Вопрос об иконах часто связан с манипуляцией терминами: некоторые утверждают, что иконам поклоняются, другие же говорят, что иконы почитают. Хотя эти два термина отражают одно и то же действие в контексте ортодоксального христианства, тем не менее стороны продолжают спорить о том, что является чем. Это поклонение или почитание? С поклонением могут возникнуть проблемы, а почитание может быть воспринято более благоприятно. Давайте разберемся в этом по порядку.
Во-первых, хочу напомнить, что исторически иконы не всегда были в христианстве. Это касается даже ортодоксального христианства, которое сегодня ассоциируется с иконами, статуями и другими предметами поклонения или почитания. Мы не имеем никаких самых ранних сведений о том, что в христианстве было иконопочитание. Хотя согласно традиции, первую икону создал Лука, автор Евангелия от Луки и Деяний Апостолов. Однако это предание возникло не раньше IV века. Первые примеры христианских изображений, которые условно можно назвать иконами, появились лишь в конце II века. Следовательно, утверждать, что иконы существовали в христианстве с самого его начала, не имеет оснований. Кроме того, важно помнить о периоде иконоборчества, длившемся почти два столетия в восточном и западном христианстве, когда христиане серьезно задумывались над тем, вправе ли они иметь иконы и изображения.
В итоге, иконоборчество проиграло своё сражение и утратило свою силу, возродившись только с появлением протестантизма, который вернулся к библейскому христианству, основанному на Священном Писании, а не на церковных традициях. Что же говорит Священное Писание? В 20-й главе книги Исход перечислены 10 заповедей, и вторая из них гласит: