Дорогая Сестра Ирина!
Я обнаружил, что очень многие люди стесняются говорить на темы финансов, особенно когда дело касается того, сколько и почему мы отдаем. Некоторые считают постыдным и унизительным задавать такие вопросы, и они готовы отдать даже больше, чем от них требуется, лишь бы кто не подумал о них, что они скряжничают или не доверяют кому-либо. И в то же время, эти люди с большим удовольствием воспринимают любую информацию о личных финансах, которая становится им доступной. Поэтому, не только я, но и многие другие будут благодарны Вам за поднятый вопрос - об отношении Библейской десятины к государственным налогам. Так что это вовсе не снобистский, а очень даже правильный и уместный вопрос.
Нечто подобное, правда из совершенно иных побуждений, фарисеи спрашивали у Иисуса Христа: "позволительно ли давать подать кесарю, или нет?" (Мф. 22:16-21). Ответ, который наш Господь дал им, сегодня используется как обоснование всех взаимоотношений между верующими людьми и государством: "итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". Если вопрос фарисеем можно было перефразировать, как: "стоит ли платить налоги государству, когда мы платим десятину Богу?", то Ваш вопрос выглядит прямо противоположно: "Стоит ли платить десятину Богу, когда мы платим налоги государству?" Но слова Иисуса Христа являются совершенным ответом на оба эти вопроса: "Одно другого не отменяет - Бог ожидает от нас Свою часть, а государство требует от нас свою часть."
Чтобы обосновать этот ответ, давайте кратко рассмотрим основные принципы десятины, как они представлены в Библии.
Господь установил две десятины: первая - святыня Господня (Лев. 27:30-32), а вторая - ваша десятина (Втор. 14:28,29).
Господь предупреждал, что царь взыщет еще одну десятину для себя (1Цар. 8:11,15,17).
Десятина Господня, которая есть святыня, должна идти только на содержание служителей Божьих и на проповедь Евангелия (Чис. 18:21, Неем. 12:44,45, Мал. 3:10, 1Кор. 9:13,14). Она приносилась в специальное место хранилища при Храме, откуда распределялась среди священников и левитов, как их плата за служение. Сегодня правильное использование этой десятины - приносить ее в церковную организацию, которая поставляет священнослужителей на служение и оплачивает им заработную плату, и которая организовывает и финансирует различные мероприятия по евангелизации мира.
Десятина для нуждающихся собиралась и использовалась для поддержки всех нуждающихся, сирот, пришельцев, левитов, а также употреблялась самими членами семьи для их участия во всеобщем празднике каждый третий год (Втор. 14:22-29). Эта десятина соответствует нынешним нашим пожертвованиям на всякие благотворительные цели и на содержание церкви (левиты содержали синагоги, в которых они совершали служение и обучали детей).
Вначале в древнем Израиле было Теократическое правление, то есть народом управлял Сам Бог при посредстве священнослужителей. Позже, когда Израиль решил избрать царя, то все государственные подати не заменили, а дополнили финансовое бремя, которое ложилось на плечи народа. И это понятно: служение в храме и проповедь продолжались и требовали определенного содержания; нищие, нуждающиеся, нужды синагог также по-прежнему требовали финансовой поддержки народа; государственный аппарат в первую очередь использовал налоги для себя, а уж затем остатки отдавал на социальные программы.
Таким образом, я вынужден сказать, что налоги не освобождают от десятин и пожертвований, а десятины и пожертвования не освобождают от налогов. Потому и я лично из своего скромного дохода приношу в церковь подчас до трети своего заработка, а организация, в которой я работаю, исправно удерживает из моей зарплаты все налоги и сборы, причитающиеся государству, и перечисляет их по месту назначения. При этом я лишаю себя и свою семью значительной части денег, но получаю неизмеримо больше благословений от Господа, которые Он обещал всякому, кто верен в своих финансовых обязательствах (Мал. 3:10-12).
Благословений!