Трудные тексты27 ноября 2022
Отвечает
Александра Ланц

Доброго вам времени суток, Алексей!

В Новом Завете для обозначения греха, в подавляющем большинстве случаев используется слово   ἁμαρτια      

Вот, например, стихи:

21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
Мф. 1:21
6и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
Мф. 3:6
2И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
Мф. 9:2
7что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
Мк. 2:7
77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
Лк. 1:77
29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
Ин. 1:29
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
Ин. 8:34
19Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
Деян. 3:19
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
Иак. 1:15

Из этих текстов мы видим, что ГРЕХ – это 1) очень плохо, 2) ведёт к болезням и смерти, 3) должен быть прощён Богом для того, чтобы Бог мог спасти человека.

Словом «согрешение» в русской Библии переведено греческое слово παραπτώμα, которое имеет такие значения: проступок, преступление, согрешение, грех.  Теперь давайте прочитаем все тексты Нового Завета, в которых употреблено именно это слово (обратите внимание, что переводчики использовали разные русские слова, однако будем помнить, что здесь стоит то самое παραπτώμα):

25Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
Рим. 4:25
15Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.
17Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18Посему, как преступлением одного — всем человекам осуждение, так правдою одного — всем человекам оправдание к жизни.
19Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
Рим. 5:15-20
11Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
Рим. 11:11
19потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
2Кор. 5:19
1Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Гал. 6:1
7в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
Еф. 1:7
1И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
...
5и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, —
Еф. 2:1,5
13и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
Кол. 2:13
16Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
Иак. 5:16

Как ни странно, относительно этого слова мы видим ту же самую картину: 1) очень плохо, 2) ведёт к болезням и смерти, 3) должен быть прощён Богом для того, чтобы Бог мог спасти человека.

Прошу вас обратить особое внимание на эти два стиха, которые совершенно явно заявляют нам, что для Бога нет никакой разницы, совершил  ли человек ἁμαρτια   или  παραπτώμα

16 Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса».
Деян. 22:16
7в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
Еф. 1:7

И для того (Деян. 22:16 - ἁμαρτια), и для другого (Еф.1:7 - παραπτώμα) необходимо прощение Бога и Его драгоценная кровь, очищающая человека. Поэтому очень будут не правы те, кто, опираясь просто на значение русских слов «грех» и «согрешение», начнёт строить теории о том, что одно тяжелее другого. Если для очищения и того, и другого необходимо пролитие крови Христа, то оба они одинаково тяжелы и одинаково смертоносны.

Тогда почему Новый Завет использует два разных слова?  Изучая стихи, в которых новозаветные авторы используют слово  παραπτώμα, я лично прихожу к выводу, что этим словом как правило обозначается грех человека, совершённый против человека. Особенно ярко это видно в притче о том, чему подобно Небесное Царствие. Пожалуйста, прочитайте эту притчу очень внимательно:

23Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;«талантов» – Вес серебра.
25а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу».
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен».
29Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе».
30Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»
34И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Мф. 18:23-35

Видите? У людей были долги друг между другогм. И речь здесь  идёт, конечно, не столько о денежных долгах, а о долгах наших неправильных поступков.

Муж обидел жену, значит, он у неё в долгу. Старший брат обидел младшего и тем самым оказался в долгу у младшего. Все мы в долгу друг у друга, потому что все мы так или иначе когда-то обижали других людей, а они обижали нас.

Но далеко не все прощают долги (обиды) своим обидчикам, но напротив хватают и душат их своею местью, своим желанием восстановить «справедливость» и своё «доброе» имя, своё чувство «собственного достоинства». Так часто бывает в миру, но у тех, кто называет себя детьми Бога, так быть не должно. Почему?

Потому что ребёнок Бога – это тот, кто понял и принял, что был в неоплатном долгу перед Самим Богом (царём), но Бог простил его и помиловал, не стал взыскивать с него по счетам за всё его несовершенство, за все его злые слова и поступки, , направленные в Его адрес. Поэтому помилованный и прощённый не будет взыскивать с обидевших его людей их долги, но поступит, как Отец – простит и помилует:

не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»
Мф. 18:33

Так вот если понимать, что для Бога любой наш грех – мерзость, то тогда окажется, что слово παραπτώμα, несколько раз переведённое в Библии как «согрешение», обозначает не что-то отдельное, иное по своей природе, а просто одну из граней ГРЕХА, ту грань, которая обозначает отношения между людьми. Мы все в долгу не только перед Богом, но и друг перед другом.

Интересно с этой точки зрения осмыслять образец молитвы, который Господь и Спаситель наш Иисус дал нам на страницах Библии:

9Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Мф. 6:9-15

Как же сильно мы, задолжавшие Богу и людям так много, нуждаемся в очищающей силе крови Иисуса!

Да поможет Бог нам понять это!

Саша.

5
Похожие вопросы
Трудные тексты9 дней назад
Отвечает
Алла Бурлай
Уважаемый Дмитрий! Такой фразы в Библии нет. Есть другая фраза, записанная в Послании апостола Павла: По-моему, она в комментариях не нуждается, но если хотите разобраться, прочитайте ее в контексте. Вот следующие 2 стиха:Божьих благословений... Читать далее
0
Трудные тексты9 дней назад
Отвечает
Олег Замигайло
Каким словом в древнееврейском языке обозначалось слово материя, слово энергия и какое то слово имело значения во время написания Библии?

Здравствуйте! Желаю Вам Божьих благословений и процветания!Пожалуйста помогите разобрать мой вопрос. Возможно посоветуйте, где я могу
получить ответ на мой вопрос: литература, проповеди, служения.

Спрашивает
Жанна
Мир вам, Жанна! В древнем Израиле не было таких философских понятий, как материя и энергия. Эти понятия пришли к нам из античной греческой философии атомистических концепций Демокрита, Платона и т.д. По поводу, какие слова древнего иврита используются в оригинале Торы для описания процесса сотворен... Читать далее
1
Мир Вам, Наташа! Согласно Библейской Энциклопедии архимандрита Никифора: Проклятие (Быт. 27:12) - в Библейском употреблении означенное слово противоположно слову: благословение. Под проклятием в противность благословению разумеется лишение благословения и осуждение на бедствия. Проклятие произнес... Читать далее
1
Трудные тексты9 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему Иисус не запретил освобожденному одержимому говорить о Нем, как Он запрещал другим исцеленным людям?

Почему, как правило, людям, исцеленным от недугов и после изгнания беса, Иисус наказывал никому не рассказывать о сотворенных чудесах, а человеку, одержимому легионом бесов и исцеленному, напротив, наказал идти домой и рассказать людям о милости Господа? Отказал исцеленному в просьбе быть с Иисусом?

Спрашивает
Ирина
Доброго вам времени суток, Ирина! Дело в том, что миссия Иисуса заключалась не в том, чтобы исцелять людей, а в том, чтобы проповедовать Царствие Божие, покаяние и путь спасения от навечной смерти. Однако Иисус никому не отказывал в исцелении и даже воскрешал людей, потому что Он, кроме проповеди, ... Читать далее
1
Мир Вам, брат Сергей! Здесь может быть несколько причин. Во первых, Откровение написано языком образов. Это не буквальная цепь событий. Во вторых, события (трубы) хронологически могут отстоять друг от друга на сотни лет. Поэтому "трава" могла вновь отрасти. В третьих, контекст 8-й главы предполагае... Читать далее
1
Трудные тексты10 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Прочитал недавно такую цитату на одном сайте,которую привожу ниже помогите разобраться. Оказывается, Фарра умудрился за свои 145 лет прожить своих же 205 лет?!!

В книге Бытие сообщается, что у 70-летнего Фарры родился Авраам Быт.11:26, 75-летний Авраам оставляет семью отца и переселяется из Харана в Палестину Быт.12:4, что Фарра прожил 205 лет Быт.11:32. Но в Деянии апостолов говорится, что 75-летний Авраам оставил Харан после смерти своего отца Фарры Деян.7:14. Но если Фарра родил Авраама в 70 лет, если Авраам оставил отца в своих 75 лет, то 70 75 = 145. Оказывается, Фарра умудрился за свои 145 лет прожить своих же 205 лет?!!

Спрашивает
Андрей
Мир вам, Андрей! Вы затронули действительно очень интересный вопрос. Да, действительно Авраам вышел из Харрана ДО смерти отца. Это суждение основывается на текстах книги Бытие - где после подсчетов мы видим что Фарре при выходе Авраама было 145 лет. Еще одним косвенным доказательством является такж... Читать далее
1
Доброго вам времени суток, Майя!Понять эти два повеления возможно только тогда... когда мы хорошо осознаём ту обстановку, в которой были произнесены эти слова; когда мы принимаем Ветхозаветных Писания за богодухновенные, необходимые для нашего совершенствования в вере и праведности. Израиль во времена Иисуса жил под властью Ри... Читать далее
1
Мир Вам, Влад! Мы бы были, при этом греха и страданий не было бы - а все мы были  счастливы. Кажется чем-то призрачным, но именно для того чтобы вернуть нас в это состояние Царства Божьего и единства с Богом, Иисус Христос умер за нас на Голгофе и воскрес на третий день. Вот первоначальный план Б... Читать далее
1
Трудные тексты10 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Мне кажется, что Библия поощряет ложь блудницы Раав.

Здравствуйте, вот увидел вопрос на сайте про ложь... Если не ошибаюсь, вы считаете, что любая ложь – грех, я тоже так считаю. Только такое ощущение, что в Библии поощряется ложь блудницы Раав.  (Иак.2:25) Может, я неправильно понял отрывок. Но ведь от греха только хуже, получается, что она сделала только хуже, солгав? Ведь ей надо было сказать правду и уповать на Бога. Объясните, пожалуйста.

Спрашивает
Аноним
Доброго вам времени суток, человек, обретающий имя! Если бы Раав знала Бога так, как знали Его апостолы, она в момент опасности получила бы от Него мудрость, силу и защиту для того, чтобы ответить не солгав, но одновременно не причинив вреда тем, кого она пыталась спасти (Иак.1:5-8). Да, грех всё... Читать далее
0
Трудные тексты10 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Почему в Откр.1:13 Иисус одет не так, как одет первосвященник при ежедневном служении в Исх.28?

Его одежда больше похожа на ту, которая описана в Левитам 16 глава.

Спрашивает
Владимир
Мир Вам, брат Владимир! Вот интересующие нас тексты:Вы правы, Иисус Христос из книги Откровение 1 -й главы одет как первосвященник в "судный день" (Йом Киппур) из Левит 16. Возможное толкование этого символизма таково: Книга Откровение описывает не только решение проблемы грехопадения на Земле, не только искупление человечества, но и символическую историю борьбы Христа и сатаны в целом. Первая и последние главы книги Откровение являются ключевыми, так как открывают чи... Читать далее
1