Отвечает: Виктор Белоусов

Мир Вам, Александр!

С точки зрения Библии - вершителем правосудия является Бог.

12 Бог - судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
(Пс.7:12)

Если мы будем размышлять о Божьем характере - то увидим в нем две основополагающие черты - правда (любовь) и суд. В Боге удивительным образом сочетается как желание блага для человека, так и стремление к справедливости. Это выражается не только в жертве Иисуса, это можно увидеть в истории Патриархов, в истории Израильского народа (от исхода до пленения и рассеяния), в Псалмах остро поднимается эта тематика (благость Бога и возмездие нечестивым).

Каким образом вершилось Божественное правосудие? Всегда были две стороны - непосредственное действия Бога (Вавилонская башня, Потоп, суды над Египтом) и действие Бог через людей.

Как в начале, во времена патриархальные, отец как глава семейства имел вместе право и власть судии над всеми своими домашними, даже над их жизнью и смертью (Быт 38:24), так, с размножением семейств, эта власть естественно перешла к главам колен и родов, которые как главы вместе с 
отправлением дел колен производили также и суд, исправляя должность судей над своими соплеменниками и членами своего народа, насколько это позволяло тогдашнее положение Израильтян в Египте. 

Когда Моисей освободил свой народ от рабства Египетского, тогда все 
искавшие правосудия естественно стали обращаться к нему, как избавителю народа, как чудесно уполномоченному Богом в качестве Его посланника, и он судил их (Исх 18:13). Но так как Моисей один не мог управлять судом такого множества людей, то по совету Иофора не без воли конечно Божией (Исх 18:23), он из всего числа старейшин Израильских избрал мудрых, разумных и богобоязненных, правдивых и бескорыстных мужей и поставил их судьями в виде начальников над тысячами, сотнями и десятками и надзирателей для колен, предписав им правильно судить, 
не взирая на лица. ибо творят суд Божий, а дела трудные и неудоборешимые доводить до него (Вт 1:9-18, Исх 18:14-26). Подобно этому учреждению порядка судебной расправы по делам народным 
сделано было распределение и по управлению войском, т.е. и здесь учреждены были тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники (Чис. 31:14). 

Общее распоряжение из Пятикнижия: "Во всех жилищах твоих поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтобы они судили народ судом праведным, не извращая закона" (Вт 16:18). 

Эти судьи, без сомнения, были учреждаемы из старейшин, потому что, говоря о разных судебных случаях, Моисей предоставляет суд старейшинам (Вт 21:18-21, 22:13,15,18, 25:2,8). Но для затруднительных дел, которые при жизни Моисея предоставлены были ему самому для 
решения, после него должен был устроиться высший суд, который должен был иметь свое заседание в Святилище и состоять из священников и судей, под председательством первосвященника и светского судьи во главе (Вт 17:8-12, 19:16-19, 21:2,5). 

Во дни Судей суд производили Судьи, как призванные к этому Господом (Суд 3:9-10, 4:4-5). После последнего Судьи, который был вместе первосвященником (1Цар 4:18), высшая судебная власть вместе с 
правительственною властью перешла к пророку Самуилу (1Цар 7:15, 12:3 и дал.) и потом к царям. Доступ к царю был открыт всякому подданному ищущему суда (2Цар 15:2,6, 14:4, 3Цар 3:16). По окончании войн, когда приведены были в порядок устройство царства и в особенности 
Богослужение, Давид назначил шесть тысяч левитов судьями и писцами в разных городах для наблюдения как в делах религиозных, так и в мирских (1Пар 23:4, 26:29-32). Еще более для благоустройства суда сделал Иосафат. Он не только поставил судей по всем укрепленным городам из старейшин, конечно, и священников (2Пар 19:5 и дал. Вт 21:5, 16:18), но устроил еще в Иерусалиме верховное судилище из левитов, священников и племенных начальников, чтобы творить суд Господень и разрешать судебные тяжбы. В этом суде председательствовали - первосвященник (для дел Яхве) и князь дома Иудина (для дел царя); к нему же были определены левиты, как писцы. Это судилище имело своим назначением давать приговор по всем трудным делам, которые будут поступать к нему от местных судов (2Пар 19:8-11, Вт 17:8-18, 19:16-18, Пс 121:5). 

Около времен Иисуса Христа и апостолов у Евреев было три судилища: 

1) верховный совет или синедрион в Иерусалиме, состоящий из 71 члена, во главе которого был председатель, коим мог быть первосвященник. Здесь решались самые важные дела. 

2) Средний суд состоял из 23 членов и был в главных городах. 

3) Низший суд состоял из 3-х членов (Мф 5:22). 

Самое судопроизводство и порядок суда были достаточно просты. Судьи должны были во всякое время судить народ (Исх 18:22). Во время Моисея суд происходил пред Скинией, где он заседал с Аароном и князьями общества, чтобы давать решение о праве и законе (Чис 27:2, Исх 18:19). Судьи в городах, по обычаю древнего Востока, имели свое седалище у ворот (Вт 21:19, 22:15, Прит 22:22, Амос. 5:14,15), на открытом месте города, где также была базарная площадь (4Цар 7:1). Сюда пред них являлись тяжущиеся, принося свои жалобы устно (Вт 1:16, 21:20, 25:1), 
а подсудимый, если он сам не являлся, был призываем (25:8). Адвокатов или поверенных в Ветхом Завете не встречается. Даже самые высшие судьи народа решали дела публично: Девора - под пальмою (Суд 4:5), цари - в воротах и во дворе дворца (2Цар 15:2-6, сн. 14:4 и дал. 3Цар 3:16). 
Соломон при своем дворце устроил притвор для судилища с престолом, с которого судил (3Цар 7:7). Позднее князья Иудины производили суд в зале царского дворца (Иер 26:12), но при этом из дома царя переходили в храм, при входе в новые ворота, судить Иеремию (Иер 26:10 и дал.). 

Судье поставляется в обязанность тщательно расследовать и строго испытывать обвинения и объяснения (Вт 1:16, 13:14). Для удостоверения в истине довольствовались иногда простыми признаками (Исх 22:13, Вт 22:25), даже словом отца и матери, обвиняющих непокорного сына (Вт 
21:18-21). Обыкновенным средством дознания истины служили свидетели. Закон при этом требовал не менее двух или трех свидетелей (Вт 19:15, Мф 18:16, 2Кор 13:1, 1Тим 5:19), особенно в уголовных делах (Вт 17:6, Чис 36:30). При том предписывалось строгое испытание свидетелей, и 
кто обличался в ложном свидетельстве. тот сам подвергался тому же наказанию, какое угрожало виновному (Вт 19:18). Где не доставало свидетелей, например при воровстве, должна была решать дело клятва (Исх 22:10-11, Евр 6:16). Иногда, за неимением доказательств и средств к 
открытию истины, бросали жребий (Нав 7:14, 1Цар 14:40). Жребий употреблялся как непосредственное Божественное решение (Прит 16:33, 18:19). Принудительные средства, пытки, заключения в темницу чужды были закону Моисееву; они явились поздно, под чужим владычеством (Лк 12:58). 

Именно суд (Синедрион) приговорил Христа к смерти. Что послужило этому? Ложные свидетельства и несправедливость суда (судей). Было бы "справедливей", если бы суда вообще не было? Нет, скорее всего толпу бы "науськали" побить Христа камнями и такие попытки неоднократно предпринимались.

Как мы видим - наличие суда (как реализации Божественной справедливости) обусловлено Писанием. Проблема состоит не в институте суда (который есть по Библии), а в нечестивости (несправедливости, субъективности, коррумпированости) судей. 

Когда в Новом Завете Христос провозглашает "не судите", о чем Он ведет речь?

1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
(Матф.7:1,2)
 
1) Есть бытовое осуждение - когда мы делаем других людей виноватыми в своих глазах. Но Христос акцентирует внимание на критериях (какая "мера"), по которым мы судим. если мерой является только личный интерес - то нас будут судить такой же мерой. Если мерой является Божье Слово - то мы будем судимы Его Словом.  

2) Личность судьи влияет на качество и справедливость суда.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Матф.7:3-5)

Судить не должен человек, который виновен в тех же нарушениях, что и подсудимый. Судья должен представлять Божью справедливость  (законность) - тогда в суде есть смысл.

Что мы видим в современном Христианстве по поводу суда?  

Есть два пути:
  •  делать суд справедливым по "христианским" этическим принципам
  •  абстрагироваться от вопросов справедливости и законности, отдавая их на откуп кому-то, кто возьмется
Мало кто хочет брать на себя ответственность самому быть послушным законам (потому столько различных ситуаций с "сребролюбием" и коррупцией в церковной среде (симонией). Эта проблема ведь не в ХХ-ХХI веках придумана. Этим церковным проблемам десятки столетий (!). Официальным прикрытием для этого служит понимание, что "вершителем правосудия является только Бог и никто кроме него" - а все люди грешны и достаточно лишь говорить о праведности (законности), но не следовать ей. Ведь потом можно "покаяться", принести церковную эпитимию (или достаточно на словах "покаяться") и жить как всегда. И получается такая модель - "суровость законов обеспечивается необязательностью их выполнения". 

При этом институт суда как был, так и остается - но вот откуда должны взяться посвященные люди, которые будут вести справедливый суд и отражать Божью справедливость? Потому институт суда (и законотворчества) в таком пренебрежении. Хорошо ли это? 

С одной стороны вопрос теологический, а с другой - практический. Именно в практическом разрезе видны альтернативы. Когда протестанты (в результате т.н. "протестантской этики") старались реформировать общество и поворачивать в сторону большей честности и законности (как результата покаяния и спасения) - это приносило свои плоды тогда и приносит по сей день, хотя христиане там уже далеко не всегда у власти (но христианская социальная этика в обществе осталась - что главное).

Вот официальная статистика по состоянию на 2013-2014 годы:

http://gtmarket.ru/research/rule-of-law-index/info
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО ИНДЕКСУ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА

http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info
ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ

http://gtmarket.ru/ratings/homicide-rate/info
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ ПРЕДНАМЕРЕННЫХ УБИЙСТВ

Любовь без справедливости - попустительство. Справедливость без любви - жестокость.

Многие христиане вопиют к Богу - почему все так несправедливо... Так нужно ли сегодня христианам отказываться от попустительства злу и стремиться к большей справедливости, как исполнению Божьей воли? Каждый может найти ответ сам. 

Божьих Вам благословений,
Виктор
0
Похожие вопросы
Отвечает
Инна Белоножко
Я встречаюсь с парнем, знаем, что не стоит часто уединяться. Взяться за руки - это грех?

Мир вам! Я встречаюсь с парнем , он тоже верующий. Мы знаем, что не стоит часто уединяться и избегаем этого, мы в основном общаемся в компании нашей молодежи на молодежках , на молитвенных группах у нас существуют рамки, что касается физических влечений. Что можем позволить, так это взяться за руки, и то редко. Это грех?

Спрашивает
Вика
Мир Вам, Вика! Нет, это не грех. Держитесь за руки, пожалуйста. В каких-то случаях, можно и обнять друг друга. Нужно чувствовать когда, зачем, как и при каких случаях. Но так, чтобы эти объятья не переросли в более частые, потом тесные, потом в страстные и т.д. Понимаете? Если Вы разрешите ласковые... Читать далее
1
Здравствуйте Светлана! Поручительство само по себе - это достаточно опасный вид договора. Суть его в том, что если человек, за которого ручаются, оказывается не в состоянии выполнить то, что он по договору обязан выполнить, то тогда это обязан сделать поручитель. Т.е. таким образом одна из сторон д... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Что значит бойся царя и с мятежниками не сообщайся?

Здравствуйте братья и сестры. Мир вам и благодарность за ваши труды. У меня вопрос по Прит. 24:21 : бойся сын мой Господа и царя, и с мятежниками не сообщайся... Вопрос:

  1. Что значит бойся царя - президент, мэр города?

  2. С мятежниками не сообщайся- мятежники это те кто против закона
    государства или какого-то города?

Я объеденилась с многодетными семьями РФ, мы требуем чтобы законы
исполнялись, но они утекают в так называемые дыры... значит ли это
сообщаться с мятежниками? Спасибо.

Спрашивает
Лана
Мир Вам, Лана! Бояться царя - уважать, потому что он руководитель. Мятежники - те кто против закона и установленной законом власти. По поводу царей: вы выступаете за соблюдение законов по поводу многодетных семей - это хорошо. Но нужно не переходить грань. Показывайте максимально возможное уважен... Читать далее
2
Отвечает
Виктор Белоусов
Можно ли считать грехом, если не дал денег человеку просящего их?

Например прошёл мимо. Я часто испытываю чувство вины в таких случаях, хотя сам ещё не зарабатываю деньги. Но также появляется вопрос, на благо ли пойдут эти деньги? Ведь я не знаю купит ли на мои деньги, например одинокая мать, еду для ребёнка или потратит впустую. К тому же не будет ли это поощрением для её безделья, вместо поиска возможности для Богоугодной работы? Заранее благодарен.

Спрашивает
Geleon
Мир Вам, Geleon! Человек может распоряжаться только тем, что у него есть. Если у Вас есть деньги (не заработанные, а подаренные, например) Вы можете ими распоряжаться по своему усмотрению - пусть даже небольшой суммой. И мы несем ответственность за то, что есть у нас. Ведь наши действия порождают п... Читать далее
1
Добрый день Игорь! Божье отношение к юмору, на мой взгляд, положительное. К сожалению, в современных юмористических передачах, которые вы перечислили юмор - черный. Цель данного юмора высмеять недостатки другого человека, унижая его. А это уже в корне противоречит золотому библейскому правилу: С уважением, Олег.... Читать далее
2
Отвечает
Максим Балаклицкий
Обида на девушку приводит к страшным мукам - что делать?

Здравствуйте, я прочитал на вашем сайте, в разделе вопрос, такую вешь что Бог всегда помогает, если просьба добрая и не противоречит некоторым условиям. Вы знаете, мне очень нужен совет, что делать? Вот уже больше года я прошу Господа Бога, Богородицу, святых о помощи, прошу для себя, но ради того чтобы быть с девушкой, которую очень сильно люблю, так получилось что я в начале нашего с ней знакомства солгал, и теперь без Божьей помощи мы не можем быть вместе. Моя просьба собственно в том, я сперва хочу поделиться тем, что я пытался делать, а потом услышать замечания и совет как быть.

Так вот все началось, как я уже говорил чуть больше года, когда в наш город привезли десницу Иоанна Крестителя, я уверовал и жил лишь одной надеждой, на то что Бог меня простит и сможет мне помочь, у меня есть дома иконы и я читаю перед ними молитвы, утром утренние, вечером- вечерние, читаю молитвы святым, присвятой Богородице, однажды летом того года, от одной из икон раздалось постукивание и вообще происходило много всего того, что объяснить нельзя, это вселяло надежду и укрепляло мою веру, но я по-прежнему не получал того о чем молился, в декабре 2006 года было очень тяжело и плохо, я уже опустил руки, и вечером 5-го декабря, бродя по улице прочитал молитву Николаю Чудотворцу и попросил знака, сбудется ли то, о чем прошу, и произошло чудо, вечером я как обычно сел читать молитвы, а рядом лежали часы, которые не работали уже несколько месяцев, и вдруг они пошли, причем громко в первые несколько минут, я почувствовал что это тот самый знак, которого я просил. Произошло это примерно 00:15 но уже 6 декабря. 6 декабря - это день памяти Александра Невского, моего святого. Дело еще в том, что в новогоднюю ночь, они секунда в секунду ударили с Курантами, все это вселяло надежду, девушка ради которой я все это прошу и просил, ждала меня более 1,5 лет, я очень надеюсь что и сейчас она меня ждет, хотя мы не общаемся уже 2 месяца и 24 дня.

Я в отчаянии, я не знаю что мне делать, часы я разбил от злости и обиды, еще прочитал случай стояние Зои, а я не сомневаюсь что знак мне дал Николай Чудотворец, так вот бил в икону кулаком, что бы он меня наказал и убил, я потому что без нее жить не могу, хожу целыми днями, в ожидании своего чуда, а оно все не происходит, мне не у кого попросить помощи, да и помочь кроме Бога мне никто не может. Это и вам наверное не нужно, но если все же прочтете, напиши мне пожалуйста, что можно дополнительно сделать, мне уже терять нечего, если я потеряю ее, я потеряю смысл жизни, а без смысла жить нельзя. Я буду рад любому совету, любому мнению. Я постоянно хожу в церковь принимаю участие в церковных таинствах, но время идет, а ничего не меняется, хотя одно время я чувствовал что Бог ведет меня, я уже не знаю для чего все это пишу, просто очень боюсь ее потерять, без нее мне жить незачем. Еще моя просьба не корыстна, я прошу только для того чтобы быть с ней.  

Спрашивает
Александр
Уважаемый Александр! Смысл жизни человека в Боге. Участие Адама в грехопадении состояло в том, что он понял, что произошло, но боялся потерять Еву. Он променял Бога на человека. И что произошло? Как повествует Бытие 3, на бунте не построишь счастья. Поэтому Вы не совсем правы, полагая смысл своей... Читать далее
3
Отвечает
Виктор Белоусов
Компьютер это грех?
Спрашивает
Алексей
Мир вам, Алексей! Нет, не грех! Грехом может быть только, если компьютер станет для вас "идолом" и будет развращать вас.  Если же компьютер служит для славы Божьей и человеческой пользы - это будет очень хорошо. Благословений, Виктор... Читать далее
2
Отвечает
Виктор Белоусов
Получается все богатые в России воры и преступники?

Назовите реальные способы честного зароботка в России! Реально ли разбогатеть честным способом? Получается все богатые в России воры и преступники? Тогда зачем они пропагандируют Бога и молятся от души?

Спрашивает
Андрей
Мир Вам, Андрей. Мы не будем говорить о многих олигархах в бывшем СНГ и их публичной религиозности - не наше дело их судить. Но есть и те, кто честно создавал свой бизнес, платил налоги (естественно, минимизируя затраты даже в рамках законодательства), расширяли торговую сеть. Это реально. Богатыми... Читать далее
1
Отвечает
Наталья Амосенкова
Можно ли по дороге домой в трамвае читать Библию. Не обижает ли это нашего Творца.

Добрый день. Я все свободное время пытаюсь выкроить для чтения Библии, на работе если есть свободная минутка читаю интересующие меня вопросы на Вашем сайте. Чем больше я узнаю, тем больше хочется познавать Господа. Вопрос заключается вот в чем: можно ли в том числе по дороге домой в трамвае читать Библию я еду 35-40 минут.

Спрашивает
Светлана
Здравствуйте Светлана! Как Вы блаженны! Слава Господу, что Он дал Вам такое желание постоянно занимать ум размышлениями о нашем дорогом Господе. Нет, Бога не обижает, если Вы читаете Библию в транспорте, думаю Он гордится Вами и Вы являетесь Его немым свидетелем.Вот что еще пишет известная христианская писательница: "...если вы полюбите Писание, исследуя его при всякой возможности, чтобы обрести обильные сокровища Слова Божьего и быть тщательно приготовленными ко всяким добрым делам, тогда "л можете быть уверены, что Христос привлекает вас к Себе. Однако не... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Мне не нравится учиться там где я сейчас учусь.

В университете я уже на 3 курсе, хожу на учебу как на каторгу. Если я уйду, то 3 года теряю и мама будет огорчена. Что делать?

Спрашивает
Алена
Мир Вам, Алена! По-первых - Вы поступали в ВУЗ на эту профессию, даже если мама Вам давала советы. Ваше решение определило направление обучения. Иногда нужно доводить решения до конца. Потому что потом надо будет работать и не получится на каждой работе "делать как я хочу". Есть элементарная суборд... Читать далее
1