Отвечает: Олег Замигайло
Анастасия спрашивает: поясните, пожалуйста, почему Вы считаете, что под бесами Лука подразумевает именно привычки? Просто задумалась - сколько же в таком случае мест, которые можно толковать, основываясь на образном значении слов, хотя вроде бы и прямой смысл не вызывает сомнений... Я впервые слышу, чтобы об этом месте говорили так, думаю, очень многие считают, что здесь имеются в виду именно бесы.Мир Вам, сестра,
Все таки хочу уточнить, что не Лука, а Спаситель рассказывает эту притчу и что под бесами я понимаю не просто вредные привычки, такие как курение или переедание на ночь, а настоящие греховные зависимости - блуд, чревоугодие, тщеславие, сребролюбие, печаль, уныние, гордыню. То что в аскетике называется страстями. Например: увидел человек где то что лежит без присмотра и так оно ему очень нужно в этот момент, не выдержал, украл, потом долго раскаивался и больше так никогда не делал - это грех, нарушение заповеди "не укради" и не "пожелай". Но совсем другое дело человек больной клептоманией - человек и не хочет красть и не нужно ему ничего, а взял и украл в 100500 раз...и раскаялся ...и опять украл, т.е. то что и называется клептоманией. Это уже страсть ( страсть в переводе с древнеславянского означает страдание), она и мучает человека и доставляет ему удовольствие. Именно по числу бесов в этой притче теологи и выделяют семь основных страстей - 7.
Во времена жизни Иисуса люди очень упрощенно понимали физическую картину мира и при этом также упрощенно и буквально подходили и к духовным вопросам, о чем и сам Спаситель не раз упоминал. Чтоб быть понятным людям первого века нашей эры, Он часто говорил притчами - сложные даже для просвещенного человека 21 века предметы и понятия он описывал через простые повседневные вещи. Любую болезнь тогда объясняли просто - бес вселился, вот и заболел. Как раньше на Руси говорили - от чего помер человек? ответ: да горячка у него была, вот и помер. И неважно - от туберкулеза или от гриппа - горячка и все тут.
В 21 века мы можем объяснить (и вылечить, что не мало важно) очень многие болезни, которые во времена Иисуса наверняка объяснили бы именно бесами. Однако есть случаи реальной одержимости, и в древнем Израиле они конечно тоже были. Личный опыт моего друга православного священника: лечили при монастыре одного алкоголика. Сначала пошел вроде на поправку, но потом убежал в стоящее рядом село, там неделю пил, потом поселился в заброшенном доме и перестал выходить. Дальше со слов отца Арсения: заходим в дом, везде грязь, фекалии, пустые бутылки. В углу сидит весь грязный, этот алкоголик, маленький, худой - кожа и кости , уже неделю ничего не ел. И тут он кидается и разбрасывает, как котят, двух здоровенных служителей ( собственно отца Арсения, бывшего боксера, и дьякона - крепкого донского казака). Не могли скрутить, в итого вызвали скорую психиатрическую помощь.
Это конечно одержимость, но много ли таких случаев в обычной жизни?
Вообще толковать эту конкретную притчу можно по разному, не все учение Христа можно подогнать под один догмат и формулу "делай как я". Всегда есть место личному опыту общения с Христом, место своему пути богопознания. Комментаторы отвечают исходя из личного опыта, но в рамках учения церкви АСД.
Божьих благословений и личных опытов
Олег
Как относится Церковь к поэме Джона Мильтона "Потерянный Рай" и подобной литературе, например, поэзии Ш.Бодлера или роману Л.Андреева "Дневник сатаны" - т.е. литературным произведениям, которые так или иначе пытаются осветлить образ дьявола, оправдывают его или просто высказывают ему сочувствие? И грешно ли вообще испытывать сочувствие к падшему ангелу или восхищаться его величием до его падения и создавать художественные произведения на эту тему?
А теперь он скупает души людей чтобы быть похожими на нас?! Или это просто философское рассуждение моё?!
Неужели Сатана настолько глуп? Ведь он зная все возможности бога пошел против Него. В его действиях должна быть какая-то логика и вариант победы. Я не думаю что он молча будет ждать второго пришествия Христа. Или всё таки есть какая-то лозейка с помощью которой он победит?
Если человек не может бросить пить, то тут нет вины ни Сатаны, ни Бога тем более. Виноват сам человек, только он владеет своими эмоциями, чувством меры и т.д. Дьявол любит поиздеваться над нами, но это не означает, что он виновен во всех наших грехах. Очень легко все сваливать на кого-то другого. Сатана не засовывал Адаму и Еве в рот яблоко, они сами это сделали, хотя знали, что Бог им запретил есть эти плоды. Так кто тут виновен? Конечно, мы.
Были даже совпадения то, о чем я попросил, сбылось. Я просил злых сил, а потом молился Богу о прощении и спасении. Я не хочу зла. Я хочу быть на стороне Добра. Есть ли у меня шанс все это исправить? Может ли Бог мне помочь? Я стараюсь соблюдать заповеди и не грешить. Есть ли у меня шанс на Спасение после таких мыслей? И могли ли быть эти мысли просто мыслями, а то что сбылось совпадением? Могло ли это быть испытанием?
Где пребывает сатана, если ад, шеол, преисподня это сон. Потом воскрешение и вечная жизнь. А потом уничтожение сатаны и тд. Где же он в данный момент. Помню место где сказано что он пребывает на земле? потому что его туда скинули. Но не уверен. Вопрос: Где находиться сатана в данный момент? И есть ли антоним к слову небеса там где бог, иисус, енох, илья и тд?