жизни царя Ваасы.

В 3 Царств 15:33 говорится: "В третий год Асы, царя Иудейского, воцарился Вааса, сын Ахии, и царствовал двадцать четыре года". Отсюда следует, что Вааса умер на 27-ой год царствования Асы. Однако, во 2 Пар. 16:1 сказано: "В тридцать шестой год царствования Асы пошел Вааса на Иудею и начал строить Раму...".
Так как же Вааса мог построить город Раму, если он умер почти за 10 лет до этого и почил с отцами своими, и погребен в Фирце 3 Царств 16:6

Спрашивает
Александр
Мир Вам, брат Александр! Ключ к этому кажущемуся противоречию мы находим в 14 и 15 главах 2-й книги Паралипоменон. В 2Пар.14 -й главе описан военный конфликт - Зарай из Эфиопии вторгся в Иудею и сразился с царем Асой. В 2Пар.15 главе описано обновление завета с Господом после этих событий. Текст ... Читать далее
1
Трудные тексты29 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Зачем создавать Вселенную, если результат тебя заранее не удовлетворяет?

Спасибо, что ответили, хотя я не обвиняю никого, да и не собираюсь этого делать. К сожалению на вопрос Вы не ответили, наверно я не точно его сформулировал. Он заключается в следующем: Зная о грехопадении людей, о том что придется отдать Сына Своего на распятие за чужие грехи, Господь всеравно создает Адама и запускает неизбежный процесс. Многие войдут в царство Его, ещё большие туда не войдут. Милиарды душ пополнят вселенную. Зачем создавать, если результат тебя заранее не удовлетворяет.

Спрашивает
Александр
Мир вам, Александр! Отвечу с позиции человеческой логики - зачем рожать детей, если они будут сталкиваться с проблемами, неудачами, возможно болязнями и страданиями? Человек приходит в этот мир, чтобы реализовать заложенный потенциал, таланты и предназначение. Самые несчастные люди - которые ничего... Читать далее
1
Трудные тексты29 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Мойша!Освящение - иногда единоразовое действие, а иногда повторяющееся, которое можно сравнить с процессом.Благословений, Виктор... Читать далее
1
Трудные тексты27 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
О милости и наказании Божьем.

Здравствуйте! В Писании сказано: Исх.34:7, Числ.14:18 И вот тут непонятно. Бог грех прощает, но все равно за него следует наказание, ведь даже люди, когда прощают своих детей, и если они их простили, они их уже не наказывают. То тогда, как же Бог, грех простил кающемуся, а потом все равно за него наказал?

Спрашивает
Олег
Мир Вам, Олег. Цитирую приведенные Вами тексты:В Числах этот текст практически повторяется. Во-первых, здесь гипербола, ставящая в контраст любовь и милость Божию с одной стороны и наказание - с другой. Любит, милует и прощает в тысячи родов (не в одну тысячу, а в тысячи); а наказывает только до третьего рода. Во-вторых, Божье наказание - не м... Читать далее
1
Трудные тексты20 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
Мир Вам, Юлия! Цитирую текст:Здесь я вижу три ключевых момента, которые могут представлять затруднение в понимании: можно ли всех любить? А достаточно ли иметь любовь именно взаимную? Неужели, любя взаимной любовью, закон будет исполнен? Теперь об этом подробно: Как мы можем не остаться должниками никому? Христианин должен з... Читать далее
1
Трудные тексты20 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
Это правда, что последний Папа есть восьмой из семи, и пойдет в погибель?

Восьмой из семи уже на днях придет... Нового Папу  Римского выберут 11 марта 2013. Библия  говорит, что недолго ему быть. Это правда, что последний Папа есть восьмой из семи, и пойдет в погибель?

Спрашивает
Олег
Олег, давайте разберемся, - что Библия говорит, а что придумывают люди, приписывая это Библии. О ком говорится: "Восьмой из семи..."?  "И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель" (Откр.17:11). Это сам зверь восьмой из числа семи. Из чего Вы приходите к ... Читать далее
1
Трудные тексты20 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
Комментарий на текст: Луки 9:23

Ответьте, пожалуйста, как понимать слова Иисуса: Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Книга от Луки 9:23

Спрашивает
Александр
Мир Вам, Александр. Понимаете, у Римлян казнь через распятие на кресте применялась для рабов и осужденных за наиболее ужасные преступления. Таким образом, можно сказать, что приговоренные к такой смерти, были презренны, ненавидимы и отвержены обществом. Осужденные на распятие, обычно несли крест к... Читать далее
1
Трудные тексты15 октября 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Сочетается ли защита своей веры с христианской любовью к ближнему?

Почему каждая религия какая бы она не была так защищает свою веру? Вот у меня так получилось когда я ходил в Баптисткую церковь со мной не говорили знакомые из Православной церкви, а когда я перешел из Баптисткой я не успел принять повторного крешения в Православную, то со ной перестали говорить Баптисты, но ведь в библии сказано, чтоб мы любили друг друга не зависимо от того кто какой веры.

Спрашивает
Олег
Приветствую Олег! Потому что в основе каждой религии есть вера, т.е. уВЕРЕнность в определенных вещах. Для анимиста это одушевленность всего вокруг, для язычника - множество богов, и т.д. Без этой уверенности нет и веры. Без веры нет религии. Все дожившие до нас религии выжили по той причине, что ... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Марина! Вот этот отрывок: Смысл этого наставления не вполне ясен. Разные комментаторы предлагают разные варианты толкования. Однако есть некоторые общие выводы. Речь не идет о буквальной одежде или личных вещах людей, погрязших во грехе. Иуда говорит не об одежде вообще, он использует особенное слово "хитон", которое означа... Читать далее
2
Трудные тексты13 октября 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Здравствуйте Борис! Дело в том, что любой перевод означает огромную потерю смысла. Видите ли, человек раздираем противоречием между желанием познать ДРУГОЕ, т.е. незнакомый мир, новых людей, и стремлением жить в узнаваемом, привычном мире. Поэтому мы видим, как в каждой культуре Христос приобрет... Читать далее
1