Мир вам, Дали!
Привожу определение души из словаря Брокгауза (его нельзя упрекнуть в специальной необъективности,он не принадлежал к церкви, которая не верила в бессмертие души, а являлся исследователем и библеистом).
Прежде этого определения дам ответ по тексту. Если заменить слово"душа" на "жизнь", то увидим интересный подход. Есть тот, кто может убить тело, но жизнь убить не может. Боятся нужно того, кто может и тело и жизнь уничтожить в гинноме (это место - реальная свалка за стенами Иерусалима, где постоянно сжигался мусор и нечистоты во избежание инфекционных эпидемий). Мы знаем, что Бог после смерти тела может его воскресить даже из состояния разложения (как было с Лазарем), но после второй смерти (Откр. 20:12-15) нет возврата -потому что нечестивые воскреснут, будут осуждены и будут уничтожены навсегда (и тела, и жизнь).
Теперь определение Брокгауза:
"Душа. В Библии слово "душа" имеет различные значения. По мере развития библ. религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл.
I. В Ветхом Завете Д. обозначается др.-евр. словом нефеш - "дышащая","воздыхающая"; в Синод. пер. это слово (так же как и руах - дух) иногда передается как "дыхание" (ср. Иер. 15:9; Иов 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс:
Первое - из этого следует, что под Д. в древнейшие времена понималось то начало, к-рое сообщает телу -> жизнь, постоянно поддерживает ее в нем;
а) в дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа (ср. -> Тварь) - как человека,так и животного (ср. Быт. 1:20; 2:7,19; 9:10; Лев. 17:11), - причем чаще всего оно встречается вместе со словом "живая". Т.о., слово "душа"стало обозначать человека как такового, человека в целом (Быт. 42:21;46:15; Чис. 5:6; Иез. 13:18 и след.; см. также Быт. 27:4,19,25,31; Чис. 11:6; Ис. 42:1; Плач 3:24). Выражение "душа моя" может выступать в значении "я" (Пс. 41:2), что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Пс. 6:4; 21:21).Слово "душа" может также иметь значение и "кто-то" (Быт. 5:1,4; в Синод.пер. - "если кто..."). След., и о мертвом человеке можно сказать как об умершей Д. (Лев. 19:28; 21:11; 22:4; Чис. 6:6; 9:6; в Синод. пер. -"умерший", "мертвый");
Второе - б) выражения "душу мою", "душу его" и т.д. нередко имеют значение "себя", поскольку в др.-евр. языке возвратное местоимение отсутствует;
в) если считать, что Д. означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (->Тело), то станет понятным смысл таких выражений, как "укреплять душу"(Пс. 18:8; 22:3), "хранить души" (Пс. 96:10) или "сохранить душу" (Пс.120:7). В последнем случае очевидно тождество понятий "душа" и "человека в целом", к-рое показано с помощью обычного
в библ. языке "параллелизма" - повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. "Человек в целом" подразумевается и тогда, когда говорится о том, что Д. жаждет, алчет, насыщается (Пс. 106:9; 41:3; Притч. 10:3; 25:25), голодает, утомляется, скорбит (Притч. 27:7; Иер.31:25) или подкрепляется (Плач 1:11,19), постится (Пс. 68:11), отвращается (Чис. 21:5; Иов 10:1) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Иез. 4:14). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение "душой и телом" указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (ср. Пс. 72:26; 83:3; Откр. 18:13).Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом (Иов 3:17-19; 10:21 ислед.; ср. 1Цар. 28:11 и след. о Самуиле);
Третье - целостность личности предполагает тождество Д. и силы, формирующей жизненный процесс, тоесть саму жизнь (ср. 3Цар. 19:4). Эта жизнь находится в руках Божьих(Иов 12:10; Иез. 18:4). Он может взять Д.=жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою Д. (Нав. 9:24; в Синод. пер. - "жизнь";ср. Иез. 32:10). Спасти Д. означает вывести из опасности свою жизнь (Быт.19:17); уловить душу иногда означает убить кого-л. (Пс. 55:7). Т.о., утрата души - это не что иное, как смерть человека: Д. умирает (Чис.23:10; Суд. 16:30), ее истребляют (Быт. 17:14), обрекают на смерть (Суд.5:18). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (3Цар.3:11). Человек порой не дорожит своей душой (Суд. 9:17; в Синод. пер. - "не дорожить жизнью"), но душа может быть и избавлена, спасена (Пс. 6:5; 33:23; 114:4). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (ср.3Цар. 17:21 - "душа отрока"); об угрозе для жизни может свидетельствовать и выражение "воды дошли до души моей" (Пс. 68:2). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе Д. из тела в ВЗ говорится по-разному: напр., в Иер. 15:9 сказано, что умирающий "испускает дыхание" (в соотв. с тем, что душу связывали с процессом дыхания; ср. Быт. 35:18), а в Пс. 140:8; Ис. 53:12 говорится,что душа "вытряхивается", т.е. исторгается силой (в Синод. пер. это передано другими словами). Носителем "животной", т.е. "жизненной", души (нефеш) считалась кровь (Быт. 9:4 и след.; Лев. 17:11). Кровь даже приравнивается к душе (Втор.12:23), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку; ср. "голос крови" (Быт. 4:10). Другое библ. название Д. -нешама, т.е. "дающая дыхание". Согл. этому понятию, при сотворении человека Д. была "вдунута" в него Богом (Быт. 2:7, в Синод. пер. -"дыхание жизни"); Д. является "светильником Господним" в человеке, она испытывает "все глубины его сердца" (Притч. 20:27, в Синод. пер. -"дух"). Д. также именуется "дыханием Вседержителя" (Иов 33:4). Именно нешама, согл. древней иуд. традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти;
Четвертое - Д. человека трактуется и как орган чувств, при этом слово"душа" может быть заменено словом "сердце", к-рое будет иметь то же значение. Д. страдает (Быт. 42:21), томится и радуется (Пс. 83:3; 85:4),мучается (Ис. 53:11), любит (Быт. 34:3; Песн. 3:1-4), она нуждается в утешении и получает его (Пс. 76:3; 93:19), Д. проявляет желания (Втор.12:20 и след.; Мих. 7:1), подвергается терзаниям и унынию (Иов 19:2; Пс.41:6), таит злые чувства или выражает их (Притч. 13:2). Д. порой скорбит(Пс. 118:81; в Синод. пер. - "истаевает от скорби"), изливается (вслезах) (Иов 30:16), Д. изливают пред Господом (1Цар. 1:15). Иногда Д.мыслит ("говорит", 1Цар. 20:4; в Синод. пер. - "желает"), сознает (Пс.138:14) и воле изъявляет (Быт. 23:8; в Синод. пер. - "вы");
Пятое - если Д. обозначает данную Богом жизнь (Ис. 57:16, евр. нешамот; в Синод. пер. -"дух и всякое дыхание"; Иер. 38:16) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом. Д. может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она стремится к Богу, живет пред Ним (Быт. 32:30; Пс. 18:8; 93:19); тогда и Бог защищает ее (Ис. 38:17). Без Него Д. тоскует, жаждет и алчет общенияс Ним (Пс. 41:3; 62:2), томится по Нему (Пс. 83:3), теряет покой (Плач 3:17), с Богом же она радуется (Ис. 61:10) и утешается (Пс. 76:3; 93:19).Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей Д. искать Бога (Втор. 4:29) и любить Его (Втор. 6:5;10:12). Д. призвана благословлять, т.е. восхвалять, Господа (Пс.102:1,22; 103:1,35), а человеку следует чутко внимать своей Д. (Нав.23:11). Независимо от того, воспринимается ли слово "душа" в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.
II. В Новом Завете:
Первое - а) здесь встречаются все известные в ВЗ понятия Д. [греч.псюхе]. Д. является силой, поддерживающей жизнь (Деян. 20:10; Откр. 8:9)и означает саму жизнь (Мф. 2:20; 20:28; Ин. 10:11,17; в Синод. пер. -"жизнь"; Деян. 15:26; Рим. 11:3), к-рую Бог дает человеку и возвращает к Себе (Лк. 12:20). Человек может любить свою Д. (Откр. 12:11) или ненавидеть ее (Ин. 12:25), заботиться или не заботиться о ней, дорожить ею (Мф. 6:25; Лк. 12:22; Деян. 20:24). В НЗ, как и в ВЗ, Д. олицетворяет человеческую личность (Деян. 2:41: "душ около трех тысяч"; 1Пет. 3:20;ср. Мк. 3:4; 1Кор. 15:45: "душа живущая"); слово Д. также употребляется в смысле "кто-то" или "всякий" (Деян. 2:43; Рим. 13:1);
б) в НЗ, как и в ВЗ, Д. воспринимает и чувствует: она скорбит и возмущается (Мф. 26:38; Ин. 12:27), бывает охвачена страхом и стеснением (Деян. 2:43; Рим. 2:9), раздражается (Деян. 14:2; в Синод. пер. - "сердца"), колеблется (Деян. 15:24) и мучается (2Пет. 2:8); Д. может также и лелеять желания (ср. Лк. 12:19; Откр. 18:14). В НЗ, как и в ВЗ (Ис. 1:14; 42:1), говорится о душе Божьей (Мф. 12:18; Евр. 10:38);
в) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его"всею душою" (Мф. 22:37). Д. в НЗ также имеет двойное значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей жизни, над к-рой не властна смерть (ср. -> Жизнь, II). В этом смысле Д. - это самое ценное, чем располагает человек (Мф.16:26). Д., а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и Господу (Мк. 12:30; Лк. 10:27; Еф. 6:6). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может "погубить" его Д. (Мф.10:28), т.е. лишить его будущей жизни. Человек часто вредит своей Д.(Мф. 16:26), к-рая подвержена искушениям и поддается им (1Пет. 2:11; 2Пет.2:14), но Бог желает, чтобы она спаслась (Иак. 1:21; 5:20; ср. 1Пет.1:9). Бог - Создатель Д. (1Пет. 4:19), Он знает ее и призывается ею во свидетельство (2Кор. 1:23), Он хочет очистить ее (1Пет. 1:22). Христос - ее Пастырь и Блюститель (1Пет. 2:25), желающий дать ей покой (Мф. 11:29). Его ученики призваны заботиться о Д. людей (2Кор. 12:15; Евр. 13:17; 3Ин.1:2). Человек всегда подвержен опасности потерять Д., если в своем желании сберечь ее исходит только из опыта земной жизни (Мф. 10:39; 16:25; Мк. 8:35;
Второе - а)Д. отличается от духа [греч. пневма] (1Фес. 5:23) в том случае, когда человеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от Д. как силы, поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В Евр. 4:12 говорится о разделении Д. и духа,осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, исходящие из глубины Д. намерения, которыми человек подсознательно руководствуется. В 1Фес. 5:23 указывается, что и дух, и Д. нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему(ср. Лк. 1:46 и след.);
б) о различии между Д. и духом говорится и в 1Кор. 15:44 и след., где Д. обозначает сущность "перстного", т.е. земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в отличие от "небесного Адама", живущего духом и названного"духом животворящим" (1Кор. 15:45). "Духовный" и "душевный" в данном случае - синонимы "небесного" и "перстного".
Противопоставление "первого Адама" "второму" восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из к-рых человек создается"по образу и подобию Бога", а во втором - "из праха земного" (Быт.1:26,27; 2:7). В течение земной жизни Д. полностью объединена с телом, т.е. с плотью, к-рая может подчинить себе Д. и властвовать над ней(1Пет. 2:11). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится его богом, а крест Христов - врагом (Флп. 3:18 и след.). Божье освящение почиет на Д. как на сущности, в наиб. степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое-> возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному настроенная Д. (1Кор. 2:14; ср. Ин. 14:17);
Третье - о том, что происходит с Д. после смерти, в Писании говорится по-разному. Если учесть, что Д. часто обозначает всего человека, становится ясно, что Библия не знает изобретенного философией и представленного в некоторых религиях понятия Д. как таковой, т.е. независимо от образа определ. человека. Это убедительно показано в 1Фес. 5:23, где говорится о сохранении человека во всей целостности духа, Д. и тела. Не только тело, но и Д. нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только Д., но и люди в целостности их Д. и тел (Откр.20:12,13). Для объяснения того, что происходит с Д. после смерти, наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку приписывается некое существование. Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться в царство мертвых (ср. Ис. 14:9-11; Лк. 16:22,23; -> Ад,преисподняя,II), пока их не призовут на последний (Страшный) -> суд по ->Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей, обетовано общение с Богом (Лк. 23:43; ср. Флп. 1:23), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление о крови как о носителе души, подтверждается в Откр. 6:9, где говорится о Д. мучеников у престола Божьего: они находятся там, куда, согл. ВЗ, стекается кровь жертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь Д. существуют не как некие абстракции,отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, которыми их наделяет Божий Дух (ср. -> Воскресение). "
Благословений,
Виктор