Виктор Белоусов

Мир Вам, Иван!

По поводу Царства Божьего и Царства Небесного есть как-минимум два мнения:

  1. Это одно и то же. Речь идет о власти Божьей, которая проявляется на Небе, так и на земле через Христа и Его тело.

  2. Это различные понятия.

И на втором мнении я хотел бы остановиться чуть подробнее, т.к. на эту тему есть много спекуляций. Можно искать различные отличия, но для поиска этих отличий должна быть причина. И действительно обоснованной причиной увидел именно культурный контекст того времени. Т.е. сегодняшнее значение этих слов отличается от значения для людей первого века Иудеи из-за другого культурного контекста.

Пояснение в качестве цитаты приведу далее полностью (по Александру Болотникову):

"Особое впечатление на этой конференции произвел на меня доклад профессора Ньюболдского Колледжа Гунарда Пэдэрсона, освещавший разницу между традициями чтения Священных Писаний в Христианстве и в Иудаизме. В частности, Пэдэрсон подметил, что многие христиане изучают Библию исключительно по темам. И таким образом заучивают только те отдельные стихи, которые относятся к той или иной заранее предложенной теме. Подобная практика приводит к тому, что смысл многих, даже евангельских текстов, остается нераскрытым в христианской традиции. Кроме того, тематический подход к исследованию Библии приводит к образованию системы «штампов», устоявшихся понятий, которые существуют веками и автоматически применяются при истолковании Библейских текстов.

Одним из примеров такого штампа является термин «Царство Небесное» (по-гречески басилея тон уранон), который встречается в Евангелиях 31 раз исключительно в Евангелии от Матфея. В православной культуре не раз приходится слышать выражение «царство ему небесное», употребляемое по отношению к умершему человеку. Если эта фраза звучит из уст верующего человека, то понимается она однозначно. Произносящий желает, чтобы душа этого умершего находилась в раю. Таким образом и существует этот никем не оспариваемый штамп о значении выражения «Царство Небесное», как о месте, где окажутся все спасенные, получившие вечную жизнь.

Вот здесь и возникает масса сложностей.

Во-первых, уже в самом начале Евангелия от Матфея в так называемой Нагорной проповеди встречается следующее высказывание Иисуса:

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Мф. 5:19

Получается, что в вечной жизни спасенные разделены на классы и существует неравенство. В Церкви Святых Последнего Времени, именуемых в простонародье Мормонами, так буквально этот стих и понимают. То есть существуют высшее и низшее небо. На высшем находятся большие праведники, а на низшем – меньшие. Иными словами, если человек «не дотянул» до какой-то определенной моральной и духовной планки, то он все равно спасется, только будет меньшим. Если это так, то становится абсолютно непонятным, где находится самая «низшая планка праведности», ниже которой спасение невозможно. Именно по этой причине большинство христианских учений отвергает идею о градации тех, кто получил спасение, на больших и меньших.

Однако этим проблема большего и меньшего в Царстве Небесном не исчерпывается. Иисус говорит о своем двоюродном брате, Иоанне, который своими пророчествами предрекал его приход, следующие слова:

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
Мф. 11:11

Если применить традиционное в христианстве понимание Царства Небесного как места, где спасенные проводят вечность, то получается полнейшая путаница. Неужели самый великий человек на земле не сможет преодолеть планку спасения? Следующий стих:

12От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
Мф. 11:12

...вообще угрожает перечеркнуть всю суть доктрины спасения по вере, а не от дел, проповедуемой в христианстве еще со времен Мартина Лютера.

Проблематичность фразы «Царство Небесное» была замечена еще отцами церкви. В отличие от словосочетания «Царство Божье», которое встречается в других Евангелиях, выражение «Царство Небесное» встречается, как мы сказали, исключительно в Евангелии от Матфея. Большинство притч Иисуса, которые записаны Матфеем, являются притчами о «Царстве Небесном». Фактически Иисус использует 10 притч для того чтобы объяснить своим ученикам этот, на первый взгляд несложный, термин. Стоит лишь бегло взглянуть на эти притчи в 13 главе Евангелия от Матфея для того, чтобы обнаружить, что понятие «Царство Небесное» абсолютно не эквивалентно понятию «рай». К примеру, в притче о неводе (Матф. 13:47-50) Царство Небесное является неводом, в который попадает хорошая и плохая рыба; и только «при кончине века» «ангелы отделят злых от праведных». Очевидно, что невод - это не рай, в котором злых по определению быть не может. Точно так же и с притчей о пшенице и плевелах (Матф. 13:24-30, Матф. 13:37-44). Здесь в этой притче Царство Небесное конкретно уподобляется той работе, которую ведет Иисус на земле. Те, кто следует за ним, названы «сынами царства», но есть и «сыны лукавого», которых выкорчевали во время жатвы «при кончине века». Причем, когда Иисус дает объяснение притче о плевелах в 27-44 стихах, он прямо говорит, что в конце времени Сын Человеческий «пошлет ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие». Однозначно, что в раю нет ни соблазнов, ни делающих беззаконие. Именно поэтому отцы церкви считали , что «Царство Небесное» есть сама церковь Христова, в которой есть и «пшеница и плевелы».

Однако, подобное истолкование на основании выше перечисленных притч никак не помогает объяснить «иерархию» упомянутую двух текстах Евангелия от Матф. 5:19; 11:11. И даже если, сделать предположение о том, что Матф. 5:19 содержит идею церковной иерархии, то и это никаким образом не может объяснить почему Иоанн Креститель, величайший из рожденных женами, оказался в церкви на самом низком положении.

Удивительно что большинство даже экзегетических комментариев на Евангелие от Матфея, составленных как учеными консервативного, так и историко-критического направления, дают весьма обтекаемые и неконкретные объяснение употребления термина «Царство Небесное» в вышеуказанных текстах. Это подтверждает наше предположение о том, что христианство зачастую использует устоявшиеся клише, под которые подгоняется библейский текст. Но вторая причина такой обтекаемости заключается в том, что для этих ученых, большинство из которых является протестантами, очень сложно внутренне согласиться с тем, что говорит Иисус в начале своей нагорной проповеди.

Для того чтобы понять значение слов «Царство Небесное», необходимо детально исследовать контекст Нагорной Проповеди, частью которой является эта фраза. Проповедь начинается с 17-го стиха 5-й главы:

17Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Мф. 5:17-19

Стих 17-й многие христиане зачастую понимают с точностью до наоборот, предоставляя, будто Иисус, пришел выполнить закон, для того, чтобы христиане более не находились под его бременем. Проблема такого понимания заключается в том, что в христианском богословии понятие «Тора», переведенное на греческий словом номос (закон), воспринимается исключительно как набор каких-то правил и установлений, которые Бог специально изобрел, для того чтобы обременить ими евреев. Однако же в иврите понятие «Тора» трактуется значительно шире. Оно происходит от еврейского существительного ор, свет и воспринимается как Божье откровение или просвещение согласно записанному в Псал. 18:8-9 «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи».

Исходя из того, что написано в 18-м стихе, Тора занимала в учении Иисуса приоритетное место. Более того, его высказывание по поводу йоты и черты явно не поощряет современного отношения к детальным исследователям законов Торы, которых во многих христианских кругах считают формалистами и буквоедами. Однако же, в словах Иисуса, записанных на греческом как иота эт хэ миа кераиа (одна йота и одна черта) содержится весьма важная информация. Дело в том, что в этом контексте, йота ( י) не употребляется в значении самой маленькой по размеру буквой еврейского алфавита. Слово кераиа, переведённое, как черта, многие комментаторы истолковывают как элемент букв еврейского алфавита. Действительно, с точки зрения написания еврейские буквы можно разделить на простые элементы, где черта представляет собой прямую линию в букве, а йота – скругленную. Иными словами, если даже посмотреть на любого первоклассника, который учится писать, его сначала тренируют вырисовывать элементы букв. Таким образом, вопреки мнению многих комментаторов, Иисус говорит не о какой-то абстрактной малой части закона, а о буквах Торы, вернее о точности их написания.

В отличие от современных алфавитов и шрифтов, еврейское письмо первого века, написанное примитивными инструментами на грубой поверхности кожи или папируса читать весьма непросто. К примеру, даже при типографском качестве шрифтов начинающие изучать иврит испытывают трудности в различении букв бет ב и каф כ или далет ד и рэш ר. А в древних текстах ситуация еще сложнее. В частности буквы йуд (йота) י и вав ו, как видно на письме, отличаются между собой лишь наличием вертикальной черты, которая как-бы продолжая букву йуд делает из нее букву вав. Как видно, еврейский текст не прощает небрежного отношения, а потому, как в древние времена, так и сегодня как к соферу, книжнику, так и к читателю текста предъявляются очень высокие требования. Ведь неверное прочтение или написание букв может привести к искажению текста Торы.

Итак, если в 18-м стихе Иисус говорит о том, что он не намерен изменить ни одну букву в Торе, то получается, что Он является самым главным «буквоедом». Однако, в раннем иудаизме, это буквоедство имело крайне важное значение. Дело в том, что как в первом веке, так и сейчас, всякий иудей, желающий серьезно изучать Тору должен был поступить в ученики к раввину в йешиву. Термин йешива в переводе с иврита происходит от глагола йашав, сидеть, и, говоря современным языком, означает учебную сессию. В буквальном смысле эта «сессия» выглядела так: ученики, сидя вокруг раввина, изучали Тору. Талмудическая аггада рассказывает о том, как известный иудейский лидер конца первого века Рабби Акива в сорокалетнем возрасте вместе со своим сыном сел учиться у Рабби Элиезера и начал с алеф и бет. Иными словами, в первом веке изучение Торы начиналось с обучения основам грамоты. Ведь простые люди в то время читать и писать не умели, а без этого Тору изучать невозможно.

Выходит, что в Евангелии от Матф. 5:17-20 Иисус говорит о программе своей йешивы. Вот почему к Иисусу постоянно обращаются «равви» или учитель. Причем ученики Иоанна Крестителя, после того, как тот указал им на Иисуса, сразу же обратились к нему со словами «равви, где живешь» и последовали за Ним. В то время большинство известных раввинов были людьми весьма бедными и собирали учеников у себя дома. Таким образом мы видим, что Иисус начал свое служение с того, что открыл йешиву, в которую стал набирать учеников. Если сегодня пройти по Бруклину, то можно увидеть йешиву на каждом перекрестке. Каждая йешива носит либо какое-то название, отделяющее ее от других, либо имя ее основателя. В первые века большинство иешив носили имена своих основателей. Например, еще в конце первого века до нашей эры два раввина, родоначальники фарисейского иудаизма, Шаммай и Гиллель основали свои йешивы, которые носили названия Бэт Шаммай и Бэт Гиллель. Иисус же решил не называть свою йешиву своим именем, а назвал ее, согласно записанному в Евангелии от Матф. 5:17-20 по-еврейски малхут ашамайим, - «Царство небесное». Именно поэтому в одной из притч о «Царстве Небесном», в притче о плевелах, Иисус называет своих учеников б’ней малкут, сынами царства (Мат. 13:38), причем на основании притчи видно, что понятие б’ней малкут не ограничивается лишь кругом его 12 апостолов и даже кругом из 72 приближенных к нему. Точно так же как йешивы Бэт Шаммай и Бэт Гиллель существовали после смерти Шаммая и Гиллеля до времени разрушения Храма, и в них преподавали последователи этих раввинов, йешива Иисуса существует до «кончины века» и там учатся и преподают последователи Иисуса.

Название «Царство Небесное» Иисус выбрал для своей йешивы не случайно. Иисус преднамеренно подчеркивает контраст между своим отношением к Торе и тем отношением, которое практиковалось в йешивах, где преподавали ученики Шаммая и Гиллеля. К концу I в. до нашей эры в раввинистическом иудаизме сформировалось понимание, что верным истолкованием Торы является то, которое поддерживается большинством раввинов. Так, например, из двух постоянно конкурирующих между собой йешив Шаммая и Гиллеля признается только толкование Торы, которое дают ученики Гиллеля, из-за того, что их больше. Вырвав из контекста слова «она не на небе», записанные в книге Второзаконие 30:12, раввины приписали себе окончательное право решать, что есть истина. Назвав свою йешиву «Царством Небесным», Иисус желал подчеркнуть, что толкование Торы является прерогативой Всевышнего.

Таким образом, Нагорная Проповедь Иисуса, фактически является, презентацией Ииусом своей йешивы. То есть, в первых 16-и стихах 5 главы Евангелия от Матфея, известных как «заповеди блаженств» Иисус формулирует требования, которые он предъявляет к желающим учиться у него. Затем в стихах 17-20 он излагает суть своей «учебной» программы, в основе которой заложена верность принципам Торы и традициям ее изучения. Вот почему в этом контексте Иисус говорит, что всякий из его учеников, кто нарушит малейшую заповедь Торы и других будет учить этому, назовется в его йешиве, то есть Царстве Небесном малейшим. Греческое слово люо, «развязывать», переведенное в Русской Синодальной Библии как «нарушить» в раввинистическом иудаизме имеет более глубокий смысл, нежели просто исполнение. Скорее всего, люо передает раввинистический термин матир, разрешать. В иврите Мишны два термина матир и ассир - разрешать и запрещать - употребляются по отношению к раввинским галахическим решениям, являющимся юридическими нормами в иудаизме. Из употребления глагола люо следует, что Иисус обращается к Своим ученикам, как к будущим раввинам. И, если выразиться современным языком, предупреждает их, что если выучившись у него, они своим раввинским авторитетом будут «развязывать», то есть разрешать нарушение даже самой малой заповеди, то он «поставит им двойку».

Понимание «Царства Божьего» как названия йешивы Иисуса помогает также понять значение слов Иисуса, сказанных по отношению к Иоанну Крестителю. Тот назван меньшим из меньших в «Царстве Небесном». История о крещении Иисуса излагается во всех четырех Евангелиях, но только в Евангелии от Иоанна подробно говорится о том, как ученики Иоанна Крестителя, оставив его и назвав Иисуса раввином, фактически перешли в его новооткрытую йешиву. По этой причине Иоанн говорит, что Иисусу надо расти, а Иоанну Крестителю умаляться. Таким образом, ученики Иоанна Крестителя, завершив обучение у него, перешли учиться к Иисусу. Получается, что йешива Иисуса является «учебным заведением» более высшей ступени. А потому в 11-й стихе 11-й главы Евангелия от Матфея говорится о том, что даже самый начинающий студент йешивы Иисуса является выпускником Иоанна Крестителя, перешедшим на более высокий уровень духовного обучения."

Если говорить именно о сути Божьего Царства - оно одно, независимо от названий (назвать можно как угодно - хоть Лоза, хоть Невеста и т.д.). Не может быть разных Божьих Царств - потому что Бог один и Его воля одна. Но если брать именно значения слов и пояснений к ним (например, про Иоанна Крестителя и меньшего в Небесном Царстве), то идея Небесного Царства как названия "школы Иисуса" выглядит достаточно аргументированной.

Божьего Вам благословения,

Виктор

6
Похожие вопросы
Виктор Белоусов
Мир Вам, Александр!Это был пример веры и неверия. Кто бы, при рациональном уме, захотел пойти по воде? Но Петр увидел Христа, творящего чудо, и захотел верой пойти по стопам учителя. Пока он смотрел на Иисуса (чтобы подойти к Иисусу) - он шел. Но когда стал обращать внимание на сильный ветер (утратил фокус внимания),... Читать далее
8
Елена·3 дня назад
Как понимать слова - приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие?

Фраза Лук. 23:29 означает, что когда придет время суда, скажут, что повезло таким, что им не придется плакать еще и за своих детей, не будет жалко их? Или здесь неродившие, это девственники, и как более праведным, потом им будет лучше?

Или эту фразу можно воспринимать как призыв к отказу от сексуальной жизни вообще, так же как и про скопцов: кто может вместить, да вместит? Или почему Он так сказал?

Александра Ланц
Поэтому создавайте семьи, рожайте детей, воспитывайте их в почтении к БОГУ и как можно больше времени тратьте на то, чтобы познавать БОГА на всех ваших путях, чтобы убедиться в том, что Он - ваш щит (Пс. 7:10; Пс. 18:2), за которым вы укроетесь, когда на землю придут тяжкие времена заверщающих этапо... Читать далее
3
Оля·3 дня назад
Что значит - ходить перед Богом?

Как понять, ходил Енох пред Богом (Быт. 5:24)? Он с Ним все время разговаривал или обращался к Нему в молитве несколько раз в день?  Если человек молится утром и вечером и живет согласно Библии, можно ли применить к нему выражение, что он ходит перед Богом? Может, ходить перед Богом означает, что нужно говорить с Богом, подзразумевая не как молитву, а как разговор?

Александра Ланц
Хождение перед Богом всегда будет содействовать изменению человека по Божьему подобию. Но если человек крадет, убивает, прелюбодействует, лжесвидетельствует и пр., а потому заявляет всем, что он спасенный, что он христианин, просто потому что ведь ходит же в Дом молитвы и даже служение какое-то в це... Читать далее
6
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Анатолий! Слово "Авимелех" могло быть использовано в двух вариантах: имя собственное; титул для филистимских царей (как, например, всех властителей Египта называли "фараонами") Поэтому полное "звание" Гефского царя должно бы звучать так: Авимелех Анхус. Благословени... Читать далее
6
Алексей·5 дней назад
В какой месяц было благовещение?

Объясните, по какому календарю: священному или гражданскому, месяц в который было благовещенье Марии, назван шестым? Какому месяцу современного календаря это соответствует? Чем ваш ответ можно обосновать?

"В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова имя же Деве: Мария" Лук. 1:26,27

Александра Ланц
Таким образом, месяцы, о которых вы спрашиваете, относятся к началу беременности Елисаветы. Из того, что написано у Луки мы можем сделать вывод, что Иоанн Креститель (это его родила Елисавета) был на полгода старше Господа Иисуса. По земным, разумеется, меркам. Если же мы хотим вычислить, в какой ... Читать далее
6
Давид·5 дней назад
Иаков боролся с Богом. Как это понимать?

Поясните пожалуйста , когда Иаков боролся с Богом это была физическая борьба?  или просто Иаков молитвой своей не отпускал Божье присутствие? Почему Бог, без повреждения бедра Иакова, не мог уйти?

Александра Ланц
Ведь благословение получает как раз тот человек, который понимает, что надо бороться не против Бога, а за возможность быть с Ним. С любовью во Христе Иисусе, Саша. Мир вам, Давид! Судя по тому, как описана эта борьба, она проходила в привлечением всей физической силы Иакова. То есть Иаков реально напрягал все мускулы и пытался толкать, сжимать, отбрасывать, а потом ее и "ухватился" за того, с кем боролся. Как раз "повреждение бедра" подтверждает, что борьба б... Читать далее
11
Александра Ланц
Как же сильно мы, задолжавшие Богу и людям так много, нуждаемся в очищающей силе крови Иисуса! Да поможет Бог нам понять это! Саша.Доброго вам времени суток, Алексей! В Новом Завете для обозначения греха, в подавляющем большинстве случаев используется слово   ἁμαρτια       Вот, например, стихи:... Читать далее
4
Андрей·8 дней назад
Почему Павел принес жертву после воскресения Иисуса (Деян. 21:24-26)?

Что это за жертва в Деян. 21:24-26. Почему Павел объявил о принесении жертвы? Как же тогда жертва Иисуса Христа? Зачем это произошло?

Сергей Телемонов
Проблема Павла заключалась в том, что он был очень прогрессивным для христиан, которые были ранее иудеями. Он проповедовал язычникам, а иудеи считали, что все язычники должны погибнуть, для них спасения нет. Из-за того, что он это делал, у иерусалимских христиан были проблемы с проповедью иудеям. ... Читать далее
0
Оксана·8 дней назад
Что означает текст: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5)?

Что означает текст: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5)? Не то что она должна носить платок в церкви?

Сергей Телемонов
Еще одна тема для споров, но если внимательно посмотреть контекст, становится понятным, о чем говорит Павел. Следует прочитать весь отрывок 1-е Кор. 11:4-16. И там говорится не только о женщинах, но и о мужчинах. 👳🏻‍♂️Стоп. Но если тебе приходилось видеть фильмы об Иисусе, то там всегда было видно, что мужчины, наоборот, покрывали голову во время молитвы. Даже Сам Иисус покрывался. Такова была традиция. Может, Павел чего-то не знает? Но ведь он сам из фарисеев, кто-кто, а он хорошо знает все традиции, и как должн... Читать далее
0
Виктор·8 дней назад
Что значит текст «…Не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мат. 10:23)?

Что означает этот текст Библии – от Матфея 10:23: «23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий».

Ученики Христа обошли весь Израиль и не только, но Христос тогда второй раз еще не пришел?

Сергей Телемонов
Похоже, что в то время, когда Иисус говорил эти слова, когда говорили «Израиль», не всегда имели в виду именно географический Израиль. ✡️ К примеру, можно посмотреть книгу Деяния Апостолов, 2 глава. Там описывается интересное событие, когда на день Пятидесятницы: То есть со всех сторон люди съехались в Иерусалим. 👦🏾... Читать далее
0