Приветствую Вас, Сестра Наташа!
Я внимательно прочитал Ваши аргументы и понимаю Вашу озабоченность. На многие из этих вопросов я уже отвечал раньше в моей рассылке, и значительная часть материалов имеется на сайте http://www.biblestudy.ru в частности в разделе "Полезная информация" и среди ответов на вопросы (хотя я все никак не упорядочу вопросы по темам и не дополню последние вопросы, потому там трудно искать нужную информацию).
Но сейчас я просто хочу процитировать Вам из Еврейской Энциклопедии (издание Брокгауз-Ефрон, том 7, статья "Душа", стр 396-409) некоторые выборочные моменты. Я очень уважаю непредвзятость Еврейской энциклопедии и охват ее библейской тематики. Можно было бы ссылаться на различных богословов и исследователей, но зачастую трудно оценить их верность и предвзятость, а комментарии чаще всего написаны в защиту тех или иных деноминационных воззрений. Я буду цитировать выборочно только потому, что статья довольно большая и ее нет в электронном варианте (все набираю сам). Сразу же оговорюсь, что я лично далеко не всегда согласен с представленным в Еврейской энциклопедии, но поскольку это авторитетный источник, то я не могу отказаться от него. В частности, Еврейская энциклопедия рассматривает эволюцию взглядов на учение о душе в иудаизме как положительный процесс, а я вижу в этом отступление от первоначальной истины и заимствование чуждых иудаизму идей из греческой философии и язычества. Но статья очень четко показывает, как понимали евреи учение Писания по этому поводу в то или иное время. При цитировании я опускаю еврейские слова и исправляю дореволюционную орфографию слов.
----------[начало цитаты]---------
Душа. - В Библии и апокрифах. - В Библии для понятия Д. имеются три обозначения: a) нефеш, b) руах, c) нешама. Из этих трех названий в Библии чаще всего встречается слово "нефеш"; впоследствии же стали более прибегать к терминам "руах" и "нешама". Значение последних многообразно и неустойчиво, так как в древности не существовало точного определения понятия Д. в физиологическом и психологическом отношениях. В особенности приходится сказать это относительно слова "нефеш", обнимающего в Библии весьма различные понятия. Оно изменялось вместе с переменою представлений древних о Д. Сначала "нефеш" обозначало всякое живое существо и употреблялось в связи со словом "хайя" (Быт. 1:20; 2:7 и др.), по отношению к человеку и животному. Вместе со словом "мет", или даже без него, оно означало, далее, мертвое человеческое тело (Лев. 19:28; 21:11; Чис. 6:6,9,13). Затем словом "нефеш" обозначали также личность, человеческий индивидуум. Помимо этого, оно употреблялось в смысле личных местоимений: "я", "ты", "тебе", "от меня" и т.д. (Ос. 9:4, Пс. 3:3; 56:7; Иов. 9:21 и т.д.). Это указывает на то, что древними семитами не сознавалось представление о Д., как об отдельном духовном существе (слово нефеш является общим для всех семитских языков, ср. арамейское - нафша, ассирийское - напишту, арабское - нефус и т.д.) *
* Слова "нефеш" и "нешама" буквально означают "дыхание" и соответствуют названию души в арийских языках, вроде греч. psyhe, pneuma, - дыхание, дуновение, латю anima, и являются отражением первобытного представления, отожествляющего Д., с процессом дыхания, как единственного видимого признака, отличающего живого человека (или животное) от мертвого. Так как при выдыхании ясно ощущается движение воздуха, т.е. нечто похожее на ветер, - то понятно также, почему первобытный человек отожествлял Д., с ветром, присвоив ей название "руах". - Весьма часто в Библии в смысле Д., употребляется слово "леб", (букв. сердце), особенно когда речь идет об интеллектуальных свойствах Д. или о душевных аффектах (см. ниже). Это произошло от того, что при аффектах человек ясно испытывает известные ощущения в области сердца от прилива крови к этому органу. ...
Душа (нефеш) означает в Библии также жизнь в чисто физиологическом смысле (Быт. 37:21; Втор. 12:23 и во многих других местах). Это вытекает из представления древних, что кровь содержит "нефеш" (Быт. 9:4, Лев. 17:14). В этом же смысле слово "нефеш" употребляется, когда идет речь о смерти, напр., испустить жизнь (или Д., Иер. 15:9). ... ... Таким образом сердце является "средоточием" всего человека, центральным очагом всей жизненной деятельности, носителем личного сознания вместе со способностью его самоопределения, местом образования всех самостоятельных его функций и состояний.
Дух (руах) представляет собой также источник душевной деятельности, но уже более духовного характера. ... ... В итоге получается, что "нефеш" выражает в большей части физиологические явления и примитивные аффекты души, сердце же определяет функции ума и высших чувствований, равно как и многие душевные движения, тогда как "руах" приближается больше всего к понятию интеллектуальных и чисто духовных функций души. ... ... Хотя Экклезиаст не всегда придерживается этой идеи, предполагая иногда, что между Д. человека и Д. животного нет разницы, и сомневаясь, действительно ли Д. человека (после смерти) возносится вверх (на небо), но во всяком случае видно, что представление о бессмертной Д. уже существовало в его время у евреев. ...
Подобное представление о Д. развивалось в иудаизме постепенно и не сразу было усвоено всеми. Бен-Сира его еще не знает; человеческая жизнь, а также дух, т.е. Д., прекращаются у него со смертью (17:22-27). "Премудрость Соломона" содержит, в противоположность этому, более развитую психологию. Согласно этой книге, существует вечная бессмертная душа. ... ... Воззрение IV кн. Маккавеев на природу Д. и на вечное существование душ людей благочестивых приближается к воззрению еврейско-эллинской философии (13:16; 15:2 - 17:5 и 8). - Если представления о происхождении Д., ее природы и отношения к телу выступают в Библии лишь в зачаточной форме, то эти идеи в иудео-эллинскую эпоху занимают центральное место в мировоззрении Александрийской школы. ...
----------[конец цитаты]---------
Вот это были свидетельства Еврейской Энциклопедии. Что мы видим из этих свидетельств? Мы видим признание ученых евреев, что в библейское время не существовало понятия о бессмертной душе или о каком-то тройственном строении человека, из которого какая-то часть продолжала существовать вечно. Такое представление стало немного появляться в эпоху Соломона. И мы знаем, что это было то время, когда Соломон ввел евреев в идолопоклонство, приведя в Израиль представителей чуть ли не всех стран и религий, которым он построил храмы (3Цар. 11:1-11, Неем. 13:26). Но мы находим, как я уже указывал в предыдущих публикациях, что Давид и Соломон наиболее всего говорили о смертности души и прекращении всякого сознания человека во время смерти. И только апокрифические книги, которые НЕ являются богодухновенными, и которые, в действительности, не были найдены в оригинале на еврейском языке, а появились только на греческом, начали отражать в себе греческую философию в отношении бессмертной души. Оттуда и вошло это странное и чуждое Библии учение в современный иудаизм и в христианство. Но Мы имеем свидетельство тому, что Библия никогда не учила бессмертию души. Этого нет и в Новом Завете. Смотрите перечень всех стихов Нового Завета о душе, смерти и аде .
С уважением,
Василий