Отвечает: Василий Юнак
Вы писали:
Уважаемый Василий Дмитриевич!
У меня к Вам очень важный вопрос, касающийся церковных финансов. Дело в том, что у нашей общины есть собственный молитвенный дом. На его содержание и эксплуатацию уходят приличные денежные средства. В настоящий момент мы проходим соответствующие процедуры, чтобы надлежащим образом оформить право собственности на дом. Это требует дополнительных затрат, причем достаточно внушительных, а денег, как обычно, не хватает. В связи с этим у членов церкви возникает недовольство, связанное с тем, что собранные десятины не остаются в общине, а уходят в конференцию. В частности приводится в пример наш брат Николай Робертович Линк, который, если я не ошибаюсь, сейчас достраивает молитвенный дом в Псковской области. Многим нравится идея, чтобы все средства оставались в общине и расходовались на конкретные нужды, чтобы был виден результат тот же молитвенный дом, нежели отправлялись куда-либо и тем самым обезличивались. Один наш брат и мой друг спрашивает меня: Вот Николай Робертович строит молитвенный дом, разве это не дело Божье? Какая будет мощная проповедь Евангелия, когда он закончит строительство! Все вокруг скажут: вот это протестантская церковь, ай да молодцы! А мы что? Наши десятины ушли в конференцию, и об их судьбе нам больше ничего не известно, и никакого видимого результата нет. Вроде бы все звучит логично, но я считаю, что мы сильно лукавим, когда начинаем рассуждать подобным образом. По-моему, проблема состоит не в том, что наши десятины не остаются в общине, а в том, что зачастую наши добровольные пожертвования не идут ни в какое сравнение с нашими доходами. Мы с радостью жертвуем свои две лепты, подобно той бедной вдове, но забываем при этом, что она отдала все, что имела, а мы всего лишь выгребаем ненужную мелочь из кармана. Отсюда мой главный вопрос. Можем ли говорить, что существует некое джентльменское соглашение между нами и Господом, согласно которому величина добровольных пожертвований должна быть не меньше десятой части нашего дохода? И вот именно вторую десятину мы вправе расходовать на нужды храма и другие цели, а посягать на первую десятину мы не должны. Какими библейскими текстами можно подкрепить эту позицию, если она верна?
Заранее благодарен,
брат во Христе Дмитрий.
Первая община Санкт-Петербурга церкви христиан АСДP. S.
Как-то Вы говорили, что пишете книгу о финансах в церкви. Когда она увидит свет и можно будет ее прочитать?
Приветствую Вас, Брат Дмитрий!
Десятина отправляется в конференцию потому, что она предначается как в Ветхом, так и в Новом заветах на содержание священнослужителей. Именно конференция соответствует ветхозаветному храму в том, что там принимались на служение соответствующие люди и оттуда они получают свою зарплату. Молитвенным домам соответствовали синагоги и дома левитов на местах, на содержание которых выделялись средства из второй десятины. Именно поэтому мы можем на основании Библии утверждать, что вторая десятина - это все пожертвования в местную общину на разные виды ее служения и покрытие разных нужд местной общины.
Что касается книги о финансах, у меня есть пару методичек, которые я использовал в преподавании Церковных финансов в Заокском университете. Но с этого года я перешел на другое служение. Максимально, что я могу предложить, это аудио- и видео- записи курса Церковных финансов, где все эти вопросы детально разбираются. Что касается сборника вопросов и ответов по десятинам и приношениям, то я все никак не завершу его. Много разных других дел не позволяют мне довести начатое до конца. Молитесь о том, чтобы Господь дал мне силы завершить это дело.
Благословений!
Надеюсь, ответ на вопрос о десятине, находится там, где само понятие десятина имеет начало, а, именно, - Библия. Этот вид служения был связан с содержанием Храма в Иерусалиме и служителей, т.е. священников при нём. Новый Завет чётко и каждому говорит о перемене священства, перемене понятия Храма перемене в принципе служения Богу. Читая ответ на вопрос Виктора, создаётся впечатление, что эти принципиальные вопросы не берутся в расчёт, а единственным авторитетом являются отцы Церкви.
Итак, Первосвященник наш сегодня на небесах и заботиться о многочисленных одеянии, утвари и служении вообще - нет необходимости. Священничество же принимает от Бога всякий уверовавший и родившийся свыше я не разделяю одно от другого, но таким образом хочу показать глубину перемены в человеке. И тут возникает вопрос: а кому надо приносить, если священник я, мой брат во Христе и множество др. уверовавших? и ещё, не менее важный: если кому-то и надо уделить от труда своего, то кому решать, сколько и когда?
Уверен, что ответ на первый вопрос прост: твои твой доход - это твоё благословение от Бога на содержание тебя и твоей семьи, что бы ты лично и в составе семьи, как священники Божьи очень надеюсь на осознавание этого креста могли нести Слово людям вокруг тебя. Ответ на второй - ещё проще: никому иному, как тебе, это твоя ответственность правильно распределить свой доход, а разговор, что распределяя его, я уделяю 10 или более в собрание - есть ничто иное, как перекладывание своей ответственности на плечи другого человека, будь то пастор или кто др. Бог тебе вверил, что бы ты вложил без посредников, наш посредник Духом Своим умудряет нас. Если бы ты не мог - Он бы не дал, ведь по силам даётся. Ты видишь нужду рядом с тобой - помоги, а не говори идите с миром, грейтесь и питайтесь, а сам ложа в корзину для приношений.
А если не так, то всякое наше служение будет не угодно Богу. Если ты не рожден от Духа Божьего и священничество для тебя лишь догматика, а не реализация, то, принося десятину, ты всё ещё не переступил порог благодати и служения духом.
Вопрос об устройстве собрания без десятин и приношений оставляю для ищущих и свободных от богословий различного толка, буду рад поделиться своим видинием этого вопроса. Пишите.
Брат! сестра! - ты священник, ты храм Бога живого, так куда же нам нести? не обманывайтесь, созидайте свой храм и тогда увидите, как к нему потянутся люди ищущие истину. И не нам обкладывать приходящих десятиной, а мы приняли служение и обложены немощью Христовой для вкладывания в людей того, чем Бог нас обогатил.
Ну, а для несогласных вопрос: уделяя 10 Богу, кому вы уделяете оставшиеся 90? Вопрос, как в первой своей части, так и во второй касается духовной стороны, поэтому ответ: на себя не годится. Буду рад услышать мнения неравнодушных. Алексей.
Если христианин оказывает материальную помощь людям - не братьям по вере или людям, чьё вероисповедании не известно, например, персонально незнакомым больным на лечение, или же - обобщенно - детскому дому без персонификации, должен ли помогающий осуществлять какое-либо проповедование и вообще начинать разговоры о Господе? Надо ли как-то указывать на Божественное участие в оказываемой людям материальной помощи?
Во Второзаконие 14 главе сказано, что каждый третий год десятину нужно давать левитам, сиротам и вдовам. Это та десятина, которая давалась левитам каждый год, или это уже сверх левитской десятины? Нужно ли сейчас давать десятину вдовам и сиротам каждый третий год? Будет ли грех не дать. Обоснуйте, а то впустую напишите.
Здравствуйте! У меня возник вопрос, касающийся пожертвований Церкви. На вашем сайте есть много вопросов, посвященных десятине, хотя, насколько мне известно, ни Христос, ни апостолы не заповедовали христианам отдавать Церкви десятую часть своего заработка, подарка или иного дохода, т. е. Ветхозаветную десятину. Внимательно изучая Новый Завет, я пришел к выводу, что христианин должен отдавать Церкви столько, сколько велит ему сердце и позволяет состояние. Я буду вам очень благодарен, если вы мне покажете хоть одно место Новозаветного Писания, где бы говорилось о том, что христианин должен отдавать десятину. Пока я ничего подобного не нашел ни на вашем сайте, ни в Новом Завете. Заранее благодарен за ответ!
Что значит быть прихожанином какой-либо церкви? И второй вопрос: церковь я не посещаю в настоящее время. Будет ли правильным принести десятину, грубо говоря, в первую попавшуюся? Еще раз огромное спасибо за вашу рассылку и за помощь!!!
После вычислений с моего дохода, уплаты коммунальных платежей у меня остается мизерная часть денег, как раз 10 часть дохода, на которую я покупаю продукты для питания на месяц, как мне поступать, сеять мне полностью эту сумму или какую сумму могу? Сейчас сею ту сумму, которую могу.
В любом случае в отсутствии храма в какой день и куда несли евреи десятины до распятия Христа? По какому принципу она распределялась? Есть ли какие- либо изменения по этому вопросу в наше время?