Трудные тексты10 января 2023
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему Агарь и Измаил стали изгнанниками? В наше время, отцы, бросающие детей от первого брака, выглядят просто безнравственными.

Почему Бог поддержал план Сарры? Церковь учит нести бремя прошлого и всячески поддерживать таких детей. Но на примере библейской семьи мы видим совершенно другую картину. Агарь и Измаил стали изгнанниками по одобрению всех: Бога, Авраама и Сарры. Как понимать это?

Спрашивает
Саша

Мир Вам, Саша.

Начнем с Бытия 16:1-10:

1Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.
2И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары.
3И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену.
Быт. 16:1-3

Как бы сегодня это называлось? Суррогатное материнство. Агарь - не рабыня, она является свободным человеком, работает за зарплату на Сару... Сара предлагает ей условия - чтобы Сара имела ребенка от Авраама через Агарь. Это условия "контракта" (завета, договора).

4Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.
Быт. 16:4

А вот здесь начинается совсем интересная история. Агарь хочет нарушить условия "контракта": не отдавать ребенка Саре, "отбить" мужа у Сары и занять ее место - место госпожи и любимой жены. Можно спорить об этичности суррогатного материнства (тогда и сейчас), но смысл был не в вожделении Авраама к Агари. Всегда такие ситуации с двумя матерями, порождают неразбериху и проблемы, но... Кто в данной ситуации, на этом этапе нарушил условия "контракта"? Агарь сначала соглашается на условия Сары (как свободный человек), а затем их нарушает - с очень серьезными претензиями на чужого мужа...

5И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.
Быт. 16:5

Здесь начинается вопрос - какова роль Аврама? Если бы он сразу поставил на место Агарь - проблемы бы не было. Но наверняка он изменил к ней свое отношение, как к будущей матери своего ребенка. Освободил от какой-то работы, стал давать какие-то привилегии - из чего исходя Агарь решает попробовать обойти Сару в "семейном строительстве". 

6Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.
Быт. 16:6

Неожиданно (!) Аврам увидел проблему, признает ошибку (нарушение вертикали власти), констатирует правильный факт (Агарь не его служанка, а служанка Сары, и потому все права и обязанности решает именно Сара). И что делает Сара (что тоже логично) - снимает все послабления и бонусы, и показывает кто в доме хозяйка... Насколько сильно стала Сара притеснять ее - мы не знаем. Но Агарь принимает решение убежать - потому что не видит для себя интересной перспективы - ребенка отдать и снова быть лишь служанкой...

7И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.
8И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.
9Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.
10И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.
Быт. 16:7-10

Господь через Ангела проявляет заботу о будущем ребенке (решая вопрос обеспечения через возврат в семью и говорит о перспективах) и обличает Агарь (что та была непокорна).

15Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил.
16Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.
Быт. 16:15-16

Какой результат? Агарь вернулась, ребенок родился - все более-менее приемлемо. Проходит более 12 лет.

1Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
2и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
Быт. 17:1-2

Аврам уже испокоился - сын есть. Не так как хотелось бы, но хоть как-то. Прошло 13 лет - какие мысли были за этот период, какие переживания, как строились отношения...

15И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;
16Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
17И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
18И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!
19Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него.
20И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.
21Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.
22И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него.
Быт. 17:15-22

Дальше - Бог и Авраам помнят об Измаиле. Но реальный сын обетования - не первенец от Агари, а первенец от Сары. Далее, - обрезание, как знак завета с Богом.

24Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
25А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
Быт. 17:24-25

Все - в завете.

Проходят события, и рождается Исаак.

1И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил.
2Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог;
3и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак;
4и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог.
5Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.
6И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется.
7И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына.
8Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди.
9И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается,
10и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.
11И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его.
Быт. 21:1-11

Измаилу уже 14 лет - в том время он уже несет ответственность за свои слова и действия как взрослый. Его насмешка показывает то воспитание, которое дала ему мать - Агарь. Скорее всего, на протяжении 13 лет она думала что Измаил унаследует все и готовила сына к этому. Теперь появляется конкурент... Мы помним историю Иосифа, которого продали в рабство родные братья из зависти. Помним историю Исава и Иакова. Времена были жесткие. Сарра понимает - скорее всего будет предпринята попытка "устранить" ее сына или как минимум "подвинуть". Она не сможет защищать его круглосуточно всю жизнь. Восток - дело тонкое. Чтобы чуть-чуть понимать стиль восточных отношений, когда много жен и много детей от разных жен - реальная средневековая история Роксоланы для примера (несколько сериалов были сняты по этой теме, кто не хочет читать). Мог быть тихий ужас. И потому Сарра, думая наперед, хочет решить будущую проблему. Но Авраам против - он привык к Измаилу, его уже все устраивает. 

12Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя;
13и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое.
14Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии;
15и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом
16и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала;
17и услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится;
18встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ.
19И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока.
20И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука.
21Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.
Быт. 21:12-21

И здесь решение остается за Богом. У Бога есть план. Господь хранит Измаила и обещает позаботиться о нем. Но это не главное - потому что для Бога главное - что в Исааке наречется семя Авраама и дальнейшая линия до Давида, до Иисуса будет идти через Исаака. Бог не хочет создавать проблемы там, где их может не быть. Он позаботится об Измаиле отдельно, но в таких условиях - чтобы тот (из-за человеческого фактора свободы воли) не смог навредить на том этапе Исааку. Именно на этих условиях Божьего обеспечения, Авраам отпускает Измаила. Авраам верит Богу и Бог выполняет Свое слово.

Как можно было бы повернуть ситуацию иначе?

  1. Избегать такого суррогатного материнства. Терпение и доверие Господу...

  2. Смотреть на характер "служанок" заранее. Если она египтянка, если у нее другие убеждения и ценности, то стоит ли - несмотря на красоту и здоровье...

  3. Агари нужно было думать о последствиях и рисках - не только о возможных перспективах, но и о том, что она может потерять, и что в результате потеряла...

Божьих благословений,

Виктор

3
Похожие вопросы
Трудные тексты1 день назад
Отвечает
Василий Юнак
В чём основные отличия Евангелия от Матвея и Евангелия от Иоанна?

Какие особенности Евангелиевского стиха в обоих посланиях?

Спрашивает
Ирина
Дорогая Сестра Ирина, этот вопрос относится к богословию и текстологии Библии, а не к изучению содержания Библии. Данная рассылка изучает весть, содержащуюся в Библии, а не методику ее передачи. Тем не менее, я отвечу кратко на первую часть Вашего вопроса. Четыре Евангелия передают жизнь Иисуса Хр... Читать далее
1
Приветствую Олег! Скорее всего, имеются в виду слова Христа: Вторая часть фразы встречается дважды: На нашем сайте есть поиск по Библии, которым Вы можете пользоваться и самостоятельно. С уважением, Максим... Читать далее
2
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Я не понимаю вторую часть стиха Кол.1:15 - рождённый прежде всякой твари.

Разве Иисус был рожден или сотворен Богом Отцом? Я всегда думала, что Иисус был еще всегда наравне с Богом Отцом и Духом Святым.

Спрашивает
Оксана
Да, Оксана, Вы правильно понимаете. Однако некоторые учителя предполагают, что Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил. Дело в том, что слово "первенец"  (прототокос) заменено при переводах на "рожденный прежде". В оригинале: "Он есть образ Бога... Читать далее
2
Мир вам, Ирина! Женой Каина стала его сестра или дочь одного из его братьев или сестер. Вот часть родословия Адама и его потомков из книги Бытие 5 главы:У Адама родились еще много детей. Исходя из длительности их жизни очень хорошо видно, насколько могли смешаться поколения даже между собой. Если провести параллель с нашим временем -  10 лет к 1. Т.е.  для них разница даже в 100 лет была условно сравнима с сегодняшней разницей  в 10 лет между супруг... Читать далее
2
Приветствую Вадим! Цитирую первый текст:В отрыве от контекста трудно понять о чем здесь идет речь и можно даже превратно понять его, что можно есть любую пищу. Надо посмотреть контекст. Беру с первого стиха. О чем идет здесь речь?Когда они пришли в дом, Христос им и объясняет. Вопрос здесь не стоит о нечистой пище, которую не ели ни иудеи, ни адвентисты седьмого дня , по Писанию, вопрос стоит о том, что если есть немытыми руками, то этим нарушаются предписания старцев. Следующий текст:... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Юлия Викторовна! Чтобы понять смысл этих слов Иисуса, надо обратить внимание на то, о чем, собственно, был разговор между Господом и Его учениками. Готовы ли вы исследовать 18-ю главу, точнее - проповедь, произнесенную Иисусом? Проповедь Иисуса начинается словами: А заканчивается так:... Читать далее
2
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Станислав! Город Давидов - это и Вифлеем, и Иерусалим. Правда Библия всего однажды четко определяет Вифлеем как Давидов город:А вот для Иерусалима это выражение используется постоянно. Объяснение этому простое: Если Вифлеем был городом Давида просто по праву рождения, то Иерусалим стал его городом по праву завоевания и царствования в нем. Так же и с Иисусом. Вифлеем - Его по праву рождения в нем. Небесный Иерусалим - Его по праву завоевания (через крестную смерть) и царствования в Нем. Лука, когда писал ... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?

Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.

Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис! Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования. Толкование текстов - это наука. Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
3
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Что имеет в виду Павел в Рим.7:25 - умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха?

То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)

Спрашивает
Дмитрий
Мир Вам, брат Дмитрий! Вот что говорит известный комментатор Библии, Уильям Баркли: ""Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он зна... Читать далее
2
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
3