Мир Вам, Роман!

Керигма Иисуса эсхатологична. По мнению христиан апостольского века, Иисус должен был явиться вновь еще при их жизни. Им просто не нужен был культ с перспективой на долгие века. А для поклонения вполне подходил еще не разрушенный Храм - там христиане поклонялись Богу и приносили жертвы (Деян.21:20 и дальше).

Необходимо не просто разобраться что иконопочитание - это плохо (или хорошо), сколько мы нуждаемся в объяснении, что почитания икон не было ни в ветхозаветные времена, ни в во времена ранней церкви.

А тем более, исторический Иисус был бесконечно далек от того, чтобы учить чему-то подобному.

Необходимо различать допасхальную и послепасхальную керигму.

Первая принадлежит непосредственно Иисусу, вторая - тем, кто проповедовал о Нем после Воскресения.

Они имеют принципиальные отличия – Иисус проповедовал о Царстве Божьем, где Он является Царем, Его последователи – о Нем Самом, воскресшем из мертвых.

После Пасхи акцент сменился – если Иисус говорил о исполнении чаяний иудеев – наступлении Царства YHWH, то Апостолы говорили о Царстве уже несколько в ином ключе.

Иисус своим воскресением начал новую эру в истории человечества, открыв путь к избавлению от власти греха и тлена. В этом допасхальная и послепасхальная проповедь во многом сходны по смыслу, если рассматривать их в самом общем виде.

Основной темой проповедей Христа было Царство Божие (или Царство Небесное). Эту тему Иисус принял от Иоанна Крестителя (Матф.3:2 и Матф.4:17, Мк. 1:15). О нем Иисус говорит в Нагорной проповеди – вспомните заповеди блаженства (Матф.5:3 и далее), учение о праведности, превосходящей праведность фарисеев и книжников (Матф.5:20) и Молитву Господню (Матф.6:10). Саму деятельность Иисуса (керигму, ни как содержание проповеди, а как акт) можно охарактеризовать как возвещение "Евангелия Царствия" (Мф. 4:23; 9:35), "благовествования Царствия Божия" (Лк. 4:43; 8:1; 16:16).

Наступление Царства должно произойти уже при жизни современников Иисуса. Оно уже наступает:

13Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Мф. 25:13
30Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет.
Мк. 13:30
2В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам.
3И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».
Ин. 14:2-3

Но Иисус обещает, что текущее состояние будет длиться недолго:

18Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
19Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
Ин. 14:18-19

Поэтому ученики Иисуса думали, что Пришествие состоится еще при их жизни.

Пока же Иисус не пришел, христиане приезжали для поклонения в Иерусалимский Храм:

10 Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело.
11Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения.
Деян. 24:10-11

Естественно, иудейские христиане ни так уж и многим отличались от последователей нормативного иудаизма. Во всяком случае, последователями новой мировой религии они себя не осознавали и сохраняли практически все практики иудаизма:

20Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона.
21А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям.
22Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел.
23 Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет.
24Взяв их, очистись с ними и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.
25А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда.
Деян. 21:20-25

Могло ли в такой ситуации существовать почитание икон? Если христианин приносил жертву Яхве по обету, то можно ли представить, что он затем совершал акт поклонения перед поклонным изображением?

Время шло, а Христос не возвращался. Люди устали ждать. Эсхатологический накал (ожидания Второго Пришествия) отошел на второй план. Когда же христианская церковь стала государственной, у неё появились вполне определенные политические интересы для реализации которых были необходимы более прагматичные культовые практики.

Одной из таких практик стало почитание икон. Иконопочитание представляет собой вполне завершенную форму отношений с объектом культа. Поклоняться иконе возможно в любое время и любую эпоху - не нужно никого невидимого ждать...

Вот в чем состоят отличия христианства тогда и христианства сегодня.

Благословений,

Виктор

3
Похожие вопросы
Здравствуйте, Саймон. Начнем с того, что определимся со значением слов "католический", "православный", "протестант". Я постараюсь использовать публичные источники, чтобы в тексте присутствовало минимум субъективной информации. Католицизм или католичество (от греч. католикос — всеобщий; впервые по ... Читать далее
1
Отвечает
Максим Балаклицкий
Уважаемая Екатерина! Поминание умерших Библией не поддерживается. Полагалось носить траур ограниченное время после похорон, а потом возвращаться к обычной жизни. Поминки восходят к языческим обычаям и вере в бессмертие души, которое противоречит Библии: Еккл. 9:5-6. Так что дата их совершения не... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Как объяснить такие чудеса, как исцеление больных иконам?

Как объяснить такие чудеса, как исцеление больных иконами, которые мироточат, а также тот факт, что тела некоторых праведников и святых долгое время не разлагаются после смерти?

Спрашивает
Евгений
Мир Вам, Евгений Все зависит от угла обзора. В этом можно найти чудо, а можно и не найти - если знать определенные факты. Разложение тела - это чудо? В почвах с определенным температурным режимом и химическим содержанием тела "мумифицируются". Потому сейчас мощи из Лавр находятся в пещерах. Если о... Читать далее
1
Мир Вам, Валентина! Здесь речь скорей идет о Евангелии и вере во Христа, нежели о религии в целом. Евангелие должно остаться таким же, внешние формы могут зависеть от культуры.Благословений Божьих, Виктор... Читать далее
1
Здравствуйте Яна! Вспомните, что само понятие секта не обидное! Например, во времена Иисуса Христа, в иудаизме существовало как минимум две секты: фарисеи и садукеи. Причем один из величайших апостолов не стеснялся заявлять о своей принадлежности к одной из этих сект Деян.23:6. Человек, который в н... Читать далее
1
Отвечает
Игорь
Кто такие пятидесятники?
Спрашивает
Наталья
Добрый день, Наталья! Для начала давайте узнаем вероучение пятидесятников, или ХВЕ (христиане веры евангельской). За этим мы обратимся на официальный сайт Российской Церкви ХВЕ: Вероучение Российской Церкви ХВЕ Мы, Российская Церковь христиан веры евангельской, созданная по провидению Бога, орган... Читать далее
3
Отвечает
Петр Рыбачек
Иконы, свечи... Свидетели Иеговы все так понятно объясняют. Я никак не могу решить на какую сторону встать.

Почему же в церкви священно служители не уделяют внимания народу проведут службу и на этом все? Я самостоятельно пыталась читать библию но многое совсем непонятно, я столкнулась со свидетелями Иеговы и не знаю теперь вообще где правда очень они уж все объясняют и так вроде бы правдоподобно, но я никак не могу решить на какую сторону встать. Хожу в церковь и не знаю как себя вести ведь в библии действительно ничего не говориться о иконах свечах и я несколько раз пыталась поговорить с батюшкой.

Спрашивает
Юлия
Здравствуйте, Юлия!! Ваш вопрос- это вопрос человека, который ищет истину. Ведь сегодня мир предлагает много увлечений и забот, только бы человек не задумывался бы о вечном, о Боге, о спасении. Да, действительно, Священное писание и содержит всю истину о Боге и о плане спасения для человека, на... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Нельзя ли как-то укрепиться, чтоб на век не усомниться больше?

Здравствуйте! Меня очень интересует и мучает вопрос религии. Я бы ужасно хотел верить, что есть Бог, жизнь после смерти и многое другое. Некоторые верующие говорят, а ты попроси дать тебе знак, доказать, что Бог есть, но, бывает, если мы все время думаем об одном, то нам это уже начинает казаться.. Все же, нету точных доказательств за и против. Говорят, нельзя доказать - есть Бог или нет, ты либо веришь, либо нет. Разве так? Нельзя ли как-то укрепиться, чтоб на век не усомниться больше? Спасибо.

Спрашивает
Илья
Мир Вам, Илья! В основе духовных убеждений человека все-таки должна быть именно вера. Безусловно, мы живет в высокотехнологичный век. Многие вещи исследуются и открываются новые технологии. Но отношения с Богом строятся на вере, как внутреннем состоянии. Весь парадокс веры в том, что два человека... Читать далее
1
Отвечает
Александр Дулгер
Любая наука строит свою систему знания на определённых аксиомах. Какие аксиомы есть в Библии?

Естествознание, например, подразумевает то, что мир существует в независимости от нашего знания о нём и является рационально познаваемым. Какие аксиомы можно выделить в Христианстве, основываясь на Библии? Я могу что-то понимать неправильно, если знаю не все аксиомы, от которых должен отталкиваться в тех и иных вопросах.

Спрашивает
Артем
Мир Вам, Артём! Насколько я знаю, в христианском вероучении есть аналогичные аксиомы: Творец существует вне зависимости от нашего знания о Нём. Бог Творец априори находится вне Своего творения, или превыше тварного мира, как и мы создавая ту или иную вещь. Соответственно Бог не может быть познан... Читать далее
2
Мир вам, Вячеслав! Приведу пример из Деяний Апостолов 2 главы:Дело не в хождении в Церковь. Речь идет о пребывании в Церкви как Теле Христовом. Эта Церковь - это не сам храм, собор или синагога - а общество людей, которые которые любят Бога и хотят исполнять Его заповеди. Молитесь, читайте Библию и ищите ответы. То что нравится. ... Читать далее
2