Только недавно, после гибели армии фараона в Чермном море, Израиль во главе с Мариамь прославлял Бога за дарованную победу. Там тоже были пляски. Но Иисус Навин не узнал в нынешнем шуме подобного торжества. Моисей же, более знакомый с языческим служением египтян, сразу признал в этом отступническое веселье. При этом, еврейское слово, переведенное как "играть" (Исх.32:6), имеет ряд значений от невинного до чувственного. В частности, это же слово употребляется в описании искушения Иосифа женой Потифара.
Исследователи прослеживают прямую связь современных джаз и рок танцев с древним египетским служением богу Осирису. Оно дошло до нас, сделав длинный путь во времени и в пространстве от древнего Египта через Судан и Западную Африку вместе с негритянскими рабами в Америку, где ими создавался уже современный джаз начала нашего столетия, преобразовавшийся во многие различные формы сегодня. Стоит ли, при этом, назвать вещи своими именами сказав, что всякое участие в танцах является идолопоклонством?
А как же Еврейские Пляски и Хороводы?
Точно так же, как служение живому Богу Яхве в Израиле отличалось от всех остальных видов служения богам языческих народов, так же отличались и танцы у евреев от прочих танцев того времени. Обратимся к Еврейской Энциклопедии за описанием традиционных еврейских плясок.
"...Моисеев закон никогда не делал пляску составной частью культа. Пляска, по-видимому, составляла лишь часть праздничных торжеств у простого народа; участие священников или других знатных особ в пляске считалось неприличным... В отличие от современных европейских танцев, мужчины и женщины танцевали отдельно. На торжествах обыкновенно девицы или женщины устраивали хороводы..." (ЕЭ т.12, с.589-590 Пляска).
"...В соответствии с таким характером танцев в рассматриваемую эпоху, они ничем не напоминали собой современных танцев, состоящих в ритмических грациозных телодвижениях танцующих пар. Будучи непосредственным выражением радостного настроения, танцы в эпоху Талмуда и средние века состояли из порывистых жестов и прыжков... Раввины энергично протестовали против вошедшего в моду обычая устраивать совместные танцы лиц обоего пола, так как это может повести к распущенности нравов..." (ЕЭ т.14, с.744 Танцы).
Самая большая уловка сатаны
Что произойдет, если совершить проповедь до Субботней Школы, спеть два общих псалма в начале, закончить служение пением хора или отказаться от общего пения вообще? Возможно ли, что Господь предписал нам определенный порядок поклонения Ему?
Давидов стиль богослужения (The Davidic Order of Woship)
Говоря о танцах мы не можем не обратить внимание на быстро умножающиеся церкви с такими именами, как "Благодать", "Голгофа"... В своем большинстве это неденоминационные нео-харизматические церкви. Общим признаком подобных церквей является особое музыкальное служение с использованием вокально-инструментальных ансамблей и пляской. Принесенная ими специфическая музыка в стиле "Хвалы и поклонения" быстро выходит за пределы этих церквей и легко покоряет поющих христиан всех деноминаций. Богослужения в этих церквах переполнены молодежью. Изучение Библии, миссионерская работа, домашние церкви и кружки, неподдельная любовь, совершающие чудеса - все, похоже, свидетельствует о том, что именно Святой Дух руководит этими людьми. Конечно, почти все они говорят на "иных" языках, но это не выставляется как необходимое условие. Ко всему прочему, они проповедуют скорое пришествие Христа и говорят о сбывающихся признаках этого. Суббота? да, конкретный день не так важен для них, и потому они с удовольствием проводят субботние служения для "мессианских евреев"... Принципы здоровья, десятина, закон - со всем этим они могут и согласиться; важно одно - стиль богослужения! Для них это доктрина.
Священник и Царь по чину Мелхиседека
Первое, что поражает в разговоре с защитниками подобного стиля богослужения, это то, что они называют Давида царем и священником по чину Мелхиседека, а Христос для них уже является таковым по чину не только Мелхиседека, но также и Давида. Подобное утверждение основывается на некоторых стихах Священного Писания, говорящих о том, что Давид носил ефод (1Цар. 23:9; 30:7; 2Цар. 6:14; 1Пар. 15:27). Считая, что ефодом мог пользоваться первосвященник, был сделан вывод, что Давид также исполнял роль не только царя, но и первосвященника при своей скинии. Некоторые могут даже сказать вам, что Христос является Царем и Первосвященником ПО ЧИНУ ДАВИДА и Мелхиседека...
Книга Деяний, Скиния и Престол Благодати
В 1965 году харизматический пастор из Калифорнии Давид Шох (Rev. David Schoch, Bethany Chapel, Long Beach, CA) на одной из встреч в Новой Зеландии проповедал о скинии Давида согласно Амос 9:11. Присутствовавший на встрече Кевин Коннер (Kevin J. Conner, Melbourne, Australia) заинтересовался этим и, найдя упоминание о восстановлении скинии Давида в Новом Завете: "Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее" (Деян. 15:16), обосновал новое учение о богослужении, которое вскоре было принято большинством церквей как прогрессивное и истинное. Суть нового учения сводится к следующему:
Давид установил новозаветное служение в ветхом завете тем, что он отказался от скинии Моисея и жертвенника, находившихся в то время в Гаваоне, и организовал служение в своей скинии перед ковчегом завета, крышка которого называется престолом благодати. Это было круглосуточное служение пения и пляски перед Престолом Благодати. Подобное служение совершалось до тех пор, пока Соломон не перенес ковчег завета в свой храм. Мы же, в новом завете, также являемся "царственным священством" и не нуждаемся в жертвоприношениях, но "приступаем с дерзновением к престолу благодати". Поэтому нам необходимо принять давидов стиль богослужения с песнями и плясками, о восстановлении которого говорится в вышеупомянутых текстах из Амоса и Деяний.
Святой Дух, Ватикан и Неденоминационные Церкви
Что же содержится в контексте этой новой формы служения? Кажется невероятным, но здесь католики и харизматы идут рука об руку уже не одно десятилетие. Еще в 1961 году Ватикан начал разрабатывать и внедрять программу взвращения молодежи в лоно Матери-Церкви. Эта программа развивалась по принципу, которым многие пользуются сегодня и в нашей церкви: говорить к молодежи на том языке, который нравится им. (Апостол Павел называет этот метод "подбором учителей, которые льстили бы их слуху".) А именно, тогда начали проводить концерты "христианской" рок музыки в соборах, проектировали современные храмы, которые больше походили на театры и концертные залы.
С другой стороны, харизматическое движение стало выходить за пределы Церкви Пятидесятников. Если до сих пор все "получившие духа" призывались выйти из своих церквей и присоединиться к одной из немногих деноминаций говорящих на "иных языках", то в середине шестидесятых харизматическая политика стала резко меняться в сторону "завоевания" существующих конфессий и создания новых "не-деноминационных" и "интер-деноминационных" церквей. Путь к этому был открыт опять таки Ватиканом, когда Иоанн XXIII становится первым харизматическим папой. Затем Джордж Карей (George Carey), "крещенный святым духом" в 1972 году, избирается Архиепископом Кентерберийским, главой Англиканской Церкви... Сегодня существует координационный орган харизматических лидеров мира, проводящий ежегодные конвенции, председателем которого является Кенон Майкл Харпер (Canon Michael Harper), англиканский харизматический лидер из Англии. Исполнительный коммитет состоит из лютеранина Ларри Кристенсона (Larry Christenson), католиков Тома Форреста (Tom Forrest) и Кима Коллинса (Kim Kollins), пятидесятника Винсона Синана и неденоминационного Крингсака Херонвонгсака (Kriengsak Chareonwongsak). Таким образом это объединяет три направления:
харизматов основных протестантских течений,
католических харизматов и
пятидесятников/неденоминационных.
Упомянутый Том Форрест, с 1984 года являющийся руководителем Международного Офиса Католического Харизматического Обновления (ICCRO) в Риме, с благословения папы Иоанна Павла II организовал движение под названием "Евангелизация 2000", которое включает в себя музыкальное служение "хвалы и поклонения" таких харизматических авторов, как Джон Уимбер (John Wimber) и Джек Хейфорд (Jack Hayford)...
Все большее число церквей стало обращаться к новому методу служения - "празднованию", при котором большая часть служения отводится пению специальных песен в стиле "хвалы и поклонения" (Praise and Woship), с пляской, тамбуринами и в сопровождении рок-группы.
Опровержение доктрины празднования
В Откр. 16:13-14 упоминается о трех нечистых духах, творящих знамения. Адвентистская Церковь истолковывает их как тройственный союз католицизма, отступившего протестантизма и восточного оккультизма. Не стараясь подвергнуть сомнению это истолкование мне хотелось бы указать на нео-харизматическое движение, в котором сегодня присутствуют все перечисленные соствляющие, как на возможное исполнение этого пророчества. Объединяющим фактором в этом движении являются не столько иные языки и чудеса, сколько "знамение" харизматической евангелизации с непременным пением "хвалы и поклонения", пляской и поднятыми к небу руками.
Был ли Давид священником?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, что слово "ефод" в Священном Писании может по крайней мере три различные вещи:
короткая верхняя одежда первосвященника из цветной и белой шерсти и золота (Исх. 28:6-7), к которому прикреплялся нарамник с уримом и тумимом и наперсник с 12-ю камнями, который сам иногда назывался ефодом (Суд. 8:27; 17:5; 1Цар. 21:9; Ос. 3:4);
шерстяная верхняя одежда священников (1Цар. 2:28)
льняная верхняя одежда всех левитов, в том числе и священников, которую иногда носил и Давид (1Цар. 22:18, 2Цар. 6:14).
Говоря о том, что хор Давида состоял только из левитов, можно предположить, что льняной ефод служил чем-то вроде хоровой униформы. Не будучи левитом, но являясь руководителем хора, Давид также одел льняной ефод. С другой стороны, льняная одежда для простых евреев служила в качестве нательного белья, вследствие чего Мелхола расценила такое одеяние царя как если бы он обнажился (2Цар. 6:20).
После того, как Давид увидел поражение священников вследствие незначительного нарушения по отношению к ковчегу завета (2Цар. 6:7), он настолько испугался, что даже отказался от мысли возвращения ковчега на свое место. Мог ли он короткое время спустя, даже увидев те благословения, которые Аведдар от пребывания у него ковчега, решиться на еще большее святотатство - одеть себя в одежды первосвященника и совершать служение, на которое имели право лишь особый класс людей в Израиле? Мы нигде не находим даже малейшего намека на это.
Дом Божий в Галгале
Говоря о богослужении Давида мы должны обратить внимание, что для него "жилищем Господним" все же оставалась скиния Моисея в Гаваоне, в то время как скиния Давидова была только местом для ковчега (1Пар. 16:37-39; 21:29; 22:1). Таким образом мы не можем говорить о новом порядке богослужения вообще. Практически, весь смысл переноса ковчега завета в город Давидов состоял даже не в идее поклонения Богу, а в желании дополнительных благословений себе (2Цар. 6:12).
Рок в словах и мелодии
Вся, казалось бы, стройная система служения празднования, которая действительно привлекает много молодых людей, делает из них ревностных миссионеров и любящих христиан, в действительности поднимает целый ряд неудобных вопросов, среди которых немаловажен вопрос выбора музыки. Можно ли сравнивать псалмы Давида с харизматическими песнями "хвалы и поклонения"? Ритм рока и повторяющиеся короткие фразы песен приводят к ослаблению мыслительных способнстей человека, делают его рабом чувств и эмоций. Во время таких служений оказываются неуместными глубокие доктринальные проповеди. Несмотря на то, что в песнях "хвалы и пклонения" используются чисто евангельские слова, но дьявол, цитировавший Слово Божье даже искушая Иисуса Христа, с еще большим успехом использует его для искушения современной молодежи.
Далее мы сможем более подробно и обоснованно рассмотреть пагубное влияние служения празднования, песен "хвалы и поклонения" и рок музыки на восприятие истины.
По плодам их узнавайте их?
Самым большим аргументом в пользу современного харизматического движения является проявление христианской любви и миссионерской активности. Вы часто услышите фразу "по плодам их узнавайте их", когда попытаетесь сравнить учение пляшущих харизматов с догматами адвентистов. При этом все кажется говорит не в пользу последних.
Но можем ли мы определять истинность какого-либо вероучения по плодам его последователей? Ведь среди каждой, как истинной так и ложной, церкви можно найти и имеющих настоящие плоды Духа, и не имеющих их. Как же сравнивать эти учения в таком случае? У кого больше плодов? Как их подсчитать? Очевидно, по плодам мы можем сравнивать только последователей одного вероучения. Сами же вероучения должны проверяться по другому, не менее важному принципу: "если они не говорят, как это слово, то нет в них света" (Ис. 8:20). И тут-то нам не составляет большого труда найти истину, потому что "какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?" (2Кор. 6:14).
И действительно, сатана принимает вид ангела света и фальсифицирует все, в том числе и любовь, которая может любить абсолютно все, но только не библейское обличение харизмы, в которой так искуссно переплелись евангельские слова и оккультные мистические действия при совршении чудес, изгнание всего бесовского и рок музыка, проповедь "полного евангелия" и католическое служение Деве Марии... Какие еще "плоды" нужны для того, чтобы нам согласиться буквально плясать вместе с ними и под их дудку?
Для размышления:
"То, что вы описали... Господь показал мне, что оно будет иметь место непосредственно перед закрытием времени благодати. Все недостойное будет проявлено. Будут выкрики, сопровождаемые барабанами, музыкой и танцами. Чувства разумных существ окажутся в таком замешательстве, что им нельзя будет доверять в принятии правильных решений. И это называется движением Святого Духа.
Святой Дух никогда не проявляет себя подобным образом, в таком беспорядочном шуме. Это изобретение сатаны, чтобы прикрыть свои хитрые методы для того, чтобы лишить всякого эффекта чистую, возвышенную, облагораживающую, освящающую истину для этого времени... Участвующие в предполагаемом возрождении получают впечатление, которое уводит их в сторону. Они уже не могут говорить о том, что они раньше знали относительно Библейских принципов.
Никой поддержки не должно быть предоставлено подобного рода богослужениям" (ЕГУ, Избранные Вести, т.2, с.36).
Посади его за стол, а он и ноги на стол
Летом 1991 года в бюллетене пятидесятническо/харизматического движения "Таймлайнс" появилась публикация "Пятидесятническое обновление среди адвентистов седьмого дня". В статье говорится о пасторах Давиде Шнайдере (David Snyder, Milwaukie, OR) и Дане Симпсоне (Dan Simpson, Colton, CA), которые обновили свои общины по типу пятидесятнических. "Успех этих общин очевидно побудил некоторых церковных руководителей поддержать пятидесятническое движение внутри церкви настолько, что к концу лета 1989 года Генеральная Конференция стала посылать пасторов в церковь Шнайдера для обучения новым концепциям и программам богослужения'. К февралю 1990 года церкви Адвентистов Седьмого Дня по всем Соединенным Штатам стали переходить на новый стиль богослужения, который некоторые назвали `представлением'."
Иногда мы склонны оправдывать себя тем, что перенимая некоторые идеи от других церквей, мы внимательно выбираем только то, что соответствует нашему пониманию истины. Подходя к этому вопросу с библейской позиции духовного прелюбодеяния, не изобретаем ли мы своего рода духовный "безопасный секс"? Насколько далеко мы можем зайти и где гарантия того, что мы "вовремя" остановимся?
Насколько вероятно, что пляска, танцы, различные виды харизматической и светской музыки могут отвлечь нас от истины и погубить?
"Те, кто не желают впасть в сатанинскую ловушку, должны тщательно оберегать пути к своей душе; они должны избегать чтения, наблюдения или слушания того, что наводило бы на нечистые мысли. Разум не должен беспечно блуждать по каждой теме, которую может предложить враг души. Сердце должно быть надежно охраняемо, иначе помимо вашей воли зло пробудит зло внутри, и душа начнет блуждать во тьме. `Препоясавши чресла ума вашего, - писал Петр, - бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа;.. не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках' (1Пет. 1:13-15)" (ЕГУ, ДА, с.518).
Харизма входит в Адвентизм
Так или иначе дьявол пытается войти в Церковь Божью, "чтобы прельстить, если возможно, и избранных". Делает ли он это через влияние харизматического движения извне, или через принявших заблуждение братьев и сестер по вере, или непосредственно обольщая музыкальными и танцевальными "прелестями", все это он делает с единственной целью - отвлечь взоры людей от спасающей истины Слова Божьего.
Сегодня нам предстоит рассмотреть основные мотивы, почему харизматический стиль богослужения, включающий в себя элементы танца, равно как и непосредственно танцы и танцевальная музыка НЕ ДОЛЖНЫ приниматься адвентистской молодежью. Конечно, в таком кратком семинаре невозможно представить все свидетельства и результаты исследований вреда танцев и определенных видов музыки на духовную и физическую жизнь человека. Но пусть это послужит для вас отправной точкой в ваших духовных исканиях.
Песни "хвалы и поклонения"
Все чаще и чаще звучат подобные песни на молодежных программах, во время евангельских кампаний и даже на богослужениях. У них яркие, легко запоминающиеся слова, легкая мелодия и зажигающий настрой. Такие песни быстро захватывают аудиторию. В чем же их успех?
Не все готовы сразу согласиться с тем, что этот стиль музыки является подвидом рока. Что может быть общего у этой, явно "святой" мелодии с дьявольским битом и мистическими звуками тяжелого и металлического рока? Что плохого в простых, повторяющихся фразах песни? Но именно присутствующий бит и синкопальная мелодия делает эту музыку роком. Повторяющиеся слова, подкрепленные соответствующей музыкой, обладают определенным гипнотическим влиянием на мозг человека. И первым, самым заметным проявлением этого влияния является то, как одинаково всех слушателей и исполнителей песен "хвалы и поклонения" тянет на плавное покачивание из стороны в сторону, так и хочется хотя бы немного поднять руки кверху и закрыв глаза, "поддаться влиянию Святого Духа". Можно сказать, что "установка" на такое состояние закодирована в музыке и словах этих песен.
Последствия принятия этого стиля
Интересно, что влияние харизматических песен и танцев распространяется не только на поведение христианина, но даже и на тему проповедей в церкви. Большинство песен "хвалы и поклонения" прославляют Иисуса Христа как Царя царей и Господа господствующих, совершившего наше спасение. Но согласно Откр. 11:15 это произойдет только во время седьмой трубы, т.е. это еще в будущем, а пока князем этого мира является сатана (Лук. 4:6). Конечно, для меня лично Иисус уже может быть Царем царей, но такая "торопливость" в определении событий приводит к более печальным последствиям. Дело в том, что сегодня, согласно учения Церкви АСД, мы живем во время следственного суда. А это совершенно не подходящее время для празднования. Это как раз то время, когда в Израиле смолкали звуки музыкальных инструментов и восклицания танцующих. И не удивительно, что в "празднующих" церквах сегодня практически уже не звучит трехангельская весть, ведь она попросту несовместима с вестью песен "хвалы и поклонения". Действительно, как предсказывала Елена Уайт, "участвующие в предполагаемом возрождении получают впечатление, которое уводит их в сторону. Они уже не могут говорить о том, что они раньше знали относительно Библейских принципов" (2ИВ36). А это уже серьезно!
Но это все же приводит больше людей ко Христу, не так ли?
И да, и нет. Верно, что большее число людей приходит в церковь. Но не получается ли у нас, как говорил Христос: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас" (Матф. 23:15). Может быть мы на самом деле соблазняем те искренние души, которые действительно ищут спасения во Христе, а остальные - это те, кто пришли только лишь потому, что нашли себе "учителей, которые льстят их слуху" (2Тим. 4:3).
Поговорим о музыке
Невозможно рассматривать танцы в отрыве от музыки, хотя тема христианской музыки еще более сложна, чем тема танцев. В этой краткой части хочется только обратить внимание на самые важные моменты влияния музыки на жизнь христианина. Джон Стилл (John W. Styll) однажды сказал: "Совершенно ясно, что существует разница между между `христианской музыкой' музыкой для христиан'." Мы должны сделать правильный выбор.
Музыка - это драгоценный дар
"Музыка была создана, чтобы служить святой цели, направлять мысли к тому, что чисто, благородно и возвышенно, и пробуждать в душе человека преданность и благодарение Богу. Какая огромная разница между применением музыки в древности и той, далеко неблагородной целью, какой она нередко служит сегодня!.. Любовь к музыки приводит неосторожных и неопытных в общество мирских людей, собирающихся для увеселений, куда Бог Своим детям запретил ходить. Таким образом то, что является великим благословением если правильно используется, становится одним из самых дественных орудий, посредством которого сатана отвлекает разум человека от его христианского долга и стремления к вечности" (ЕГУ, ВДМ 293).
В то же время средства массовой информации настолько пресытили нас диетой танцевальной музыки, что все остальное кажется нам бледным и безвкусным. В результате большинство композиторов и исполнителей среди адвентистов седьмого дня облекают всю евангельскую музыку в какого-либо рода танцевальный бит. И хотя имеются более "осторожные" и "консервативные" группы, но общий уровень составляет какой-то безвкусный гибрид танцевальных стилей, таких как вальс, свинг, кантри, вестерн, легкии и народный рок... Некоторые пытаются найти оправдание этому, но очевидно, что эти группы используют модели, чьи цели не совместимы с христианскими принципами.
Сила музыки
Возможно самым важным моментом в научном исследовании музыки было открытие, что музыка воспринимается через таламус, а не через главный мозг, в обход умственного контроля ситуации. Таким образом, эмоции и чувства могут стимулироваться напрямую из внешнего мира посредством определенных элементов музыки. Психиатр Эдуард Подольский говорит, что "исследования слуховых нервов показывают, что врядли имеется такая функция тела, на которую не влияли бы пульсации и гармонические комбинации музыкальных тонов" (Э. Подольский, Музыка для вашего здоровья, Нью Йорк, 1945).
Вот краткий перечень функций и органов, на которые музыка имеет непосредственное влияние помимо нашей воли: настроение, активность мозга, химический состав крови и тела, частота пульса и дыхания, психогальванический рефлекс кожи, слух, автономная нервная система, уровень секрета тироидных желез, выработка адреналина, уровень метаболизма, секреция половых гормонов, "включение" чувства страха, ярости и других чувств непосредственно через таламус, работоспособность мышц, давление крови, пищеварение желудка... (согласно статьи Ллойда Лено "Сила музыки").
Франк Заппа (Frank Zappa), один из высокообразованных рок музыкантов, заявляет: "Методов воздействия звуков на организм человека мириады. Громкие звуки и яркие огни сегодня являются потрясающим средством внушения... Если правильный бит заставляет вас топать ногой, тогда какой бит заставляет вас сжать кулак и ударить?"
Гипноз рока
Слова, которые мы часто слышим и повторяем оказывают определенное влияние на наш выбор впоследствии. Именно на этом построена реклама, которая призвана руководить нашим выбором. "Сколько различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения" (1Кор. 14:10). Конечно, имена собственные, произведенные от определенных слов, теряют свою смысловую силу в другом языке, и потому нам трудно оценить следующую информацию, но все же... Знаете ли вы происхождение слова джаз?
Словарь Уебстера определяет: "Jazz, на креольском диалекте jass - сексуальный термин, применяемый к танцам Конго (Новый Орлеан): современное употребление идет из Чикаго ок. 1914, но несколько ранее употреблялось в том же смысле в преступных районах Нового Орлеана" (Webster's New World Dictionary) Слово jass было тем "словом из четырех букв", которое было обычным в Ново-Орлеанских борделях и позже стало общим жаргонным выражением для многих частей Америки, обозначающим половой акт. Развитие джаза породило множество разных стилей, и для каждого танца имеется описательный термин; большинство из них, подобно самому слову "jazz" несут определенное сексуальное значение: Squart, Grind, Fishtail и т.п. Рок, который в сущности является смесью негритянских ритмов и блюзов с западной кантри музыкой, получил свое название с легкой подачи диск жокея Аллана Фрида (Allan Freed). Рок-н-ролл - это выражение половой связи, которое Аллан позаимствовал из гетто. Таким образом, одно только название стиля уже определяет ориентацию слушателя.
Что же делает рок музыку способной так управлять организмом и разумом человека? Помимо ее происхождения, первостепенную роль в музыке играет ритм, а точнее его вид и колличество. В музыке, которую мы рассматривали в нашем семинаре, ритм, во-первых, всегда ДОМИНИРУЕТ, то есть он всегда важнее самой мелодии. Во-вторых, ПОВТОРЕНИЕ бита и рисунка музыки является предпочтительным. В третьих, доминирующей и отличительной характеристикой ритма является СИНКОПАЦИЯ.
Синкопацию можно определить как акцентирование обычно слабой доли бита. В обычной музыке стабильность и упорядоченность чувствуется в первую очередь по причине акцентирования первой части такта. Такая музыка называется психологически и физиологически нормальной. Конечно, как жизнь, так и музыка требуют разнообразия и сюрпризов, но это не должно становиться постоянным. Сдвиг акцентирования в бите вызывает нарушения и стрессовое состояние как в психологии, так и в физиологии слушателя.
Немаловажную роль играют короткие, часто повторяющиеся фразы, которые несут очень слабую смысловую нагрузку, а подчас и не имеют логической связи вообще. Это имеет гипнотическое действие, сравнимое с упражнениями аутотреннинга и песнями "харе кришна".
Итак, танцуют ли адвентисты?
Подведем итог. Во-первых, практически все танцы сексуальны, что развивает нездоровое воображение, а значит, согласно Матф. 5:28, даже простое наблюдение балета или других видов танца способно привести нас к нарушению седьмой заповеди. Во-вторых, большинство танцев берут свое начало среди ритуальных религиозных плясок различных языческих народов, и это невольно делает танцующего соучастником идолослужения. И наконец, что самое важное, танцы оказывают непосредственное влияние на важные центры головного мозга помимо воли танцующего; таким образом люди автоматически предоставляют свои разум и тело в распоряжение высшей силы, которая никак не является божественной.
Так танцуют ли адвентисты? Возможно некоторые, называющие себя адвентистами и позволяют себе танцевать, но истинные последователи Христа, "представившие свои тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения" (Рим. 12:1) этого делать не могут, "потому что Бог производит в них и хотение и действие по Своему благоволению" (Флп. 2:13).
Для размышления:
"Давайте не будем спорить над линией, разделяющей божественное от мирского; давайте создадим большую пропасть между одним и другим." - Бил Готард (Bill Gothard)
Благословений!
Василий Юнак