Шалом, Ирина!

Вы спрашиваете об этом отрывке:

25Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его.
26И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой.
Исх. 15:25-26

К сожалению, частенько когда мы открываем Библию, мы смотрим на неё глазами людей, выросших в обществе, которое имеет очень специфичное отношение к понятию «Закон». Ведь что такое закон для большинства из нас? Это нечто, что может со временем меняться, дополняться, улучшаться и даже отменяться.  Каким бы совершенным ни казался закон, всегда найдётся что-то, что можно в нём улучшить или отменить, особенно, если общество людей, живущих по этому закону растёт и развивается.  Так обстоят дела в любом государстве мира.

Однако Библия говорит нам о том, что помимо человеческих государств есть одно государство, чей закон постоянен, неизменен, совершенен, как и Сам Законодатель. 

Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина.
Пс. 118:142

Поэтому если Государь этой страны учит кого-то Своему уставу и закону, то это всегда один и тот же устав и закон.

Вы совершенно правильно подметили, что Бог даровал Своему народу скрижали позже, чем сам Закон.  Даже больше того, в 16-й главе говорится о том, как Вседержитель начал учить Свой народ святить субботний день, хотя до дарования скрижалей было ещё больше двух месяцев.

К сожалению, находятся люди, утверждающие, что Закон был дан только еврейскому народу и только на Синайской горе. Однако это не вполне соответствует действительности. Знание о существовании Закона всегда было у тех людей, которые старались ходить с Богом. Читая Библию постепенно и внимательно, мы видим, что Каин и Авель знали все заповеди Бога:

  • они поклонялись только одному Богу;

  • они не делали изображений Бога;

  • они знали, что зависть в сердце — это плохо. Бог Самолично объяснил это Каину (об этом читаем в Быт.4).

  • Они знали, что надо уважать родителей, и что восстать на человека с целью убийства — это грех.

  • Они даже хорошо знали о необходимости жертвоприношений.

И о благословенной субботе они тоже знали, потому что их отец Адам и их мама Ева рассказывали им и о жизни в Эдемском Саду и о седьмом дне, который стал для них одним из самых первых подарков Творца.

Другое дело, что Закон Бога никогда не был записан на каком-то земном материале. Знание о том, что такое грех и как определить, грешишь ли ты, знание о том, какая жертва должна была быть принесена — всё это передавалось от отца к сыну.  Вы когда-нибудь пробовали посчитать годы жизни сыновей Божиих до потопа так, чтобы увидеть, какое поколение все ещё имело возможность поговорить с Адамом лицом к лицу?  Вот посмотрите:

Как видим, Адам имел возможность учить заповедям Божиим своих внуков в восьмом поколении, в частности, рассказывая им и о благословениях седьмого дня недели! И даже Ламеха он мог держать на своих руках! Не было необходимости записывать Закон, потому что Адам мог лично передавать своим внукам и правнукам знание о  Творце и Его правилах счастливой жизни.

Проблемы начались после потопа. Жизнь людей начала сокращаться, количество людей увеличиваться. Но даже в эти столетия люди не нуждались в записанном законе, потому что Ной, переживший потоп, имел возможность быть живым свидетелем силы и святости Бога для своих детей до девятого поколения, и возможно, он даже держал на своих руках родившегося Аврама. 

Быт.11:10-32 утверждает, что Аврам вышел из своего родства ещё при жизни четырёх своих дедов.  Авраму не нужен был записанный Закон Бога, потому что он был научен слышать Его голос так же, как его слышали Адам и его дети, начиная с Каина.

Но время шло, постепенно умерли все прадеды Авраама, умер и он сам. К тому моменту, когда еврейский народ (потомки Авраама) вырос в численности, продолжительность жизни людей очень сильно сократилась: поколения сменяли друг друга так, что только при хороших обстоятельствах дед мог быть в нормальной физической форме, чтобы учить своих внуков. Но главное в том, что выросшее население земли ко времени рождения Моисея так пропиталось язычеством и так отдалилось от Истинного Бога, что даже потомки Авраама с огромным трудом и скрипом могли принимать Божьи правила жизни.

Не могло быть и речи о том, чтобы учить их устно: привыкшие к язычеству, с почти окаменевшими и глухими к голосу Бога сердцами, они не были способны исправить свои пути, просто слушая Бога. И это было проверено и продемонстрировано ещё до Синайской горы. Как раз об этом стихе вы и спрашиваете. Но они, в силу перечисленных выше обстоятельств, не были способны учиться.  Благодаря двум предельно лаконичным стихам мы видим, что потомки Авраама не могли уже слышать голос Бога так, как слышал сам Авраам.   Спаситель продемонстрировал им 10 чудес-казней, Он провёл их по дну моря, Он постоянно находился с ними в столпе огненном ночью и в столпе облачном днём (Исх.13:21). Но когда Он устно говорил к ним через Моисея, они не принимали Его слово, Его Закон. Короткая память и жёсткие сердца, постоянно готовые спросить: «есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх.17:7) не позволили Богу воспитывать их так, как Он это делал с Авраамом и другими их отцами. 

25Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его.
26И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой.
Исх. 15:25-26

Нет никакого сомнения в том, что при водах Мерры Спаситель дал Своему народу тот же самый Закон, который знали их отцы: Адам, Ной, Авраама, Иаков, Иосиф. Тот самый Закон, который Он потом (2 месяца спустя) Собственным перстом запишет на каменных скрижалях. Именно этим заповедям и уставам Он желал научить их... В следующей главе читаем о том, что они были неспособны даже в субботу покоиться (4-я заповедь), что уж говорить об остальных: не завидуй, не воруй, не прелюбодействуй, не хули имя твоего Бога, не поклоняйся изображениям. Они всё это делали и продолжали делать. Устное слово Бога не подействовало. Вот и пришлось дать им записанное слово и привлечь их внимание за счёт страха, ведь спасать-то надо было (Иуд.1:23)

18Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали.
Исх. 20:18

А Бог всегда Один и тот же, Он не меняется. И Закон Его не меняется (Иак.1:17).

С уважением,

Саша.

3
Похожие вопросы
Трудные тексты29 октября 2024
Отвечает
Александр Дулгер
Противоречия между 3 Царств 15:33 и 2 Паралипоменон 16:1 в исчислении дней жизни царя Ваасы.

В 3 Царств 15:33 говорится: "В третий год Асы, царя Иудейского, воцарился Вааса, сын Ахии, и царствовал двадцать четыре года". Отсюда следует, что Вааса умер на 27-ой год царствования Асы. Однако, во 2 Пар. 16:1 сказано: "В тридцать шестой год царствования Асы пошел Вааса на Иудею и начал строить Раму...".
Так как же Вааса мог построить город Раму, если он умер почти за 10 лет до этого и почил с отцами своими, и погребен в Фирце 3 Царств 16:6

Спрашивает
Александр
Мир Вам, брат Александр! Ключ к этому кажущемуся противоречию мы находим в 14 и 15 главах 2-й книги Паралипоменон. В 2Пар.14 -й главе описан военный конфликт - Зарай из Эфиопии вторгся в Иудею и сразился с царем Асой. В 2Пар.15 главе описано обновление завета с Господом после этих событий. Текст ... Читать далее
1
Трудные тексты29 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Зачем создавать Вселенную, если результат тебя заранее не удовлетворяет?

Спасибо, что ответили, хотя я не обвиняю никого, да и не собираюсь этого делать. К сожалению на вопрос Вы не ответили, наверно я не точно его сформулировал. Он заключается в следующем: Зная о грехопадении людей, о том что придется отдать Сына Своего на распятие за чужие грехи, Господь всеравно создает Адама и запускает неизбежный процесс. Многие войдут в царство Его, ещё большие туда не войдут. Милиарды душ пополнят вселенную. Зачем создавать, если результат тебя заранее не удовлетворяет.

Спрашивает
Александр
Мир вам, Александр! Отвечу с позиции человеческой логики - зачем рожать детей, если они будут сталкиваться с проблемами, неудачами, возможно болязнями и страданиями? Человек приходит в этот мир, чтобы реализовать заложенный потенциал, таланты и предназначение. Самые несчастные люди - которые ничего... Читать далее
1
Трудные тексты29 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Мойша!Освящение - иногда единоразовое действие, а иногда повторяющееся, которое можно сравнить с процессом.Благословений, Виктор... Читать далее
1
Трудные тексты27 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
О милости и наказании Божьем.

Здравствуйте! В Писании сказано: Исх.34:7, Числ.14:18 И вот тут непонятно. Бог грех прощает, но все равно за него следует наказание, ведь даже люди, когда прощают своих детей, и если они их простили, они их уже не наказывают. То тогда, как же Бог, грех простил кающемуся, а потом все равно за него наказал?

Спрашивает
Олег
Мир Вам, Олег. Цитирую приведенные Вами тексты:В Числах этот текст практически повторяется. Во-первых, здесь гипербола, ставящая в контраст любовь и милость Божию с одной стороны и наказание - с другой. Любит, милует и прощает в тысячи родов (не в одну тысячу, а в тысячи); а наказывает только до третьего рода. Во-вторых, Божье наказание - не м... Читать далее
1
Трудные тексты20 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
Мир Вам, Юлия! Цитирую текст:Здесь я вижу три ключевых момента, которые могут представлять затруднение в понимании: можно ли всех любить? А достаточно ли иметь любовь именно взаимную? Неужели, любя взаимной любовью, закон будет исполнен? Теперь об этом подробно: Как мы можем не остаться должниками никому? Христианин должен з... Читать далее
1
Трудные тексты20 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
Это правда, что последний Папа есть восьмой из семи, и пойдет в погибель?

Восьмой из семи уже на днях придет... Нового Папу  Римского выберут 11 марта 2013. Библия  говорит, что недолго ему быть. Это правда, что последний Папа есть восьмой из семи, и пойдет в погибель?

Спрашивает
Олег
Олег, давайте разберемся, - что Библия говорит, а что придумывают люди, приписывая это Библии. О ком говорится: "Восьмой из семи..."?  "И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель" (Откр.17:11). Это сам зверь восьмой из числа семи. Из чего Вы приходите к ... Читать далее
1
Трудные тексты20 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
Комментарий на текст: Луки 9:23

Ответьте, пожалуйста, как понимать слова Иисуса: Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Книга от Луки 9:23

Спрашивает
Александр
Мир Вам, Александр. Понимаете, у Римлян казнь через распятие на кресте применялась для рабов и осужденных за наиболее ужасные преступления. Таким образом, можно сказать, что приговоренные к такой смерти, были презренны, ненавидимы и отвержены обществом. Осужденные на распятие, обычно несли крест к... Читать далее
1
Трудные тексты15 октября 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Сочетается ли защита своей веры с христианской любовью к ближнему?

Почему каждая религия какая бы она не была так защищает свою веру? Вот у меня так получилось когда я ходил в Баптисткую церковь со мной не говорили знакомые из Православной церкви, а когда я перешел из Баптисткой я не успел принять повторного крешения в Православную, то со ной перестали говорить Баптисты, но ведь в библии сказано, чтоб мы любили друг друга не зависимо от того кто какой веры.

Спрашивает
Олег
Приветствую Олег! Потому что в основе каждой религии есть вера, т.е. уВЕРЕнность в определенных вещах. Для анимиста это одушевленность всего вокруг, для язычника - множество богов, и т.д. Без этой уверенности нет и веры. Без веры нет религии. Все дожившие до нас религии выжили по той причине, что ... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Марина! Вот этот отрывок: Смысл этого наставления не вполне ясен. Разные комментаторы предлагают разные варианты толкования. Однако есть некоторые общие выводы. Речь не идет о буквальной одежде или личных вещах людей, погрязших во грехе. Иуда говорит не об одежде вообще, он использует особенное слово "хитон", которое означа... Читать далее
2
Трудные тексты13 октября 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Здравствуйте Борис! Дело в том, что любой перевод означает огромную потерю смысла. Видите ли, человек раздираем противоречием между желанием познать ДРУГОЕ, т.е. незнакомый мир, новых людей, и стремлением жить в узнаваемом, привычном мире. Поэтому мы видим, как в каждой культуре Христос приобрет... Читать далее
1