Трудные тексты14 января 2023
Отвечает
Александра Ланц
Что означает слово пята?

Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Пс.40:10   Не о всех вас говорю Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Ин.13:18.

Поясните,  пожалуйста, что  означало  в  контексте  того  исторического времени  поднять  на  кого-то  пяту? И  что  означала пята: действительную  пяту  или  что-либо  другое? Да  благословит  Вас  Господь в  Вашем  труде

Спрашивает
Александр

Мир сердцу вашему, Александр!

Слово «пята» - это устаревший вариант слова «пятка».  Таким образом, оба текста звучат так:

Пс.40:10 Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пятку.

Иоан.13:18 Не о всех вас говорю Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пятку свою. 

Давайте попробуем понять, почему употреблено именно это слово, почему перед нами именно этот образ. В какой ситуации возможно поднять на человека пятку? Только тогда, когда человек беспомощно находится намного ниже тебя, не так ли? 

Эту мысль подтверждает контекст псалма, из которого Иисус цитирует:

Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: "слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более".  Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пятку.

Чтобы понять суть сказанного, надо очень хорошо понимать суть служения Иисуса. Она выражена в Мар.10:45 «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить...»  Каково положение слуги, особенно когда он омывает грязные ноги людей (Ин.13:5)?  Он согбён, он беззащитен, он у ног тех, кому служит. Если кому-то придёт в голову толкнуть его своей ногой, то раб легко упадёт, потому что очень неудобно удерживать равновесие, когда моешь чьи-то ноги.

Три с половиной года Иисуса гнали Его враги, на него поднимали руку с камнями, Его пытались схватить, чтобы сбросить со скалы, Его пытались загнать в угол каверзными вопросами, Ему не верили, Его ненавидели и Его боялись, Его обвиняли в том, что Он водим духом сатаны. И только 12 человек, которые постоянно ходили с Ним, были Его ближайшими друзьями, Его семьёй. Ради спасения этих 12-и и ради спасения каждого человека, Образ Божий, Слава Небес – Христос, унизил Себя настолько, что принял на себя образ раба, стал таким же, как и мы, существом беззащитным пред лицом этого страшного мира, и спустился к нам во тьму и грязь того, что у нас тут происходит, чтобы омыть людей с головы до ног от этих грязи и тьмы, а потом вынуть их из трясины смерти туда, где они смогут жить свободно и счастливо, жить вечно (Флп.2:6-8; Ин.10:10).

Вся жизнь Иисуса прошла в абсолютном отвержении Себя, в постоянном служении людям, Он стал нашим рабом, омывающим наши ноги и сердца, и поэтому, как человек, он всегда был абсолютно беззащитен перед нами, людьми. Любой, кто хотел, мог толкнуть Его и поставить на Него свою пяту, как на побеждённого. Многие думали: нищий, не проявляющий никакой политической силы, призывающий любить врагов... разве может Иисус быть истинным Царём Израиля?  Его ученики не были исключением, в их головах тоже бродили такие мысли, но привлечённые удивительной силой Его добра, они ходили с Ним, желали быть с Ним и всё больше любили Его.  Кроме одного.

Сердце одного ученика, хотя и испытывало на себе всю силу любви и добра Иисуса, так и не решилось открыться этой силе, так и осталось каменным. Да, этот ученик был частью Его семьи, день за днём он видел беззаветную и самоотверженную любовь Спасителя к людям, но он закрылся от воздействия этой любви, не позволил ей изменить его, его мысли всегда сосредотачивались на земном господстве, он сам желал господствовать, поэтому то, как жил и действовал Иисус всегда было для него чем-то странным: «Такая сила! И нищий!» Это не укладывалось в его каменном сердце. 

И вот настал час, когда Иисус должен был полностью перейти в руки человечества, когда Сам Отец должен был оставить его один на один с человечеством, сняв с Него Свою защиту. Иисус, сияние славы Небес, позволил Себе стать нашим рабом, лежащим у наших ног... презренным и униженным, которого ни во что не ставили, от которого люди отвращали свои лица (Ис.53). И в этом унижении, в этом «топтании» человечества по собственному Творцу, был даже тот, кто когда-то считался Его близким другом, Его учеником, частью Его семьи, кто несколько лет делил с Ним все Его скудные трапезы, и выглядел человеком мирным, не способным на предательство... но и он поднял на Иисуса свою пятку, дополнив чашу Его унижений и боли.

С уважением,

Саша.

2
Похожие вопросы
Трудные тексты23 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Сергей!А вам не показалось странным, что при этом написано о всех сорока годах странствования по пустыне и о приходе к границам Ханаана? А ведь о том, что Израиль будет странствовать сорок лет в наказание за свое неверие, будет сказано гораздо позже! Все очень просто: Моисей написал не только книгу Исход,... Читать далее
2
Трудные тексты23 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Светлана, можно я отвечу Вам по-русски?  Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, здесь не идет речь и о крещении Духом, тем более - огнем, но скорее "крещение" в лице Его смерти. Слово "креститься", если употребляется,... Читать далее
1
Евгений, добрый день. Данный текст необходимо для понимания не отрывать от предыдущего: Аналогичное высказывание по смыслу апостол Павел применяет:В этих текстах говорится о том, что богохульников (блудника) Павел исключил из церкви. Церковь является Божьей семьей, находящейся под Его постоянной, неусыпной защитой. А человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под терр... Читать далее
1
Трудные тексты24 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Мы исчезаем от гнева Твоего. Как это понимать христианам в наше время?

Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Псалтирь 89:7 Как это место Писания относится к сегодняшним христианам? Законы ведь существуют как физические, так духовные!

Спрашивает
Тамара
Мир вашему сердцу, Тамара! Вы когда-нибудь пробовали переписывать слова Библии? Это очень хороший способ помочь себе проникать в глубь того, что пытается сказать Бог, не просто увидев, но и как бы "прощупав" контекст. Мы ведь понимаем, что опасно вырывать какие-то слова из общего текста. Вы задал... Читать далее
1
Трудные тексты24 дня назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна?

В притче о богаче и Лазаре сказано что праведники идут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную. Объяснение которое я прочитал тут меня не удовлетворило. Если ему следовать, то жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна. Объясните этот парадокс, ведь и там и там употреблено одно и то же слово вечность.

Спрашивает
Николай
Уважаемый Николай! Как я пытался показать в этом ответе, в библейском языке понятие "вечный" близко понятию "неизменный", "происходящий при прочих равных условиях". Вечная участь как праведных, так и грешных будет окончательной, не подлежащей изменению, и в этом смысле вечной. Для любящего Бога раз... Читать далее
1
Трудные тексты24 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему в родословиях перечислены только по 1-4 имени, а Библия говорит, что из Египта вышло 600 тысяч?

Как израильтяне так быстро размножились в Египте? В Исход 6:16 написано что Левий - Кааф - Амрам - Мойсей. Как за 400 лет прошло только 4 поколенья? И еще, потом написано что при выходе израиских мужчин было 600 тыс. Почему так много, если читая родословные мы не видим ни людей, у которых было бы по 10 детей, у большинства 2-4. Не понимаю этого момента.

Спрашивает
Вова
Мир вам, Вова! Библия не преследует цель давать имена всех людей, когда-то родившихся от Авраама, например, или от Адама. Основной принцип родословий, представленных в Библии, - перечислять только первенцев мужского рода от законных (первых) жен. Довольно большую группу исключений составляют те слу... Читать далее
2
Мир вам, Александр! Приведу некоторые комментарии по данному тексту: "День Мой" - словом "день" называлось явление Помазанника в последние времена. Евреи верили, что Аврааму еще при жизни было дано видеть будущее, в том числе и Помазанника. Например, место из книги Быт. 12:3 "И благословятся в т... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Нина! "Обнаженное дерево" - точное значение использованных в оригинале слов неизвестно. Возможно здесь используется игра слов. Есть различные варианты перевода. Вот иудейский перевод: "Бегите, спасайте жизнь свою, и станете подобны можжевельнику в пустыне." (Танах Иудейский, перево... Читать далее
1
Приветствую Миша! Ветхий завет, несмотря на все старания христианских богословов это ему приписать, не одобряет мести. Так как в древнем Израиле до избрания царя не было силовых органов (представляете себе такое положение в современном обществе? И ничего, жили. Так кто же был цивилизованней?), то... Читать далее
1
Трудные тексты25 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Объясните, пожалуйста, десятую заповедь.

Что это значит? Ни раба его, ни рабыни его? Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его ничего, что у ближнего твоего.  Объясните, пожалуйста, как это так?

Спрашивает
Артём
Здравствовать вам в Истине Божией, Артём! Вы спрашиваете о десятой заповеди Закона, который Сам Бог Собственным перстом записал на каменных скрижалях (Исх.31:18). Эта заповедь бьёт в корень всех грехов. Если этот горький корень будет удалён из человека, то человек перестанет грешить. Почему человек может пожелать иметь такой же дом, как у его соседа? Или такую же жену, как у кого-то, или даже саму эту жену и тот самый дом? Почему человек может возгореться ж... Читать далее
1