Отвечает
Павел Чобан

Здравствуйте, Наталья!

1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
5Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.
6Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает. Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест — для Господа не ест, и благодарит Бога.
Рим. 14:1-6

Слова Павла в послании к Римлянам в 14 главе толкуют по-разному.

Некоторые из толкователей пользуются ими для того, чтобы доказать:

  1. нецелесообразность соблюдения вегетарианской диеты;

  2. отмену различия между чистой и нечистой пищей;

  3. отмену различения дней, посредством чего упраздняется значение седьмого дня – субботы.

Павел, очевидно, не ставит своей целью отмену ни одного из перечисленных трёх пунктов. Ни одним словом он не намекает на то, что христианин, сильный в вере, может употреблять всякую пищу, не принимая во внимание то, какое действие она оказывает на его организм. В 12 главе этого же послания, он уже разъяснял, что истинно верующий будет стремиться хранить свoe тело святым, чтобы представить его Богу в жертву живую (Рим. 12:1). Сохранение крепкого здоровья – часть духовного служения Богу.

19Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
1Кор. 6:19-20

Но, что имеет в виду апостол Павел в 14 главе? Что означают слова «немощного в вере принимайте без споров о мнениях»? Не менее важны для правильного понимания слова «иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно». Следует отметить, что его высказывания и слова становятся понятными в результате исследования данной главы в свете определённых религиозных проблем, которые волновали некоторых христиан 1-го столетия в отношении вопроса питания и в вопросе соблюдения определённых дней.Сначала рассмотрим несколько примеров из посланий апостола Павла относительно пищи и его высказывания «немощного в вере».                                 

В 1Кор.8:1-13, рассматривается подобная проблема взаимоотношений с немощными братьями. Это послание было написано менее, чем за год до послания к Римлянам. Здесь Павел обсуждает, по сути дела, один и тот же вопрос – можно ли  употреблять пищу, посвящённую идолам. Согласно укоренившемуся обычаю, языческие священники вели обширную торговлю животными, которые посвящались в жертву идолам. Кроме того, в языческих городах Римской империи нередко случалось так, что сначала какое-то мясо приносили идолам в качестве посвящения, а затем продавали на рынке. Согласно различным комментаторам евреи, рассеянные за пределы своей земли и, в частности, оказавшиеся в Риме, не могли быть уверены, что то, что они покупают на рынке, не было ранее посвящено идолам и отвечало иудейским нормам чистоты. Даже "чистое" мясо не могло быть чистым в церемониальном отношении. Учитывая это, некоторые иудеи просто отказывались от употребления мяса вообще. Именно об этом и говорит Павел, обращаясь к коринфской церкви. Поскольку «идол в мире ничто», то и нет никакого греха в употреблении пищи, посвящённой ему. Однако он продолжает: вследствие различия в духовном познании, не все имеют такое понятие и не все могут с чистой совестью вкушать подобную пищу (см. 1Кор.8:7). Одни христиане могли есть такое мясо, не испытывая угрызений совести, другие же наоборот были очень щепетильны. Их совесть «будучи немощна», осуждала их. Те, у кого вера была крепче, а также те, кто обратился из язычников, и, следовательно, никогда не пытался всем сердцем соблюсти церемониальный закон, испытывали соблазн осуждать своих немощных единоверцев, которые по-прежнему проводили определенные церемониальные различия в том, что касалось пищи, пития и святых дней. Это и заставило Павла дать такой совет, какой он дает в 14-й главе Послания к Римлянам, призывая, оставить критическую позицию и снисходительно относиться друг к другу, принимая немощного в вере.

Он призывает тех, кто не испытал угрызений совести в этом вопросе, не употреблять эту пищу, чтобы не быть камнем преткновения на пути более немощных братьев (Рим. 14:13). Да и сам он о себе говорит:

13И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
1Кор. 8:13

Итак, как уже было отмечено, Павел здесь не говорит о пище, которая является вредной для здоровья. Он не упраздняет Богом данного повеления о чистой и не чистой пище (Левит 11:1-47). Более того, Новый Завет не отменил различия между чистой и нечистой мясной пищей. Предостережение апостола, находится в согласии с решением Иерусалимского совета, принявшего такое решение:

20а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
Деян. 15:20

Он не выступает так же против вегетарианской пищи, которая, безусловно, является более здоровой пищей, что подтверждается современной наукой. Растительная пища – является идеальной пищей, назначенной человеку Богом еще в Эдемском саду (см. Быт. 1:29).

Еще один важный вопрос, который Павел обсуждает в данной главе – различение дней. Внимательно читая послания апостола Павла, мы видим, что он часто обращает внимание на два закона - нравственный и церемониальный. Например, в послании к Колоссянам Павел говорит о церемониальном законе:

16Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17это есть тень будущего, а тело — во Христе.
Кол. 2:16-17

Следует сразу отметить, что церемониальный закон предусматривал соблюдение некоторых годовых суббот и праздников. По церемониальному закону Иудеи должны были ежегодно соблюдать семь суббот. Вначале многие христиане из Иудеев с трудом могли уразуметь, что церемониальный закон исполнился во Христе и с этого времени стал необязательным. Первым Христианам не было дано указания относительно того, чтобы они сразу прекратили соблюдение ежегодных Иудейских праздников и отвергли все обряды. Сам Павел уже после своего обращения присутствовал на многих праздниках (Деян. 18:20-21). В данных обстоятельствах, по мере того, как просвещались разум и совесть верующего, представлялось целесообразным постепенное оставление различных предписаний церемониального закона. Таким образом, среди христиан из Иудеев неизбежно возникали вопросы в отношение того, нужно или не нужно соблюдать определённые дни, то есть, Иудейские праздники, в связи с их ежегодными праздниками.

Таким образом, мы с полным основанием можем заключить, что в рассматриваемом нами отрывке Павел даже вовсе не касается Субботы седьмого дня, о которой говорится в 4-ой заповеди Божьего Закона:

8Помни день субботний, чтобы святить его;
9шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Исх. 20:8-11

Если бы в данном случае Павел имел в виду еженедельную субботу, о которой упоминается в Законе Божьем, то единственный вывод, к которому можно было бы прийти, заключался бы в том, что в христианскую эпоху не было никакого еженедельного святого дня для отдыха. Но разве можно такое допустить? В книге Деяния Апостолов мы читаем, что  Апостол Павел и  его  помощник  Варнава, по-прежнему посещали богослужение по субботам  и  свято  проводили  этот  день(см. Деян.13:42,44). Невозможно  усомниться в их верности повелениям  Иисуса  «Помни  день  субботний, чтобы  святить  его».

Весь христианский мир никогда не считал, что сказанное Павлом стирает всякое различие между днями и что в христианскую эпоху можно было совершенно свободно не соблюдать никакого святого дня. Рассматривая этот отрывок, методист Адам Кларк пишет так: "Здесь нет никакого намека на то, что Суббота была упразднена, и что с наступлением христианства ее нравственный смысл утратил свою силу".

Комментируя этот же отрывок, Джемисон, Фоссе и Браун, отметив, что празднование ежегодных суббот "пришло к концу вместе с иудейскими обрядами, к которым они принадлежали", тотчас добавляют: "Что касается еженедельной субботы, то она зиждется на более прочном основании, поскольку была утверждена в Раю в память о завершении творения в шесть дней".

Элберт Барнс, известный библейский комментатор пресвитерианской церкви, отмечает: "Из этого отрывка (Кол.2:16) вовсе не следует, что он (Павел) учил, будто нет никакой необходимости соблюдать определенное святое время, поскольку нет даже ни малейшего основания считать, что он хотел учить, будто одна из 10-ти заповедей перестала быть обязательной для человечества... Он имел в виду не нравственный закон, не Декалог, а то огромное количество дней, которое евреи соблюдали как праздники, усматривая в них часть своего церемониального и парообразующего закона. Никакую часть нравственного закона, ни одну из 10-ти заповедей нельзя назвать "тенью будущего". Исходя из природы нравственного закона, они обладают непреходящим и всеобщим значением".

Ввиду этих факторов, становится очевидным то, что Павел в Рим. 14:1-26 вовсе не отвергает:

  1. травную зелень, овощи, как (вегетарианскую) пищу;

  2. не уничтожает древнебиблейского различия между чистой и нечистой пищей;

  3. не отменяет седьмого субботнего дня, являющегося частью нравственного, Десятисловного Божьего Закона.

Кто с этим не согласен, тот прочёл в словах Павла то, чего в них нет.

Благословений вам!

С уважением, Павел

1
Похожие вопросы
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
В чём основные отличия Евангелия от Матвея и Евангелия от Иоанна?

Какие особенности Евангелиевского стиха в обоих посланиях?

Спрашивает
Ирина
Дорогая Сестра Ирина, этот вопрос относится к богословию и текстологии Библии, а не к изучению содержания Библии. Данная рассылка изучает весть, содержащуюся в Библии, а не методику ее передачи. Тем не менее, я отвечу кратко на первую часть Вашего вопроса. Четыре Евангелия передают жизнь Иисуса Хр... Читать далее
1
Приветствую Олег! Скорее всего, имеются в виду слова Христа: Вторая часть фразы встречается дважды: На нашем сайте есть поиск по Библии, которым Вы можете пользоваться и самостоятельно. С уважением, Максим... Читать далее
2
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Я не понимаю вторую часть стиха Кол.1:15 - рождённый прежде всякой твари.

Разве Иисус был рожден или сотворен Богом Отцом? Я всегда думала, что Иисус был еще всегда наравне с Богом Отцом и Духом Святым.

Спрашивает
Оксана
Да, Оксана, Вы правильно понимаете. Однако некоторые учителя предполагают, что Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил. Дело в том, что слово "первенец"  (прототокос) заменено при переводах на "рожденный прежде". В оригинале: "Он есть образ Бога... Читать далее
2
Мир вам, Ирина! Женой Каина стала его сестра или дочь одного из его братьев или сестер. Вот часть родословия Адама и его потомков из книги Бытие 5 главы:У Адама родились еще много детей. Исходя из длительности их жизни очень хорошо видно, насколько могли смешаться поколения даже между собой. Если провести параллель с нашим временем -  10 лет к 1. Т.е.  для них разница даже в 100 лет была условно сравнима с сегодняшней разницей  в 10 лет между супруг... Читать далее
2
Приветствую Вадим! Цитирую первый текст:В отрыве от контекста трудно понять о чем здесь идет речь и можно даже превратно понять его, что можно есть любую пищу. Надо посмотреть контекст. Беру с первого стиха. О чем идет здесь речь?Когда они пришли в дом, Христос им и объясняет. Вопрос здесь не стоит о нечистой пище, которую не ели ни иудеи, ни адвентисты седьмого дня , по Писанию, вопрос стоит о том, что если есть немытыми руками, то этим нарушаются предписания старцев. Следующий текст:... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Юлия Викторовна! Чтобы понять смысл этих слов Иисуса, надо обратить внимание на то, о чем, собственно, был разговор между Господом и Его учениками. Готовы ли вы исследовать 18-ю главу, точнее - проповедь, произнесенную Иисусом? Проповедь Иисуса начинается словами: А заканчивается так:... Читать далее
2
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Станислав! Город Давидов - это и Вифлеем, и Иерусалим. Правда Библия всего однажды четко определяет Вифлеем как Давидов город:А вот для Иерусалима это выражение используется постоянно. Объяснение этому простое: Если Вифлеем был городом Давида просто по праву рождения, то Иерусалим стал его городом по праву завоевания и царствования в нем. Так же и с Иисусом. Вифлеем - Его по праву рождения в нем. Небесный Иерусалим - Его по праву завоевания (через крестную смерть) и царствования в Нем. Лука, когда писал ... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?

Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.

Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис! Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования. Толкование текстов - это наука. Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
3
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Что имеет в виду Павел в Рим.7:25 - умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха?

То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)

Спрашивает
Дмитрий
Мир Вам, брат Дмитрий! Вот что говорит известный комментатор Библии, Уильям Баркли: ""Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он зна... Читать далее
2
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
3