Трудные тексты15 октября 2023
Отвечает
Александра Ланц
Позволяет ли Бог приносить в жертву детей?

В Библии в Ветхом завете написано, что евреи приносили в жертву своих детей богам, а Бог сказал, что Ему это и на ум не приходило. Как же не приходило на ум, если Авраму сказал принести в жертву сына, ради проверки и сам Бог принес Своего Сына в жертву, пусть даже ради людей?

Спрашивает
Жанна

Доброго вам времени суток, Жанна!

Отношение Вседержителя к детям всегда было и остается одинаковым. Вот 2 текста, которые, на мой взгляд, наиболее ярко отражают его:

3Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.
Пс. 126:3

Каждый появившийся на свет ребенок дан Богом для того, чтобы стать наследием и наградой для родителей.  К сожалению, далеко не все родители принимают этот дар Бога таким образом.

2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
6а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
Мф. 18:2-6

И хотя здесь  в одном небольшом примере несколько уроков, один из них виден очевиден, не так ли? К детям у Творца особое отношение уже просто потому, что они беззащитны и в этом мире, пока не вырастут, полностью зависимы от взрослых.

К сожалению, еврейский народ на протяжение всей своей истории часто отворачивался от Вседержителя и впадал в идолопоклонство, которое несло с собой много гадкого, в том числе принесение малолетних детей в жертву.  Когда это начинало происходить в Божьем народе, Богу, чтобы столкнуть их с пути саморазрушения, приходилось наказывать их тяжелыми ударами. Но прежде Он посылал к ним Своих пророков, которые говорили так:

3Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы!
4Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи,
5разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал?
Ис. 57:3-5
35Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду.
Иер. 32:35
38Еще вот что они делали Мне: оскверняли святилище Мое в тот же день, и нарушали субботы Мои;
39потому что, когда они заколали детей своих для идолов своих, в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернять его: вот как поступали они в доме Моем!
Иез. 23:38-39

Я хочу обратить ваше особое внимание на то, что здесь речь идет о безумии израильского народа, который приносил своих малолетних детей в жертву другим богам. Для людей, читающих Библию, - это не секрет.

Записаны ли в Библии истории о том, что в жертву были принесены дети по повелению Вседержителя?

Ни у кого нет сомнений в том, что именно Вседержитель повелел Аврааму принести Исаака в жертву. Но многие ли отдают себе отчет в том, что Исаак на тот момент уже не был ребенком? Он был достаточно взрослым, чтобы иметь возможность нести на своей спине связку дров для жертвоприношения.  А это ведь не три полешка. Да, он был ребенком Авраама, но не был ни младенцем, ни подростком, полностью зависящим от своего отца. Поэтому в том, что происходило на горе Мориа, перед Богом принимал решение не только Авраам, но и его взрослый сын Исаак.  Уже по этой причине мы не имеем право сравнивать эту историю с тем, что творил израильский народ, закалывая собственных малолетних детей перед своими идолами.

Однако главное даже не в этом.  Для понимания того, что произошло на горе Мориа, надо внимательно прочитать всю историю, и я здесь говорю не о двадцать второй главе книги "Бытие", а обо всем, что происходило до этого.

... Аврам был уже достаточно долго женат на Саре, чтобы понять, что его жена бесплодна, и что наследника  ему не дождаться.  Приговор бездетности тяжел и сейчас, а в те времена это было почти невыносимо.  И вот тут Бог обращается к Авраму: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ»(Быт.12:1-2). Как? Бог обещает ему наследника? После всех этих мучительных лет бесплодия у него будет сын? И Аврам поднимается с места... начинается странствие по Ханаану...  10 лет по чужой земле, с одного места на другое в ожидании и надежде на то, что Бог исполнит обещанное.  И все же... хотя Бог, говорит с ним, поддерживает в нем надежду, верить становиться все сложнее. И однажды Саре приходит мысль о том, что надо помочь Богу.

2И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары.
Быт. 16:2

Ребенок родился, но Бог на 13 лет замолчал, а когда начал говорить, сказал, что обещанный сын у Авраама будет именно от Сары. Бог Сам дал имя этому еще не рожденному сыну - Исаак (Быт.17:19) Через девять месяцев он родился.

Почему так важно знать всю эту историю и знать, что обещанный сын родился через 23 года тяжелого ожидания? Почему важно знать, что Бог 4 раза обещал Аврааму не просто Исаака, но и то, что именно через него в мир придет благословение и через него у Авраама будет бесчисленное количество потомков: «посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» (Быт.15:5)? Почему так важно это знать, когда мы открываем Быт.22 и читаем:

2Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
Быт. 22:2

О чем было это повеление Вседержителя? О человеческом жертвоприношении? Нет. Оно было о доверии слову Бога. Слово Бога 4 раза сказало, что Исаак будет началом бесчисленного народа – потомков Авраама. Исполнит ли Бог Свое слово? Но как исполнит, если Он же прямо сейчас повелевает Аврааму убить того, через которого и должно быть  исполнено Слово?

Три дня пути к горе Мориа, наверняка, были заполнены для  Авраама жалостью к сыну и себе, борьбой с Богом и попытками понять, как Вседержитель сможет исполнить обещанное и останется ли Вседержитель верен Своему слову. Как вы думаете, к какому выводу пришел патриарх?

Пятый стих ясно показывает нам этот вывод. Оставляя слуг у подножия горы, Авраам уверенно говорит им:

5И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
Быт. 22:5

За эти три дня пути патриарх уверовал в воскресение мертвых! Уверовал в то, что, даже умерший, Исаак, чье тело разделано и сожжено так, как должна была быть разделана жертва всесожжения, может быть воскрешен Вседержителем.  

Об этом в новозаветных писаниях говорит апостол Павел:

17Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя».
19Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Евр. 11:17-19

Хотел ли Авраам смерти Исаака? Нет. Хотел ли Исаак умирать? Нет. Но они оба сделали выбор верить слову Бога, обещавшего, что именно от Исаака произойдет народ, который будет многочисленен как песок морской (Быт.13:16)

Когда Иисус взошел на крест, это было обоюдное согласие и Отца, и Сына. Иисус был самостоятельным взрослым человеком, принимавшем Свои собственные решения, и Он имел все права и всю силу для того, чтобы отказаться.  Иисус сознательно и по Собственному выбору принял смерть от рук бунтующего против Бога человечества. Он не раз говорил об этом Своим ученикам:

11Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Мф. 18:11
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
Лк. 9:56
47И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
Ин. 12:47

Вы видите, что это говорит не младенец и не подросток, которого сейчас без пощады бросят на растерзание толпы? Это уверенность того, кто знает себя, свою миссию, и знает, что такое ответственность за свои поступки. Это не Его бросают в смерть, а Он Сам отдает Свою жизнь (Ин.10:18). Это не кто-то более сильный внушил Ему мысль о необходимости умереть, а Он Сам знает, что Он Спаситель человечества (Ин.10:28).  К сожалению, частенько когда христиане думают об Иисусе, им кажется, что Он был безвольной жертвой происходившего, тогда как в действительности, Он обладал бесконечной силой, способной остановить не только толпу, распинавшую Его, но и всю вселенную со всеми ее звездами. Остановить, свернуть и сделать так, как будто ее никогда и не было.  На крест всходил Тот, Кто сотворил небо и землю и каждый микроэлемент, существующий во вселенной. Он не был бессильным. Он Сам решал – стать ли Ему жертвой за всех нас.

Почему тогда Библия говорит, что Отец отдал Своего Сына? Потому что Отцу тоже надо было принять Свое решение. Попробуйте представить, что должен чувствовать Всесильный Отец, наблюдая за тем, как безумствующая в своих мерзостях толпа распинает Его Единородного?  Сын принял решение отдать Свою жизнь. Отец принял решение позволить Сыну это сделать.  Хотя имел полное право и всю силу, чтобы за секунду свернуть нашу галактику  в одну точку и положить конец  унижению.  Но как Сын решил отдать Себя и идти до конца, так и Отец решил отдать Сына, позволив Ему идти до конца.

С уважением,

Саша.

1
Похожие вопросы
Трудные тексты29 октября 2024
Отвечает
Александр Дулгер
Противоречия между 3 Царств 15:33 и 2 Паралипоменон 16:1 в исчислении дней жизни царя Ваасы.

В 3 Царств 15:33 говорится: "В третий год Асы, царя Иудейского, воцарился Вааса, сын Ахии, и царствовал двадцать четыре года". Отсюда следует, что Вааса умер на 27-ой год царствования Асы. Однако, во 2 Пар. 16:1 сказано: "В тридцать шестой год царствования Асы пошел Вааса на Иудею и начал строить Раму...".
Так как же Вааса мог построить город Раму, если он умер почти за 10 лет до этого и почил с отцами своими, и погребен в Фирце 3 Царств 16:6

Спрашивает
Александр
Мир Вам, брат Александр! Ключ к этому кажущемуся противоречию мы находим в 14 и 15 главах 2-й книги Паралипоменон. В 2Пар.14 -й главе описан военный конфликт - Зарай из Эфиопии вторгся в Иудею и сразился с царем Асой. В 2Пар.15 главе описано обновление завета с Господом после этих событий. Текст ... Читать далее
1
Трудные тексты29 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Зачем создавать Вселенную, если результат тебя заранее не удовлетворяет?

Спасибо, что ответили, хотя я не обвиняю никого, да и не собираюсь этого делать. К сожалению на вопрос Вы не ответили, наверно я не точно его сформулировал. Он заключается в следующем: Зная о грехопадении людей, о том что придется отдать Сына Своего на распятие за чужие грехи, Господь всеравно создает Адама и запускает неизбежный процесс. Многие войдут в царство Его, ещё большие туда не войдут. Милиарды душ пополнят вселенную. Зачем создавать, если результат тебя заранее не удовлетворяет.

Спрашивает
Александр
Мир вам, Александр! Отвечу с позиции человеческой логики - зачем рожать детей, если они будут сталкиваться с проблемами, неудачами, возможно болязнями и страданиями? Человек приходит в этот мир, чтобы реализовать заложенный потенциал, таланты и предназначение. Самые несчастные люди - которые ничего... Читать далее
1
Трудные тексты29 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Мойша!Освящение - иногда единоразовое действие, а иногда повторяющееся, которое можно сравнить с процессом.Благословений, Виктор... Читать далее
1
Трудные тексты27 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
О милости и наказании Божьем.

Здравствуйте! В Писании сказано: Исх.34:7, Числ.14:18 И вот тут непонятно. Бог грех прощает, но все равно за него следует наказание, ведь даже люди, когда прощают своих детей, и если они их простили, они их уже не наказывают. То тогда, как же Бог, грех простил кающемуся, а потом все равно за него наказал?

Спрашивает
Олег
Мир Вам, Олег. Цитирую приведенные Вами тексты:В Числах этот текст практически повторяется. Во-первых, здесь гипербола, ставящая в контраст любовь и милость Божию с одной стороны и наказание - с другой. Любит, милует и прощает в тысячи родов (не в одну тысячу, а в тысячи); а наказывает только до третьего рода. Во-вторых, Божье наказание - не м... Читать далее
1
Трудные тексты20 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
Мир Вам, Юлия! Цитирую текст:Здесь я вижу три ключевых момента, которые могут представлять затруднение в понимании: можно ли всех любить? А достаточно ли иметь любовь именно взаимную? Неужели, любя взаимной любовью, закон будет исполнен? Теперь об этом подробно: Как мы можем не остаться должниками никому? Христианин должен з... Читать далее
1
Трудные тексты20 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
Это правда, что последний Папа есть восьмой из семи, и пойдет в погибель?

Восьмой из семи уже на днях придет... Нового Папу  Римского выберут 11 марта 2013. Библия  говорит, что недолго ему быть. Это правда, что последний Папа есть восьмой из семи, и пойдет в погибель?

Спрашивает
Олег
Олег, давайте разберемся, - что Библия говорит, а что придумывают люди, приписывая это Библии. О ком говорится: "Восьмой из семи..."?  "И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель" (Откр.17:11). Это сам зверь восьмой из числа семи. Из чего Вы приходите к ... Читать далее
1
Трудные тексты20 октября 2024
Отвечает
Александр Серков
Комментарий на текст: Луки 9:23

Ответьте, пожалуйста, как понимать слова Иисуса: Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Книга от Луки 9:23

Спрашивает
Александр
Мир Вам, Александр. Понимаете, у Римлян казнь через распятие на кресте применялась для рабов и осужденных за наиболее ужасные преступления. Таким образом, можно сказать, что приговоренные к такой смерти, были презренны, ненавидимы и отвержены обществом. Осужденные на распятие, обычно несли крест к... Читать далее
1
Трудные тексты15 октября 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Сочетается ли защита своей веры с христианской любовью к ближнему?

Почему каждая религия какая бы она не была так защищает свою веру? Вот у меня так получилось когда я ходил в Баптисткую церковь со мной не говорили знакомые из Православной церкви, а когда я перешел из Баптисткой я не успел принять повторного крешения в Православную, то со ной перестали говорить Баптисты, но ведь в библии сказано, чтоб мы любили друг друга не зависимо от того кто какой веры.

Спрашивает
Олег
Приветствую Олег! Потому что в основе каждой религии есть вера, т.е. уВЕРЕнность в определенных вещах. Для анимиста это одушевленность всего вокруг, для язычника - множество богов, и т.д. Без этой уверенности нет и веры. Без веры нет религии. Все дожившие до нас религии выжили по той причине, что ... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Марина! Вот этот отрывок: Смысл этого наставления не вполне ясен. Разные комментаторы предлагают разные варианты толкования. Однако есть некоторые общие выводы. Речь не идет о буквальной одежде или личных вещах людей, погрязших во грехе. Иуда говорит не об одежде вообще, он использует особенное слово "хитон", которое означа... Читать далее
2
Трудные тексты13 октября 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Здравствуйте Борис! Дело в том, что любой перевод означает огромную потерю смысла. Видите ли, человек раздираем противоречием между желанием познать ДРУГОЕ, т.е. незнакомый мир, новых людей, и стремлением жить в узнаваемом, привычном мире. Поэтому мы видим, как в каждой культуре Христос приобрет... Читать далее
1