Здравствуйте, Павел.

Полностью согласен с вами что Бог не приемлет человеческих жертв. Но факт того что такие жертвы приносились даже в Израиле остается неоспоримым (4Цар.16:3, 4Цар.21:6, 4Цар.23:10, 4Цар. 23:17-20, Иер.32:35). Также  Бог не приемлет нарушения заповедей, но не останавливает грешника, не ловит его за руку или за ногу, когда тот грешит.

Я также отношусь с уважением к вашей точке зрения о том, что Иеффай посвятил свою дочь на служение в скинию собрания – но не соглашусь с нею. Я лично проводил исследование на данную тему, используя текст оригинала. Сделав перевод с помощью словаря,  и просмотрев комментарии таких известных комментаторов как Боллинг, Мур, Джордж, Соджин, Тиндаль, Коутс, Карсон, а также исследовал их на предмет совпадений и противоречий и изучив еще несколько авторитетных культурно исторических комментариев, один из которых есть вот это издание (Джон Х. Уолтон, Виктор Х.Мэтьюз, Марк У. Чавалез Библейский культурно-исторический комментарий, Ч1, «Мирт», Санкт – Петербург, 2005). Пришел к выводу, что Иеффай  принес свою дочь в жертву всесожжения.

Да есть комментаторы, которые не соглашаются с таким толкованием и защищают Иеффая. Известнейший  из них раввин Кимчи. Мое личное заключение вытекает из логических доводов, которые базируются на контексте Судьи 11 глава, а также на всей книге Судьи и Библии. Не могу также претендовать на то, что я абсолютно прав, но я придерживаюсь точки зрения большинства комментаторов. Рассудите сами, исследуя  все доводы детально.

  1. Мать Иеффая была блудницей, он вырос без отца (Судей 11:1). Скорее  всего, необразованная блудница, и притом, возможно не израильтянка  не учила его иудейскому закону о запрете приношения человеческих жертв. Подтверждением  этому может послужить еще один стих (Судьи 21:25), который говорит: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым». Нет законодательной власти, Библия не печатается миллионным тиражом, миссионеры не проводят евангельских кампаний, на которых бы учили простой народ о том, что хорошо, а что плохо. Верных Богу людей в то время было очень мало.

  2. Напротив, общество, которое окружало Иеффая, всячески способствовало формированию мировоззрения того, что человеческие жертвы есть высшим актом верности богам.  Исследуя  текст оригинала 31 стиха 11 главы, все вышеупомянутые комментаторы придерживаются мнения, что слова Иеффая  «что» и «сие» могли относиться не только к животным, но и к человеческому существу. А изучив быт времени книги Судей, комментаторы приходят к мнению, что в то время животные пригодные для жертвоприношений не бродили при доме, и по своей сообразительности не могли выбежать навстречу возвращающемуся хозяину, радостно блея на ходу. Собак в то время   традиционно не держали дома, они находились вместе со стадами на пастбищах. И даже если б выбежала собака, то она не годилась бы в жертву. Многие комментаторы выражают идею что, Иеффай, давая обет жертвы,  мог подразумевать человеческое существо. Кто же, как не слуги, жена или дети быстрее всех бежали навстречу возвращающимся домой воинам со славной победой, весть о которой опережала возвращающихся, и которых домашние ожидали с неудержимой радостью и трепетом. Даже если Иеффай не подразумевал такого исхода – это случилось.

  3. 35 стих говорит о величине отчаяния Иеффая, который увидел свою единственную дочь, выходящую из дома ему навстречу. А его слова, которые наполнены горечи до краев… Он сравнивает свою дочь со своими врагами: «ты в числе нарушителей покоя моего»! Этот перевод является слишком слабым. Слово, используемое здесь "беда", akar обозначает необычное горе, тревогу или бедствие. Вся жизнь Иеффая была непрерывной чередой междоусобиц и неприятностей, теперь его собственная драгоценная дочь становится тем, кто приносит ему самое острое горе во всем. Я лично  думаю, что не было бы повода так сильно горевать отцу, если он посвящает свою дочь на служение скинии собрания. Многие израильтяне с великой радостью и гордостью посвящали своих детей на служение и отдавали их. Иеффай!.. нет нужды рыдать. Дочь твоя  будет служить при скинии – радуйся, твоей семье выпала великая честь, которая доставалась лишь левитам, сыновьям Левия, которых Бог специально назначил на служение для скинии (Числа 1:50-51).

  4. Что касается еще доводов в пользу посвящения на служение дочери, которая оплакивала свое девство. Этот факт тоже не аргументирован ничем. Во-первых, Бог ни у кого не просил оставаться в девстве для того, чтоб служить Ему. Даже назореям, которые посвящали себя всецело Богу, не запрещалось жениться и выходить замуж (Числа 6:1-21). Во-вторых, Иудейская традиция требовала, чтоб  израильтяне создавали семьи. Бог сказал: «не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). В-третьих, дети считались великим благословением от Господа (Пс.126:3). Также интимные отношения считались великим даром от Бога для семьи (Бытие 1:22,28, Бытие 9:1,7). В-четвертых, историкам неизвестна практика, девственного служения или монашества во времена судей израилевых – такое мнение выражают комментаторы. Посвящение такого рода появилось только в раннем средневековье. Почему тогда она оплакивает девство свое? В нем нет нужды. Наверное, все таки, она осознавала, что отец принесет ее в жертву, а так как она единственная дочь и девственница - у нее нет детей, а значит, их род прекратит существование. У нее и ее отца не будет потомком, которые смогут унаследовать землю обетованную. А это очень болезненный удар для жителей тех народов, которые свою родословную могли провести вплоть до Ноя. Нет нужды доказывать отношение народов того времени к родословию. Понимал это и сам Иеффай, что подчеркнуто фразой автора в 34 стихе: «она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери». То  есть, своим обетом Иеффай не только убивал свою дочь, но и прерывал свое родословие и исключал возможность в лице потомком унаследовать землю обетованную.

  5. В 39 стихе выражение Совершил над нею обет свой. Это, кажется, подразумевает, что он вознес ее на всесожжение, по обету его (см. на ст. 31). Комментаторами было высказано предположение, что автор книги Судей, повесил тонкую завесу над трагическим актом жертвоприношения. В паре с выражением «и она не познала мужа», где задействованный  здесь глагол перфект лучше читать как плюсквамперфект, использование которого часто встречается в иврите, не дает дочери  шансов на спасение.

  6. И последняя ремарка. Фраза «И был на Иеффае Дух Господень» показывает, что Иеффай был водим Духом Божьим и это как бы исключало ошибки поведения судьи. Но мы также знаем примеры, когда Дух Господень был на людях, но они поступали, так как им заблагорассудиться. Все мы знаем печальную историю судьи Самсона. Бог был с ним, и Дух Господень сходил на него не раз, но он делал много неугодного в глазах Бога (Судьи 14-16 главы). Рассмотрение этого момента показывает нам, что даже присутствие Духа Божьего на человеке не исключает ошибок поведения. Иеффай оставался свободной личностью и мог совершить такой тяжкий грех.

С уважением,

Александр.

7
Похожие вопросы
Трудные тексты29 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Зачем создавать Вселенную, если результат тебя заранее не удовлетворяет?

Спасибо, что ответили, хотя я не обвиняю никого, да и не собираюсь этого делать. К сожалению на вопрос Вы не ответили, наверно я не точно его сформулировал. Он заключается в следующем: Зная о грехопадении людей, о том что придется отдать Сына Своего на распятие за чужие грехи, Господь всеравно создает Адама и запускает неизбежный процесс. Многие войдут в царство Его, ещё большие туда не войдут. Милиарды душ пополнят вселенную. Зачем создавать, если результат тебя заранее не удовлетворяет.

Спрашивает
Александр
Мир вам, Александр! Отвечу с позиции человеческой логики - зачем рожать детей, если они будут сталкиваться с проблемами, неудачами, возможно болязнями и страданиями? Человек приходит в этот мир, чтобы реализовать заложенный потенциал, таланты и предназначение. Самые несчастные люди - которые ничего... Читать далее
1
Трудные тексты29 октября 2024
Отвечает
Александр Дулгер
Противоречия между 3 Царств 15:33 и 2 Паралипоменон 16:1 в исчислении дней жизни царя Ваасы.

В 3 Царств 15:33 говорится: "В третий год Асы, царя Иудейского, воцарился Вааса, сын Ахии, и царствовал двадцать четыре года". Отсюда следует, что Вааса умер на 27-ой год царствования Асы. Однако, во 2 Пар. 16:1 сказано: "В тридцать шестой год царствования Асы пошел Вааса на Иудею и начал строить Раму...".
Так как же Вааса мог построить город Раму, если он умер почти за 10 лет до этого и почил с отцами своими, и погребен в Фирце 3 Царств 16:6

Спрашивает
Александр
Мир Вам, брат Александр! Ключ к этому кажущемуся противоречию мы находим в 14 и 15 главах 2-й книги Паралипоменон. В 2Пар.14 -й главе описан военный конфликт - Зарай из Эфиопии вторгся в Иудею и сразился с царем Асой. В 2Пар.15 главе описано обновление завета с Господом после этих событий. Текст ... Читать далее
1
Трудные тексты29 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Мойша!Освящение - иногда единоразовое действие, а иногда повторяющееся, которое можно сравнить с процессом.Благословений, Виктор... Читать далее
1
Трудные тексты27 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
О милости и наказании Божьем.

Здравствуйте! В Писании сказано: Исх.34:7, Числ.14:18 И вот тут непонятно. Бог грех прощает, но все равно за него следует наказание, ведь даже люди, когда прощают своих детей, и если они их простили, они их уже не наказывают. То тогда, как же Бог, грех простил кающемуся, а потом все равно за него наказал?

Спрашивает
Олег
Мир Вам, Олег. Цитирую приведенные Вами тексты:В Числах этот текст практически повторяется. Во-первых, здесь гипербола, ставящая в контраст любовь и милость Божию с одной стороны и наказание - с другой. Любит, милует и прощает в тысячи родов (не в одну тысячу, а в тысячи); а наказывает только до третьего рода. Во-вторых, Божье наказание - не м... Читать далее
1
Трудные тексты20 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
Комментарий на текст: Луки 9:23

Ответьте, пожалуйста, как понимать слова Иисуса: Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Книга от Луки 9:23

Спрашивает
Александр
Мир Вам, Александр. Понимаете, у Римлян казнь через распятие на кресте применялась для рабов и осужденных за наиболее ужасные преступления. Таким образом, можно сказать, что приговоренные к такой смерти, были презренны, ненавидимы и отвержены обществом. Осужденные на распятие, обычно несли крест к... Читать далее
1
Трудные тексты20 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
Мир Вам, Юлия! Цитирую текст:Здесь я вижу три ключевых момента, которые могут представлять затруднение в понимании: можно ли всех любить? А достаточно ли иметь любовь именно взаимную? Неужели, любя взаимной любовью, закон будет исполнен? Теперь об этом подробно: Как мы можем не остаться должниками никому? Христианин должен з... Читать далее
1
Трудные тексты20 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
Это правда, что последний Папа есть восьмой из семи, и пойдет в погибель?

Восьмой из семи уже на днях придет... Нового Папу  Римского выберут 11 марта 2013. Библия  говорит, что недолго ему быть. Это правда, что последний Папа есть восьмой из семи, и пойдет в погибель?

Спрашивает
Олег
Олег, давайте разберемся, - что Библия говорит, а что придумывают люди, приписывая это Библии. О ком говорится: "Восьмой из семи..."?  "И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель" (Откр.17:11). Это сам зверь восьмой из числа семи. Из чего Вы приходите к ... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Марина! Вот этот отрывок: Смысл этого наставления не вполне ясен. Разные комментаторы предлагают разные варианты толкования. Однако есть некоторые общие выводы. Речь не идет о буквальной одежде или личных вещах людей, погрязших во грехе. Иуда говорит не об одежде вообще, он использует особенное слово "хитон", которое означа... Читать далее
1
Трудные тексты15 октября 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Сочетается ли защита своей веры с христианской любовью к ближнему?

Почему каждая религия какая бы она не была так защищает свою веру? Вот у меня так получилось когда я ходил в Баптисткую церковь со мной не говорили знакомые из Православной церкви, а когда я перешел из Баптисткой я не успел принять повторного крешения в Православную, то со ной перестали говорить Баптисты, но ведь в библии сказано, чтоб мы любили друг друга не зависимо от того кто какой веры.

Спрашивает
Олег
Приветствую Олег! Потому что в основе каждой религии есть вера, т.е. уВЕРЕнность в определенных вещах. Для анимиста это одушевленность всего вокруг, для язычника - множество богов, и т.д. Без этой уверенности нет и веры. Без веры нет религии. Все дожившие до нас религии выжили по той причине, что ... Читать далее
1
Трудные тексты13 октября 2024
Отвечает
Василий Юнак
Мк. 11:15-17 - здесь имеется в виду здание, или место, где собираются определённая группа людей?

Здравствуйте! У меня такой вопрос, нахождения Иисуса на Земле т.е., 2010 лет назад было такое событие: в субботний день Он пришёл в церковь и обнаружил, что в церкви происходила торговля, где в последствии Иисус разогнал торговцев. Так вот Церковь - это 1место здание, или 2 там где собираются определённая группа людей т.е., сами люди? Если 1-е я понимаю почему разогнал, если 2-е не вижу смысла. Тогда, что такое церковь? Заранее благодарю!!!

Спрашивает
Александр
Приветствую Вас, Брат Александр! Вы невнимательно прочитали Библию на сей счет:После того, как Христос изгнал торговцев, Он Сам остался там с людьми и учил их! То есть, всё что произошло - это очищение храма от тех, кто извратил его. Какой смысл во всём этом? Церковь - это собрание людей, а не здание. Однако не любое собрание людей, а собрание тех, которые поклоняются Богу: ... Читать далее
1