Отвечает
Василий Юнак
Почему Христос праздновал пасху на день раньше?

Знакомый иудей задал интересный вопрос: "почему Иисус Христос праздновал Пасху на день раньше иудеев?

Спрашивает
Павел

Приветствую Павел!

Насколько я знаю (может быть, что-то неверно), в тот год (распятия Иисуса) иудеи праздновали Пасху в субботу, Тайная Вечеря была в четверг вечером (и поэтому относилась к пятнице, т.к. день у евреев был с вечера), в ночь на пятницу Иисуса Христа схватили, осуждение и распятие было в пятницу, и в пятницу перед вечером (и, соответственно, перед субботой) он был похоронен.

Что ответить задавшему вопрос?

Вот что я нашел в Новом Завете по этому поводу:

17В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?
Мф. 26:17
12 В первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
Мк. 14:12
1Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
...
7Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца.
8И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
9Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
Лк. 22:1,7-9

Из 3-х первых Евангелий кажется очевидным, что Иисус праздновал Свою последнюю Пасху - вечером 14 нисана, в таком случае день Его смерти приходится на 15 нисана, или в самый день Пасхи. Но вряд ли евреи могли схватить, допрашивать и выдать схваченного в святую пасхальную ночь; также трудно представить себе совершение казни в такой великий день. Это место синоптиков пополняется Евангелием от Иоанна, согласно которому день смерти Иисуса совпадает с пятницей 14 нисана - день приготовления Пасхи (Ин. 19:14) или кануном пасхальной вечери, с чем также согласуется место Ин. 18:28 , а именно: евреи не желали войти в преторию, чтобы не оскверниться от общения с язычниками и этим лишить себя права участвовать во вкушении пасхального агнца. Следующий день, т.е. 15 нисана, был великим субботним днём (по Ин. 19:31), ибо он не только являлся обычною субботою, но также первым из семи праздничных дней опресноков. В этот день Господь покоился во гробе, а на следующий день, 16 нисана, когда начаток жатвы вносился в храм, Господь воскрес из мёртвых, первенец (начаток) из умерших (1 Кор. 15:20).

Существует следующее объяснение этого. Спаситель ел пасхального агнца в четверг, 13 нисана. Сам же истинный Пасхальный Агнец был принесён в жертву 14 нисана. Места, указывающие на то, что Спаситель должен был поспешить со вкушением пасхального агнца, находим в Мат. 26:18, Лук. 22:15. (Эрик Нюстрем, Библейский Словарь, Торонто 1980, стр. 311, ст. Пасха).

Комментаторы Библии по-разному толкуют подобную ситуацию. Есть критические школы, которые могут допустить и погрешности в описаниях, есть и те, кто пытается придумать самые разные объяснения, типа того, что Христос желал отпраздновать Пасху раньше, потому что Он знал, что не сможет праздновать ее со всеми вместе. Но все эти истолкования имеют множество трудностей. Спаситель не мог есть Пасхального агнца раньше времени, так как к тому времени ягненка закалали только в Храме. Поэтому есть несколько других истолкований, подразумевающих, что в то время было несколько групп, классов или сект среди иудейского народа, которые праздновали Пасху в разное время, и в частности, в год распятия Христа это празднование разнилось в один день. Я приведу три таких возможных объяснения из различных источников.

Со времени вавилонского пленения у евреев было двойное исчисление Пасхи и прочих праздников, сдвинутое на один день. Простонародное и официальное. Вот в чем заключалась проблема: на каждое новолуние трубили трубы, извещая наступление нового месяца. Далеко не всегда, из-за погодных условий, можно было с точностью определить, какой день был новолунием. Потому люди извещались звуком трубы. Но порой из-за расстояния или по другим причинам этот сигнал доходил с опозданием на сутки в отдельные местности. Это - начало проблемы. Затем мы видим евреев разделенных - большая часть уведены в плен в Вавилон, и маленькая группа осталась в разрушенном Иерусалиме. Большое расстояние, почти нет общения, да и разница в расстоянии может вносила некоторые визуальные поправки при наблюдении луны.

Лунно-солнечный календарь, которым пользовались евреи, и согласно которого исчисляется время празднования Пасхи и сегодня, более сложный в исчислениях, чем солнечный. Так как лунный год примерно на 11 дней (точнее на 10 дней и 21,2 часа) короче солнечного, то с определённой периодичностью в 19-летних циклах добавлялся високосный месяц - 13-й, называемый Второй Адар. Опять таки, лунный месяц заключает в себе 29 1/2 дня (точнее 29 дней и 12,8 часа), поэтому длительность месяца колебалась между 29 и 30 дней. При этом начало месяца устанавливалось методом наблюдения. В тех случаях, когда новолуние происходило только под утро, возможен был сдвиг начала месяца на целый день. День у евреев начинается с вечера, т.е. с захода солнца. Но это было не всегда. Во время вавилонского пленения евреи переняли вавилонский обычай считать день с утра. Возвратившись из плена, они вновь вернулись к прежнему время исчислению. Но среди народа существовало разногласие по этому поводу (По статье "Календарь", Еврейская Энциклопедия, Брокгауз-Ефрон 1909, т.9 стр.138-155).

Кумранские находки рукописей на берегу Мертвого моря принесли нам целый ряд книг иудейской секты ессеев времен Христа. В частности, "Книга Юбилеев" утверждает, что ессеи придерживались другого календаря, при котором Пасха всегда выпадала на один и тот же день недели, в то время, как фарисеи вычисляли Пасху по фазам луны. Община ессеев была наиболее многочисленна в Галилее, откуда был Христос и большинство его учеников. Поэтому для Иисуса было естественным отпраздновать Пасху по галлилейскому обычаю вместе с ессеями на день раньше официального праздника (Robert G. Hoerber: "Jesus et le calendrier de Qumran," New Testament Studies, vol 7, 1960, pp. 1-30).

Еще другие исследования показывают, что консервативные фарисеи и другие консервативные секты обычно старались буквально исполнять все написанное в законе, и праздновали Пасху тогда, когда она выпадала. В то же время, более либеральные Боэтизанские садуккеи и подобные им секты толковали "церемониальные субботы" (Лев 23:11) как обычные еженедельные субботы, и потому всегда поправляли календарь так, чтобы семь праздничных "суббот" всегда попадали на еженедельные субботы (по SDA Bible Commentary, vol 5, additional notes to Mat. 26).

По всем выше названным причинам, было вполне естественно разногласие в календаре на один день среди народа. Такое могло случиться и во дни Христа, чем Он мог и воспользоваться, отпраздновав Пасху на день раньше с теми, кто придерживался другого исчисления месяца, с тем, чтобы Он вообще имел возможность праздновать её, зная, что Ему надлежит быть преданным на Пасху. На это, в частности, указывают слова Христа:

и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
Лк. 22:15

Этим и воспользовался Иисус. Дело в том, что совпадение праздника Пасхи и субботы - это важное событие. Обычно первый и восьмой день Пасхи - это "субботы", то есть дни отдыха. Когда праздничная суббота совпадала с еженедельной субботой, то она становилась "субботой великой". Как истинный Пасхальный Агнец, Христос должен был быть заклан в вечер начала Пасхи, 14 дня месяца Нисана. Мы это как раз и находим, что иудеи торопились покончить с распятием, чтобы успеть к началу праздника - Христос умер на заходе солнца и ягненка закалали на заходе солнца. Потому и явилась легенда (а может это и реальная ситуация), что пасхальный ягненок убежал из рук священника в храме в тот момент, когда Христос сказал "Совершилось". В тот год Пасха была натуральная - с пролитием крови Настоящего Агнца. Затем, после Пасхи, с 15-го Нисана начинался семидневный праздник опресноков, то есть, время без квасных продуктов во всех пределах израильских. Второй день этого праздника, 16-го Нисана, который в данном случае выпадал на первый день недели, приносился первый сноп нового урожая - сноп потрясения. Воскресший Христос являлся этим же "первым снопом" от воскресших и искупленных. Христос хотел праздновать Пасху со Своими учениками, чтобы установить в это время новый обряд вместо исполняющегося, а следовательно, теперь уже и не нужного иудейского праздника.

Вы помните, что говоря о Законе, Христос в Мф. 5:17,18 показал, что закон имеет силу до тех пор, пока он не исполнится. Пасха исполнилась тогда, когда символ встретился с реальностью - ягненок, указывавший на Мессию был заменен реальным Мессией. Так что для того, чтобы больше не говорить о будущем во время Пасхи, Христос установил новый праздник, напоминающий о прошлом - вечерю Господню. Так что двойное исчисление календаря позволило Христу, так сказать, "убить два зайца" - и установить новую Пасху, и вовремя умереть в день официальной Пасхи.

Благословений!

2
Похожие вопросы
Мир вам, Алина! Начну со второго вопроса, надо ли праздновать Рождество христианам. Ну самый простой напрашивающийся ответ - если не христианам, то кому же это событие праздновать?)) Иудеи многие события своей истории отмечали праздниками и продолжают отмечать по сей день - Суккот, Ханука, Йом - Ки... Читать далее
0
Церковные праздникиоколо 1 месяца назад
Отвечает
Виталий Колесник
Крашенные яйца и куличи - это языческие символы?

То есть, на Пасху нельзя красить яйца?

Спрашивает
Анна
Здравствуйте, Анна! Скажем так, что в Писании мы не находим повеления о том, чтобы красить яйца и делать сладкие куличи на Пасху. В Писание сказано: После того, как Христос принес себя в жертву, мы уже не закалываем пасхального агнца, но используем в качестве пасхи хлеб, который не был замешан на дрожжах, то есть не был заквашен, не бродил, так как брожение в Библии ассоциируется с грехом. Писание говорит, что:... Читать далее
2
Отвечает
Василий Юнак
Празник пасхи - это воскресенье Христа, неужели правитель римский уже отмечал празник пасхи?

У меня много вопросов по библии, но ни на один мне не могут ответить пример. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Как так праздник пасхи это воскресенье христа, правитель римский уже отмечал праздник пасхи. У евреев нету пасхи , есть песах  когда бог даровал манну, хочу услышать почему такое не соответствие и их много в библии.

Спрашивает
Валерий
Приветствую Вас, Брат Валерий! Во-первых, манна была дана вовсе не на "песах", как Вы пишете. Это было повседневная пища для евреев, путешествующих в пустыне. Манна была дана народу через месяц после выхода из Египта, то есть через месяц после праздника "песах". Об этом можно прочитать в книге Исхо... Читать далее
2
Приветствую вас. Разница в датах Великого Поста и Пасхи между Армянской Апостольской Церковью и Русской Православной Церковью происходит по причине разного принятия реформы календаря. Я полагаю, что вы слышали о том, что наш нынешний, так называемый, Григорианский календарь сменил в своё время стар... Читать далее
2
Отвечает
Игорь
Рождество. Шокирующая правда.

Я слышал, что Рождество имеет много языческих традиций. Что именно в празднике из язычества?

Спрашивает
Василий
Уважаемый Василий! Кристина Хоул в книге "Рождество и его обычаи" пишет: «Многие из дорогих нашему сердцу традиций глубоко уходят корнями в языческое прошлое. И рождественские празднества, когда они были впервые официально установлены, совпадали по дате с древними праздниками возрождения солнца в ... Читать далее
2
Отвечает
Василий Юнак
Священный огонь на Пасху.

Мне хотелось бы знать Ваше мнение относительно Святого Иерусалимского Огня! Что это- обман или что-то еще? Вопрос как Вы понимаете приурочен к Православной Пасхе и огонь этот обещают впервые доставить в Москву.

Спрашивает
Сергей
Приветствую Сергей! Священное Писание говорит о чудесном появлении огня в различное время и в различных местах. Однако, если мы проанализируем все библейские чудеса, то обнаружим, что каждое чудо имеет определенную цель, и не делается просто ради предоставления чуда или удивления людей. Также, Свящ... Читать далее
1
Отвечает
Олег Замигайло
А разве волхвы пришли в тот же самый день, когда родился Иисус? Вы что-то явно напутали! И разве язычники это пример для христиан! А как сам Иисус и апостолы отмечали Рождество? Где указания?

Вот ваше утверждение о Рождестве: святая ночь со знамениями на небе, ангелы, волхвы с подарками... Если ЯЗЫЧЕСКИЕ мудрецы-звездочеты не поленились прийти через всю Аравию на поклонение, то думаю и нам, современным христианам, не помешает раз в год отметить это событие радостным праздником.

Спрашивает
Игорь
Шалом, Игорь! По пунктам: Когда пришли волхвы. Есть три основные версии. Так раннехристианские авторы утверждают, что поклонение волхвов про­изошло сразу вслед за рождением Иисуса. Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду... Читать далее
1
Отвечает
Максим Балаклицкий
Здравствуйте Галина! Эта традиция НЕ основана на Библии. Ветвями деревьев евреи украшали шатры, в которых жили во время праздника Кущей (т.е. палаток) (Лев.23:40). Ветви деревьев люди стелили под ноги осла, на котором Христос въезжал в Иерусалим (Мф. 21:8). Но идеи, что в какой-то ситуации Бог... Читать далее
1
Отвечает
Сергей Телемонов
Как праздновать Рождество?

Спрашивает
Ярослава
Расскажу вам сегодня о 4 видах Рождества, которые празднуют современные украинцы. 1️⃣ Рождество светское. Набирает популярность в нашей стране. С ним поздравляют даже те, кто считает себя атеистами. Особенно модным становится Рождество именно 25 декабря, ведь перенос праздника с 7 января стал част... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Как сказать ребенку, что Николая нет?

Как, по-вашему, сказать ребенку, что Николая нет и это не он приносит всем подарки? Мы живем в кругу греко-католиков, где все это соблюдают, дети друг друга спрашивают, письма пишут. А я как раз на пути к смене церкви, но оставить детей без подарков, когда прошлые годы они их получали, не знаю, что и придумать. Старшему 5 лет, меньший еще не понимает, ему 2. Ну, и муж тоже «за Николая».

Спрашивает
Людмила
На самом деле детям не столь важно, кто приносит подарки, лишь бы они были. Имею тоже 2-ех детей, которые всегда с самого детства знали, что ни Деда Мороза, ни Святого Николая нет. Сначала мне было как-то неловко, были такие мысли, что я у детей отнимаю сказку, частичку детства. 🤔 Потом понял, что... Читать далее
2