Трудные тексты4 февраля 2023
Отвечает
Михаил Чичин
Что значит: увидят трупы людей, отступивших от Меня. Это же будет происходить на новой земле?

Помогите, пожалуйста, понять стих: И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет и будут они мерзостью для всякой плоти Ис.66:24.

Разве тут речь идёт не о последнем времени, когда нечестивые вместе с сатаной будут полностью уничтожены, а земля и небо пересотворены? Неужели, спасённые будут ходить на новой земле на поклонение к Богу в новый Иерусалим по трупам отступивших?

Спрашивает
Олег

Олег, мир Вам.

Текст из Ис. 66:24, который Вы цитируете в вопросе, необходимо рассматривать в контексте – в отрывке Ис. 66:18-24, а также Ис.65:13-17.

Ниже я приведу Вам цитаты из Священного Писания, а также цитаты из комментария на книгу пророка Исаии церкви АСД, с моей точки зрения наиболее понятно и логично раскрывающую суть вопроса.

17Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце.
Ис. 65:17

В стихах 17-25 Исаия описывает новое небо и новую землю, которые стали бы явью, если бы Израиль внимал вестям предостережения пророков и выполнял Божьи намерения после возвращения из плена. Израиль не сделал этого, а поэтому в своем второстепенном применении эти тексты указывают на новое небо и новую землю, которые будут сотворены по окончании тысячелетнего царства. Тем не менее данное описание следует понимать прежде всего с точки зрения его местного употребления; второстепенное же его употребление следует рассматривать лишь во свете того, что говорят относительно будущей жизни новозаветные писатели. Когда руководствуются именно таким принципом, тогда исследуемый текст не представляет никаких сложных проблем. При попытке отнести все подробности текста к новому небу и новой земле в будущем возникает целый ряд трудностей:

  1. Согласно стиху 20-му, если не понимать пророчество в его местном значении, смерть по-прежнему существует (см.комм. 20-го ст), тогда как на новом небе и новой земле смерти уже не будет (Откр.21:4).

  2. Согласно Ис.65:13 (см.комм.там же) дети по прежнему рождаются на том небе и земле, которых мы ожидаем. "А сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят" (Лук. 20:35). Толкование данного текста настолько ясно, что нельзя понимать никак иначе.

  3. Согласно Ис.66:23,24 на пути в Иерусалим идущие на поклонение увидят трупы согрешивших против Бога, тогда как согласно Откр.20:9,14; 21:1; огонь последнего дня совершенно обновит землю, прежде чем она сделается родиной искупленных.

Неверность Израиля сделала невозможным исполнение этих пророчеств согласно первоначальному плану. Тем не менее намерения Иеговы, в конечном счете, будут все же приведены к полному исполнению. Господь сотворит новое небо и новую землю, однако Божьи намерения будут осуществлены несколько иным путем, поскольку вместо того чтобы быть осуществленными через Израиль, избранный народ, будут осуществлены через церковь Христову.

24И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.
Ис. 66:24

Увидят трупы людей: Этот стих следует понимать в свете принципов, изложенных в комм. Ис.65:17. Образность языка здесь лишний раз служит доказательством повествования с точки зрения того, как были учреждены новое небо и новая земля, если бы иудейский народ содействовал исполнению Божьего предостережения. Прежде чем новая земля, о которой говорит Иоанн, (Откр.21:1-27) станет местом обитания праведников и поклонники направятся в Новый Иерусалим, будут уничтожены все следы греха, не останется ни одного мертвого тела, чтобы ничем не осквернялось совершенство того вновь восстановленного Едема (см. комм. 2Пет.3:10). Поэтому слова Исаии нельзя применять непосредственно к будущей жизни на новой земле.

Второстепенное применение следует рассматривать в соответствии с убеждениями более поздних вдохновенных писателей, сообщающих о том, как вечные намерения Божьи будут осуществлены через христианскую церковь. Тем же, кто относит данный стих к вечному наказанию душ в неугасимом аду, не мешало бы обратить внимание, что спасенные видят здесь именно трупы, а не чувствующие освобождения от телесной оболочки души, подвергнутые мучению. Такое ложное истолкование пророчества отвергает также вышеизложенные принципы.

Червь: Здесь, очевидно, личинка мясных мух. Это же еврейское слово встречается в Исх.16:20; Иов 25:6; Пс.21:7; Ис.14:11. Личинки изображены как бы терзающими мертвые тела.

Не умрет: Вследствие такого же ложного истолкования, о котором упоминалось выше, некоторые полагают, что это выражение образно указывает на бесконечную жизнь нечестивых. Однако в еврейском тексте это выражение дается в простом несовершенном времени, указывающем, что к моменту обсуждаемого периода действие глагола еще не завершилось. Время, в котором стоит глагол, вовсе не означает, что данное действие никогда не будет завершено. Так, например, в несовершенном времени стоит глагол в Быт. 2:25 в предложении, где говорится, что Адам и Ева "не стыдились". На основании этого нельзя утверждать, что они никогда не будут стыдиться. То, что они позже стали стыдиться, ясно видно из Быт.3:7. Подразумеваемым переводом данной еврейской формы глагола в настоящем времени, выражающим именно этот оттенок: "червь их еще не умрет".

Не угаснет: В еврейском тексте глагол стоит в том же времени, что и в выражении "червь их не умрет". Значит, предложение это можно перевести так: "огонь их еще не угас" (см. комм. выше). Это выражение вовсе не указывает на огонь, который будет гореть вечно, это явствует из предсказания, записанного в Иер.17:27, где Иерусалиму грозит такое же сожжение. Огонь был зажжен (2Пар.36:19), но он давно уже угас.

Неугасимый огонь, тот который никто не погасит, или не может погасить. Однако после того, как он истребит то, что ему дано уничтожить, он сам погаснет. Именно так Библия определяет огонь, который никто не угасит. Нетрудно также заметить, что еврейский текст Ис.66:24 весьма поэтичен в своей форме и что выражение "червь их не умрет" и "огонь их не угаснет" аналогичны.

Значение второго выражения, которое не вызывает никакого сомнения, подсказывает, таким образом, толкование, которое следует отнести к первому выражению.

Надеюсь, что приведенный комментарий помог Вам получить ответ на Ваш вопрос.

Божьих Вам благословений.

2
Похожие вопросы
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Руслан Фазлеев
Здравствуйте, Максим! Для начала рассмотрим отрывок:Здесь очевиден так называемый параллелизм, когда мысль выражается разными способами, но означает одно и то же. Иисус говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить, указывая на незыблемость закона, который является выражением Его же воли. Затем приводит в пример две группы людей: Нарушаю... Читать далее
1
Мир вам, Иван! Речь идет о эгоизме и приоритетах - применит ли Иисус Свою Божественную власть для Себя лично, для чего-то эгоистического. Если обратите внимание, то суть характера Бога - любовь. Любовь Божья  направлена на Его творение. Чтобы было понятно - приведу жизненный пример. Президент госу... Читать далее
2
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александр Серков
В какой день распяли Иисуса Христа? В Библии пишется, что Иисус был мертв три дня и три ночи.

Но не получается, что распяли Его в пятницу, скорей всего, что в среду вечером.

Спрашивает
Сергей
Мир Вам, Сергей. Христа распяли все-таки в пятницу. Сопоставьте два текста:Теперь о том, что говорится в Библии о Его смерти. В Библии не говорится, что Христос был мертв три дня и три ночи. А вот такое место есть:А что такое "сердце земли", в котором Христос был три дня и три ночи? Это не могила, в которой был Христос. Христос очень часто говорил метафорически. В данном случае, в этой метафоре под "сердцем земли" мы можем понимать князя этого мира, то есть сатану. Во власть сатаны Христос отдался в четверг н... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Виктор! Вы задаёте вопрос по этим трём текстам:Понять это, так называемое, противоречие возможно только тогда, когда человек осознаёт, что Библия – это книга, пытающаяся объяснить нам духовные истины, пытающаяся поднять нас от земли и научить нас рассматривать жизнь не в плоскости, где все одномерно, а в пространстве, гед сразу несколько измерен... Читать далее
1
Мир Вам, Татьяна! Иисус говорил:Аналогичные тексты - Матф.16:25, Мк.8:35 Благословений, Виктор... Читать далее
2
Мир вам, Семен! Можете почитать более подробно здесь: Библейские пророчества (по книгам Даниила и Откровение). / Перейти... Библейские беседы по книге Откровение. (1-22) / Перейти... Библейские беседы по книге Откровение. (23-36) / Перейти... Библейские беседы по книге Откровение. (70-86) / Пер... Читать далее
0
Здравствовать вам в правде, Арсен! Вот текст, о котором вы спрашиваете:Читая контекст, мы увидим основную мысль, которую развивает Иаков. Здесь он говорит не о том, кто и где должен работать и какой пост можно или нельзя занимать, а обращается к верующим, указывая им на то, что между ними, к сожалению, пока ещё сильны такие плохие черты,  зависть, сварливость (Иак.3:14... Читать далее
1
Здравствуйте Инна! Дело в том, что не только этот критерий применялся для проверки истинности пророчества. Главным моментом было его соответствие всей открытой воле Божьей (Втор. 13). Мы знаем, что целью Бога является не наказание, а спасение грешников (Рим. 6:23). Таким образом, Его прощение П... Читать далее
1
Трудные тексты16 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему в Исход 24:10 написано - видели Бога Израилева?

Вопрос почему в Синодальном переводе написано и видели Бога Израилева и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное-т.е Слово видели Книга Исход 24:10. А в переводе на греческом написано "место", а не "видели" Так место видели или Бога видели?

Спрашивает
Галина
Мир Вам, Галина! Здесь для сравнения интересен не перевод на греческий, а текст на иврите (потому что Моисей писал на древнееврейском). Потому мы может сравнить с другими переводами, в том числе иудейскими: 10 и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, к... Читать далее
9
Трудные тексты16 дней назад
Отвечает
Руслан Фазлеев
Здравствуйте, Александр! Если бы Господь хотел определить главное видение в книге Откровение, то Он сам бы сделал это понятным для всех. Конечно, видение Откр. 21-22 глав о Новом Иерусалиме, о Новой Земле венчают книгу и является целью всей книги, однако без всех предыдущих видений, которые показыв... Читать далее
7