Троица11 октября 2024
Отвечает
Василий Юнак
Какое же конкретное имя у святого духа, покажите по Библии?

Вы писали, что Иисус Христос назвал Святого Духа Утешителем. Но Утешитель - это уже титул, но не имя. У Бога тоже много титулов, например: Творец, Отец, Всемогущий, Судья, Саваоф, Спаситель и т.д., а имя одно - Иегова смотрите сноску Исх. 6:3, Синод. перевод. Нет в Библии ни одного стиха, где применялось бы имя Бога к святому духу. Так какое-же конкретное имя у святого духа, покажите по Библии?

Спрашивает
Сергей

Приветствую Вас, Брат Сергей!

Вначале Вам следует изучить понятие имени в Библии вообще, прежде чем допытываться до вопроса, который не имеет такого значения для спасения, как некоторые представляют. Приняв на веру концепцию Свидетелей Иеговы о том, что у Бога есть единственное имя, и оно - "Иегова", а также их учение о том, что Иисус не есть Бог, а Дух Святой не есть Личность, Вы пришли к этому вопросу. Однако давайте разберемся по-порядку с некоторыми основополагающими фактами.

  1. Имя в Библии всегда отождествляется с характером, и изменение характера приводит к изменению имени. Примеры - Аврам/Авраам, Сара/Сарра, Иаков/Израиль, Бенони/Вениамин, Гедеон/Иероваал, Ноеминь/Мара, Симон/Кифа(Петр), Савл/Павел. Это только небольшой список тех имен, которые пришли мне на память прямо сейчас.

  2. В Библии у человека может быть несколько имен, под которыми этот человек известен. Это относится отчасти к измененному имени, однако только отчасти, потому что при полной перемене имени первым именем люди уже не пользуются. А при добавлении имени первое имя продолжает оставаться наряду с новым. Так, например, Иаков и Израиль остаются до конца как взаимозаменяемые имена, в то время как Аврам и Авраам сменили оно другого навсегда. Симон Петр нам известен с двумя именами, равно как и Левий Матфей, или Нафанаил Варфоломей, и ряд других. Это же относится и к Иисусу: в пророчестве Он назван Эмануилом, также он имеет имя Михаил, но нареченное родителями - Иисус.

  3. Очень важный вопрос заключается в том, как Вы различаете имя от титула? Слово "имя" в Библии мы находим, а вот слова "титул" нет. Само слово "титул" происходит от латинского "титулус", которое означает "надпись, почетное звание". Если судить по значению слова "титул", как почетное звание, то не является ли измененное имя "Авраам" со значением "Отец множества" титулом? Или же измененное имя "Израиль" не является ли титулом, имея значение "Победитель"? Помните, что эти имена для евреев звучали так же, как сегодня для русских людей звучат имена Вера, Любовь, Надежда, Слава и прочие не заимствованные из иностранных языков. А как насчет имени "Иисус" со значением "Спаситель"? Разве оно не похоже на титул? Но ведь никто не отрицает, что оно является законным именем, не так ли? Если мы не можем определить имя и титул по самому значению имени, то как же тогда различают имена и титулы Свидетели Иеговы и другие, придающие значение звучанию имени Бога?

  4. Я предполагаю, что в первую очередь надо обратиться к самой Библии за ответом на вопрос: какое имя у Бога? И вот, какие имена Бога мы находим (дабы отразить возможные аргументы, я выбираю только те места, где в еврейском оригинале употреблено слово "шем" - "имя" по отношению к Богу): Рои (Видящий) - Быт. 16:13; Хая Ашер Хая (Я Есмь Сущий) Исх. 3:14; Иегова (Сущий) - Исх. 6:3; Канна (Ревнитель) Исх. 34:14; Пали (Чудный) Суд. 13:18 (ср Ис. 29:14); Элах Исраел (Бог Израилев) Езд. 5:1; Адонай (Господь) - Неем. 1:11; Элохим Яакоб (Бог Иакова) Пс.19:2; Элохим (Боги) - Пс. 20:5;53:3; Ях (Я Есмь) Пс. 67:5; Иегова Саваоф (Господь Воинств) Ис. 48:2; Кадош (Святой) Ис. 57:15; Гаал (Искупитель) Ис. 63:16; Иегова Цидкену (Господь Оправдание Наше) Иер. 23:6; Саваоф (Воинство) - Амос 5:27. Как видите, имен у Бога много. Верно то, что преобладает имя Иегова, однако это вовсе не означает, что оно у Бога единственное!

  5. Библия использует имя, славу и характер как синонимы (Исх. 33:18-23; 34:5-8; Втор. 32:3; 1Пар. 16:29,35; Пс. 71:19;101:16 и др).

  6. Библия говорит о том, что имя Бога пребывает в определенном месте, доме, городе: Втор. 12:5; 3Цар. 8:16; 4Цар. 23:27. Это уже указывает на то, что имя Бога - это нечто отличное от того, что мы сегодня называем именем, потому что у нас имя - это некоторое наименование, данное для того, чтобы отличить одного человека от другого. А Богу нет надобности отличаться от других, потому что другого Бога попросту нет. А те языческие божества, которые были у других народов, попросту не являются богами. Потому так часто Бог Израиля был представлен просто Богом, без определенного имени, но с качествами превосходства. Исходя из этого, имя, пребывающее в определенном месте - это слава, характер или образ, запечатлеваемые в ком-то или чем-то.

  7. О единстве Бога мы уже говорили в других темах. Библия представляет Бога множественным в единстве. То же самое относится и к Его имени: "Господь един, и имя Его едино" (Зах. 14:9). Именно поэтому в прошлом моем ответе я предлагал Вам принять, что к Святому Духу, так же как и к Сыну Божьему в Новом Завете применимы все имена Бога, включая и имя Иегова. Кстати, Соломон упоминает имя Бога и имя Сына, Который восходил на небо и нисходил назад (Прит. 30:4 ср Ин. 3:13).


Таким образом, я могу ответить на Ваш вопрос:

  • ввиду того, что титулов в Библии нет, Утешитель - это имя Святого Духа, вернее, одно из имен, потому что Он назван и другими именами, например Дух Истины.

  • Из перечисленных Вами "титулов" Бога по крайней мере два - Саваоф и Спаситель в Библии представлены как имена, причем равные имени Иегова (смотри пункт 4 выше).

  • То, что в Библии нет ни одного текста, где имя Бога применимо было бы к Святому Духу, это так же верно, как и то, что в Новом Завете ни разу не называется Бог по имени Иегова! Но вот Свидетели Иеговы в своей Библии почему-то наводнили Новый Завет этим именем. Я знаю Ваш аргумент - мол в Новом Завете имя Иегова используется везде, где оно цитируется по Ветхому Завету. А как в отношении тех текстов, где цитата из Ветхого Завета с именем Иегова относится к Иисусу или Святому Духу? Мы уже рассматривали раньше вопрос того, что именем Иегова в Новом Завете назван Иисус Христос - и Он Сам применял к Себе ветхозаветные тексты с этим именем, и апостолы впоследствии делали то же самое. На основании этого, уравняв под именем Иеговы Отца и Сына (смотри пункт 7 выше), мы сейчас рассмотрим равенство Бога и Святого Духа. Я не буду здесь приводить свидетельства того, что Святой Дух представлен в Библии как личность, а не как некая безликая сила - эта тема довольно проста сама по себе, но некоторые люди попытались философствованиями запутать ее. Итак, синонимичность Святого Духа и Бога представлена в следующих текстах:

24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Ин. 4:24

Здесь представлена физическая природа Бога.

3Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
Деян. 5:3-4

Ложь Святому Духу = ложь Богу.

51Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
Деян. 7:51

Сравните эти слова Петра с текстами из Ветхого Завета:

6посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный.
7Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне: с самого того дня, как вышел ты из земли Египетской, и до самого прихода вашего на место сие вы противились Господу.
Втор. 9:6-7

Здесь тот же жестоковыйный народ противится уже не Святому Духу, а Иегове! Следовательно, апостол Петр применяет к Святому Духу имя Иегова! Читаем еще:

40тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня,
41за что и Я шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои.
42И Я вспомню завет Мой с Иаковом и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню;
Лев. 26:40-42

В этом тексте тот же народ с необрезанным сердцем противится уже не Святому Духу, а Иегове! Следовательно, апостол Петр применяет к Святому Духу имя Иегова! Читаем еще:

10К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им.
Иер. 6:10

И здесь тот же народ с необрезанными ушами противится уже не Святому Духу, а слову Иеговы! Следовательно, апостол Петр применяет к Святому Духу значение слова Иеговы. Это вовсе не удивительно, если Словом назван Сын Божий и если Дух Святой назван автором Слова Божьего (2Пет. 1:21).

Стоит ли продолжать дальше, или достаточно уже этого текста, где Святой Дух назван Иеговой? Но мы продолжим:

2Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
Деян. 13:2

Сравним призвание Святого Духа, который утверждал, что именно Он призвал Павла (Савла) и Варнаву с другим текстом, говорящим о том же событии:

15Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатию Своею, благоволил
Гал. 1:15

Мы видим, как здесь Святой Дух представлен Богом.

16Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
1Кор. 3:16

Смотрите также:

19Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
1Кор. 6:19

Если сам этот текст не представляет кому-либо синонимичности Бога с Духом Божьим, то достаточно вспомнить те тексты Ветхого Завета, которые говорят, что в Храме обычно обитал Сам Бог, а здесь обитает Дух Божий.

4Дары различны, но Дух один и тот же;
5и служения различны, а Господь один и тот же;
6и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
1Кор. 12:4-6

Этот текст обычно вспоминают когда говорят о троичности Бога, видя здесь Духа, Сына и Отца. Но если кто не усматривает здесь троичности Бога, то тогда невозможно не увидеть синонимичности Духа, Господа и Бога. Господь здесь может ассоциироваться хоть Иисусом, хоть с Иеговой, а Дух может ассоциироваться с природой Бога (см Ин. 4:24) или же со Святым Духом. Однако этот тот самый Дух, Который дарует Свои дары людям по воле Своей.

17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
2Кор. 3:17-18

А в этом тексте Дух выступает синонимом Господа.

7Почему, как говорит Дух Святый, «ныне, когда услышите глас Его,
8не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,
9где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.
10Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;
11посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».
Евр. 3:7-11

Так это чьи слова, Святого Духа или Иеговы? Сравните с написанным в Исх. 17:2; Чис. 14:20-23 и Пс. 94:7-11. Не видно ли из этого, что Дух Святой назван Иеговой?

15О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16«Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
Евр. 10:15-16

Это еще один текст, где Дух Святой выступает в роли Иеговы. Ему опять приписаны слова из Ветхого Завета, сказанные Иеговой.

Итак, я представил Вам достаточно утверждений из Священного Писания, что Святой Дух есть Бог, что Он назван Утешителем и что Он приравнен к Иегове.

Да благословит Вас Господь!

Василий Юнак

1
Похожие вопросы
Троица15 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Василий! В большинстве древних рукописей эта формулировка присутствует, потому в современных исследовательских изданиях Нового Завета на греческом эти слова есть. В комментарии к Новому Завету Брюса Мецгера по поводу Матф. 28:19 ничего не сказано.Данная формулировка может смущать тех, кто сомневается в Триединстве Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Благословений, Виктор... Читать далее
1
Мир Вам, Олег! Апостол Павел писал: Что такое храм? Храм - это место где присутствует (или проявляет себя) Бог (Исх.25:8). Как Святой Дух может жить в нас? Очень просто. Он поселяется и живет. Человеческий разум не в состоянии осознать этого. Это одна из тайн мироздания - как безграничный Бог может обитать в ограниченном творении. ... Читать далее
1
Троица29 сентября 2024
Отвечает
Василий Юнак
Смерть поглотила свою жертву, когда Иисус был распят на кресте. Но если умер Иисус, то умер ли Бог?

Брат Василий, здравствуйте. Для начала хочу сердечно поблагодарить Вас за Ваше нелегкое, но благословенное для всех серьезных исследователей Священного писания, служение. Желаю Вам огромного Божьего благословения, а также стойкости и мужества. А всем подписчикам этой странички - настойчивости в поиске правды о Божьем характере и в деле спасения (Евр. 6:11,12).

Я уже больше двадцати пяти лет принадлежу к Церкви Божьей и разделяю Ваши убеждения, брат Василий. За это время узнал о Боге многое, что изменило мою жизнь и внесло в нее мир и порядок. Но чем больше узнаю, тем больше ощущаю, что границы с непознанным становятся все больше и больше. Это меня радует, так как знания, которые нам пока недоступны, это неотъемлемая часть Вечной Жизни, и все у нас еще впереди. Но есть вопрос, который не дает мне покоя, так как это затрагивает уверенность в моем спасении. Попробую изложить его как можно короче:

Вся сотворенная Богом Вселенная живет и существует по Законам Небесного Царства. Это Законы жизни, истиной любви и гармонии, и Законодателем является Сам Великий Господь. Небожители жили по Закону и были счастливы. Когда же Адам совершил беззаконие, он ощутил на себе действие нарушения этого Закона: он умирал (Быт. 2:17; Иез. 18:20; Рим. 6:23). Но Любящий Господь имел план спасения для Адама и, в последствии, для всего человечества. Он взял смерть, которая должна была стать последствием греха, на себя, а человечеству подарил шанс на спасение (2Кор.5:15-21). Смерть поглотила свою жертву когда Иисус был распят на кресте. Но если умер Иисус, то умер ли Бог? Ведь это невозможно. А если Бог Иисус не умер, то достаточно ли жертвы за мой грех. Законодатель снял с человека последствие греха, и тогда только Законодатель мог полноценно исполнить Свой же Закон. Никакой человек или даже небожитель не мог принести собой такую жертву, тогда бы сатана мог бы заявить о том, что Закон Божий не исполнен. Поймите, это важный вопрос лично для меня, потому что некоторые заявляют, что умер просто человек-Иисус, другие говорят, что умер творение-Иисус Сын Божий. А для меня важно - достаточно ли жертвы.

Я понимаю, что на все вопросы невозможно ответить, но, поверьте, для меня очень важно ваше мнение. Будьте благословенны.

Спрашивает
Александр
Дорогой Брат Александр! Вы затронули действительно очень важный вопрос. Именно поэтому очень важно, чтобы мы верили в Иисуса Христа, как Бога, а не просто как некоего гения или сотворенного существа наподобие ангелов. Апостол Павел пишет так: Приравнивая Божий завет с человеком к завещанию (ведь это одно и то же слово). А при всяком завещании необходимо дождаться смерти завещателя. "И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному на... Читать далее
62
Троица21 сентября 2024
Отвечает
Василий Юнак
Имеет ли Бог имя?

Если да, то какое?

Спрашивает
Василий
Приветствую Василий! Священное Писание упоминает множество имен и титулов Бога. При этом, ни одно из имен или титулов не представлено как имеющее более важное значение, чем остальные имена. Все имена Бога, равно как и вообще любые имена людей в Библии имеют описательное значение и обозначают характ... Читать далее
3
Троица24 августа 2024
Отвечает
Василий Юнак
Мысль о неравенстве личностей Троицы.

Священное Писание также показывает нам иерархию или взаимоподчиненность между Личностями" а) Иерархия—это кто-то выше, кто-то ниже. Нет власти выше Бога. б )Сын ниже Отца. в) Сын есть Бог. г) Что-то есть выше Бога. Взаимоподчиненность включается в эту импликацию. Любая подчиненность, даже взаимная, подразумевает неравенство хотя бы в определенных аспектах. Прошу прощения за дерзость, но ведь "...быть разномыслию, чтобы открылись искустные".

P.S.Если посчитаете нужным, пишите мой e-mail полностью, без "???", если Вам это возможно, я был бы рад, если б кто-то написал мне по вышеуказанным вопросам.

Спрашивает
Сергей
Брат Сергей продолжает обсуждение этого вопроса. Как я уже говорил неоднократно, мы не в состоянии понять истинную природу Бога. Я согласен с тем, что иерархия и взаимоподчиненность уже предполагают неравенство, по крайней мере в нашем понимании. Я представил Вам в прошлом выпуске те Библейские тек... Читать далее
2
Троица22 августа 2024
Отвечает
Василий Юнак
И да, и нет. Вот, что говорит Священное Писание:Но в то же время мы находим взаимоподчинение: Также и Святой Дух действует не от Себя, а от Отца и Сына:В Библии есть целый ряд текстов, который уравнивает Отца, Сына и Святого Духа в Их божественности, но Священное Писание также показывает нам иерархию или взаимоподчиненность между Личностями Божества. Так что я не стал бы произносить категоричных высказываний в отношении Бога, природу Которого мы зн... Читать далее
3
Троица21 августа 2024
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Даша! Из вашего вопроса выпущено одно слово, которое играет самую важную роль в понимании ответа. Ваш вопрос должен быть задан так: "объясните как можно проще, кому молился человек Иисус, если Он сам Бог?" Ведь Иисус всё-таки был человеком не так ли? На все 100 человеком. Надеюсь, вы не ... Читать далее
3
Троица30 июля 2024
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Руслан! Вот тот основной отрывок, благодаря которому мы можем понять, КТО является Утешителем. Слова Иисуса:Если вы внимательно прочитаете эти великие слова, то увидите следующее: Утешитель = Дух Истины = Дух Святой. Утешитель будет послан на землю одновременно Отцом и Сыном. Цель Его прихода - научить, напомнить, наставить верующих на всякую истину и прославить Христа, свидетельствовать о Христе. Уте... Читать далее
3
Троица29 июля 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Является ли Святой Дух личностью?

"...есть Святой Дух, имя которого используется как синоним слову Бог, и который наделен многими качествами, присущими личности, что позволяет нам воспринимать Святого Духа как личность." Цитируя Вас, просил бы указать библейские места для подтверждения Вашего взгляда о том, что дух Бога - личность. С уважением, Владимир»

Спрашивает
Владимир
Приветствую Владимир! Лучше всего работа Духа раскрыта в книге Деяний. Но достаточно свидетельств и у других библейских авторов. Дух наравне с Отцом посылают Христа на земное служение (Ис.48:16). Дух является Творцом (Иов. 26:13). Дух приравнивается к Богу и называется Им. Грех Анании состоял... Читать далее
2
Троица16 июля 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Иисус и после вознесения на небе занимает второе место - Сына Бога, но никак не самого Бога?

Как вы утверждаете, Иисус будучи на земле смирил себя и поэтому в Библии он постоянно говорит о том, что надо поклоняться Отцу. Однако, следующие места писания вполне отчётливо сообщают нам, что Иисус и после вознесения на небе занимает никак не первое место, а второе - место Сына Бога, но никак не самого Бога. Мф. 22:44, Мк. 16:19, Лук. 22:69, Деяния 7:55, Рим. 8:34, Еф. 1:20, Кол. 3:1, Евр. 1:3;10:12, 1 Пет. 3:22, Откр. 1:1. Откомментируйте пожалуйста.

Спрашивает
Дмитрий
Приветствую Дмитрий! "Иисус будучи на земле смирил себя и поэтому в Библии он постоянно говорит о том, что надо поклоняться Отцу". Первая часть - сущая правда (Флп. 2:6-8). Вторая часть правильна лишь частично. Иисус призывал поклоняться Отцу, но не только потому, что смирился до образа раба. Вся... Читать далее
3