Отвечает
Александр Луцив
Почему Бог допустил, чтобы Иефай принес в жертву свою единственную дочь?

В Книге Суд. 11:29-40. Было ли  что-то недопустимое или нелицеприятное в его клятве, принести в жертву то, что выйдет ему навстречу?

Спрашивает
Марина

Здравствуйте, Марина.

Это место в Библии очень противоречиво и непонятно написано. Для того чтоб понять весь смысл ситуации нужно посмотреть в контекст происходящих событий.

Да, действительно Иеффай принес свою дочь в жертву. Об этом прямо говорит текст оригинала, если читать с иврита. Хотя у некоторых исследователей Библии есть спорное мнение, что отец посвятил свою дочь в монашество, но такая практика не была принятой в обществе Израиля и вообще о такой практике ничего не написано в древних источниках истории судей.

Причины, почему Иеффай дал такую клятву:

  1. Война (Суд. 11:4) и ее обстоятельства (Суд. 11:12-28). В  древнем мире перед важным сражением всегда приносились жертвы, чтобы умилосердить богов и чтоб они даровали победу. Такая практика была у всех языческих народов и не только. Вспомните хотя б момент когда Самуил должен был принести жертвы перед тем как Саул должен был напасть на врагов (1-я Цар. 13:1-10). О практике приношения жертв перед сражением можно прочитать как в Библии, так и в другой древней литературе о сражениях.

  2. Общество и взросление Иеффая. Как известно из Библии Иеффай был сыном блудницы (Суд. 11:1). Он  не был истинным израильтянином по крови, а был галаадитянином. В обществе, в котором он вырос, человеческие жертвы были обычным явлением. Сравнить только акт совершенный царем Моава, кто пожертвовал своим старшим сыном  для бога Хамоса, как заключительный акт отчаяния, чтобы сохранить свой город от нападения израильтян (2Цар.3:26,27). Да и событие, вызвавшее у него желание принести клятву, не было обычным, в котором, по его мнению, невозможно было обойтись обычной жертвой.

  3.  Уверенность Иеффая в том, что если он принесет жертву подобного рода, то Бог обязательно ответит на его просьбу (Суд. 11:30-31). В 31-м стихе автор выражает  единственную мысль о том, что только человеческое существо могло выйти на встречу возвращающимся домой воинам. Так как в те времена собак не держали дома, а животные пригодные для жертвы, такие как овцы или козы всегда находились на пастбищах или в загонах. Это был чисто дипломатический ход Иеффая, в котором он пытался купить у Бога его благословение.

Единственное, что было недопустимо и нелицеприятным в клятве перед Богом – это то, что Бог ненавидит человеческие жертвы (Лев. 20:2-4) и никогда не просил человеческих жертв, кроме ситуации с Авраамом в которой Бог все-таки не допустил это жертвоприношение, но сделал это для испытания веры Авраама (Быт. 22:1-2). Если бы Иеффай пообещал Богу другую жертву,  то ничего плохого бы в этом не было.

Почему Бог не остановил жертвоприношение Иеффая:

  1. Бог не любит когда кто-то пытается купить его благословение (Деян. 8:18-24). Здесь Бог преподает Иеффаю жестокий урок того, что торговаться с Богом очень опасно, ведь можно доторговаться до такой цены, что это будет очень трагично завершено. 

  2. Бог молчал, потому что Он не просил этой жертвы, когда Бог просил жертву сына Авраама тогда Он и остановил его. Нельзя давать Богу больше того, чего Он просит – Бог  нелицеприятен. Его благословение невозможно заслужить или купить.

  3. Таким образом, Бог пытается научить всех людей, в том числе нас, что все происходит по Его воле, независимо, сколько молитв мы произнесли или сколько пожертвований пожертвовали. Но если мы захотим манипулировать Богом, то это может обернуться проклятием  для нас.

Также мы не можем и не имеем права осуждать Иеффая, потому что он записан в послания к Евр. 11:1-40, как муж веры. Муж, который, невзирая на всю трудность обещания, исполнил свое слово, а мы часто давая обещания Богу ввиду каких-то неудобств для нас отказываемся от своих обетов.

Мы можем осудить только его беззаконный обет, который учит нас: прежде чем что-то обещать Богу, нужно очень старательно продумать чего нам будет стоить исполнение этого обещания.

С уважением,

Александр Луцив

1
Похожие вопросы
Трудные тексты29 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Сергей!А вам не показалось странным, что при этом написано о всех сорока годах странствования по пустыне и о приходе к границам Ханаана? А ведь о том, что Израиль будет странствовать сорок лет в наказание за свое неверие, будет сказано гораздо позже! Все очень просто: Моисей написал не только книгу Исход,... Читать далее
2
Трудные тексты29 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Светлана, можно я отвечу Вам по-русски?  Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, здесь не идет речь и о крещении Духом, тем более - огнем, но скорее "крещение" в лице Его смерти. Слово "креститься", если употребляется,... Читать далее
1
Трудные тексты30 дней назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна?

В притче о богаче и Лазаре сказано что праведники идут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную. Объяснение которое я прочитал тут меня не удовлетворило. Если ему следовать, то жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна. Объясните этот парадокс, ведь и там и там употреблено одно и то же слово вечность.

Спрашивает
Николай
Уважаемый Николай! Как я пытался показать в этом ответе, в библейском языке понятие "вечный" близко понятию "неизменный", "происходящий при прочих равных условиях". Вечная участь как праведных, так и грешных будет окончательной, не подлежащей изменению, и в этом смысле вечной. Для любящего Бога раз... Читать далее
1
Трудные тексты30 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему в родословиях перечислены только по 1-4 имени, а Библия говорит, что из Египта вышло 600 тысяч?

Как израильтяне так быстро размножились в Египте? В Исход 6:16 написано что Левий - Кааф - Амрам - Мойсей. Как за 400 лет прошло только 4 поколенья? И еще, потом написано что при выходе израиских мужчин было 600 тыс. Почему так много, если читая родословные мы не видим ни людей, у которых было бы по 10 детей, у большинства 2-4. Не понимаю этого момента.

Спрашивает
Вова
Мир вам, Вова! Библия не преследует цель давать имена всех людей, когда-то родившихся от Авраама, например, или от Адама. Основной принцип родословий, представленных в Библии, - перечислять только первенцев мужского рода от законных (первых) жен. Довольно большую группу исключений составляют те слу... Читать далее
2
Приветствую Миша! Ветхий завет, несмотря на все старания христианских богословов это ему приписать, не одобряет мести. Так как в древнем Израиле до избрания царя не было силовых органов (представляете себе такое положение в современном обществе? И ничего, жили. Так кто же был цивилизованней?), то... Читать далее
1
Мир вам, Александр! Приведу некоторые комментарии по данному тексту: "День Мой" - словом "день" называлось явление Помазанника в последние времена. Евреи верили, что Аврааму еще при жизни было дано видеть будущее, в том числе и Помазанника. Например, место из книги Быт. 12:3 "И благословятся в т... Читать далее
1
Трудные тексты30 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Мы исчезаем от гнева Твоего. Как это понимать христианам в наше время?

Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Псалтирь 89:7 Как это место Писания относится к сегодняшним христианам? Законы ведь существуют как физические, так духовные!

Спрашивает
Тамара
Мир вашему сердцу, Тамара! Вы когда-нибудь пробовали переписывать слова Библии? Это очень хороший способ помочь себе проникать в глубь того, что пытается сказать Бог, не просто увидев, но и как бы "прощупав" контекст. Мы ведь понимаем, что опасно вырывать какие-то слова из общего текста. Вы задал... Читать далее
1
Евгений, добрый день. Данный текст необходимо для понимания не отрывать от предыдущего: Аналогичное высказывание по смыслу апостол Павел применяет:В этих текстах говорится о том, что богохульников (блудника) Павел исключил из церкви. Церковь является Божьей семьей, находящейся под Его постоянной, неусыпной защитой. А человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под терр... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Нина! "Обнаженное дерево" - точное значение использованных в оригинале слов неизвестно. Возможно здесь используется игра слов. Есть различные варианты перевода. Вот иудейский перевод: "Бегите, спасайте жизнь свою, и станете подобны можжевельнику в пустыне." (Танах Иудейский, перево... Читать далее
1
Трудные текстыоколо 1 месяца назад
Отвечает
Александр Дулгер
Мир Вам, брат Тофик! Вот интересующий нас отрывок:Два этих сна предсказывали жизнь и положение Иосифа в Египте, в качестве наместника фараона, когда его семья пришли в Египет под его опеку и покровительство. Вы верно заметили в своем письме, что мать Иосифа, Рахиль (Быт.30:22-24), к моменту входа семьи Иакова в Египет, была уже мертва (Быт. 35:19)... Читать далее
1