Отвечает: Александра Ланц
Галина пишет: человек неожиданно умер: инсульт, авария и пр., он не был верующим. Что можно сказать в утешение родным? Ведь мы говорим, что только Бог может забрать жизнь, это в Его власти, и, значит, это было лучшим выходом для умершего, так Господь решил. А ещё мы утверждаем, что пока человек не сделает окончательный выбор в пользу Бога или в пользу дьявола, он живёт. Значит выбор сделан? Как утешить?Мир вам, Галина!
С самого начала, когда трагедия только что случилась, как правило, лучше вообще ничего не говорить о Боге(особенно, если приходится утешать неверующих людей), в это время боль утраты почти полностью закрывает сознание человека и ему совершенно безразлично, что происходит с человеком после смерти. Всё, что нужно делать, - это постоянно находиться рядом, по возможности вовлекать плачущего в организацию похорон, хотя бы просто постоянными попытками посоветоваться, что и как сделать, докладываться о ходе приготовлений, переводить внимание скорбящего на оставшихсяв живых родственников, которые тоже нуждаются в поддержке и т.д. Уговаривать крепиться ради тех, кто жив. Бывает скорбящему становится легче, если начинаешь вместе с ним вспоминать о том, каким человеком был погибший, вспоминать добрые дни, проведённые с ним или когда расспрашиваешь о том, что же собственно произошло. Всё это, конечно, должно делаться, исходя из ситуации. Без слёз и взрывов боли не обойтись, но главное стараться по возможности не оставлять попавшего с такую страшную ситуацию наедине со его (её) мыслями.
Если же скорбящий так или иначе заводит с вами разговор о том, что же ожидает умершего, то надо выбирать: либо молчать и просить перенести этот разговор на другое время, когда боль утраты немного притупится, либо говорить правду. Но не думаю, что полуправда или ложь ради всеобщего спокойствия будет хороша в глазах Бога (Иов 13: 4-10) (Пс.11:3-4) (Ис.59:13-15).
В такой ситуации лучше предложить человеку вслушаться в ниже приведённые слова Библии и предложить вместе помолиться о том, чтобы Бог помог пережить время скорби:
(Пс.9:10) И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби.
(Пс.36:39) От Господа спасение праведникам, Он - защита их во время скорби...
(Пс.49:15) призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня.
(Пс.93:19) При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.
(Пс.119:1) К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня...
(Матф.11:28) Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас...
(Пс.146:3-4) Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их; исчисляет количество звезд; всех их называет именами их; Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим.
(Пс.83:6-7) Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены [к Тебе]. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением...
Или зачитать какие-нибудь из этих наполненных доверием Богу и щемящим описанием страдающего сердца стихов, раскрывая вопрошающему их смысл.
(Пс.101:3-6) Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда воззову к Тебе], скоро услышь меня; ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
(Пс.114:3-6) Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне:Господи! избавь душу мою. Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш. Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
(Ион.2:3-8) и сказал: к Господу воззвал я в скорбимоей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего.
(Ис.63:9) Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние.
А вот когда настанет такое время, что человек будет способен боле-менее спокойно сесть и послушать вас, помолитесь Господу, чтобы Он дал вам слова мудрые, вразумляющие, чтобы Своею силою наполнил то, о чём вы будете говорить и расскажите потерпевшему утрату о жизни.
Жизнь сама по себе прекрасна, т.е. всякий появившийся на свет человек появился именно для того, чтобы ЖИТЬ, более того – чтобы жить вечно. Помните те прекрасные первые две главы книгиБытия? Рефреном звучат слова: «И увидел Бог, что [это] хорошо» и «благословил».
Всё было создано для радости и жизни, всё было чисто и величественно прекрасно. Вот для такой жизни и был предназначен человек, вот там каждый из нас должен был появиться для существования, для вечного существования, чтобы вечно возрастать из славы в славу Господа своего, всё более и более отражая Его образ и подобие.
Нам, ограниченным тем, что сейчас имеем, практически невозможно даже начать представлять то, как оно всё было изначально. Библия только слегка приоткрывет нам это. Например, Павел, как-то сказал: "знаю о таком человеке ([только] не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2Кор.12:3-4). Или этот текст: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Там, где Бог, там «Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его» (Пс.95:6), там настоящая жизнь и истинный свет!
После грехопадения этот мир лишь отдалённо и очень искажённо напоминает нам о том, каким он был изначально. Кстати, зная это, и вглядываясь в красоту сегодняшней земли, мы всё же можем можем замереть от восторга, на мгновение представив, как неописуемо прекрасна была земля до грехопадения! Но теперь на всём лежит печать проклятия (Быт.3:16-24)
В этот мир мы приходим исключительно на страдание: усталость, болезни, зарабатываение пропитания, разочарования, стах, неуверенность, напряжение преодоления, навязчивый девиз «выживает сильнейший», несовершенство возможностей и способностей... и смерть (Рим.5:12).
Вчитайтесь в книгу «Екклесиаст», и у вас не останется сомнения в том, что жить в этом мире – далеко не самое лучшее дело человека. А если ещё жить без Бога, то тогда совсем страшно, потому что такой человек, когда на него обрушиваются несчастья и пр, либо ломается, либо ожесточается, но и то, и другое всё больше уводит его (её) от Бога, а значит от Вечности.
И кажется нам, что живём мы хорошо и добротно, но духовные глаза наши слепые и не видят, что этот мир тёмени страшен, холоден и отвратителен, что здесь нет ничего, что действительно можно было бы любить по-настоящему, потому что на всём лежит печать проклятия (Быт.3:17; Прит.4:19;Ис.9:2; Иоан.12:35).
Более того, Давид вообще говорит о том, что эта тьма находится даже в человеках:
(2Цар.22:29) Ты, Господи, светильникмой; Господь просвещает тьму мою.
(Пс.17:29) Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
(Пс.106:10) Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом...
Иисус предупреждал: «Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лук.11:35)
И именно поэтому апостол Пётр, зная о том, что весь мир лежит во тьме, и сердце человека склонно принимать тьму, сказал: «мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Пет.1:19)
Теперь становятся более понятными слова Иисуса: «Не любите мира, ни того, что вмире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:15-17).
Каким бы прекрасным нам ни казался мир, в котором мы живём, он всё равно – не то, что Бог задумал для нас. Поэтому, как ни странно это звучит, но успокоение человека в смертном сне – это всегда облегчение для успокоившегося. Особенно если дело касается неверующего, не способного, не желающего поверить не только в благость Бога, но и в самое Его существование. Ведь жизнь в этом мире – это мучение, с точки зрения Бога и непадших ангелов, даже если сам человек не соглашается с этим.
Это потом, когда над нашей многострадальной землёй воссияет свет праведности Господа, мы поймём всю благость Божию, успокаивавшего людей внезапной смертью. И тогда, действительно, каждый человек поклонится Ему, Его верным и бесконечно мудрым решениям относительно всякой человеческой жизни. Смотрите, что сказано Откр.13:8
«И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца , закланного от создания мира».
Понимаете? Даже те, кто никогда не признавал Его, постоянно бунтовал против Него, всё равно признают Его благость и милость по отношению к ним!
Поэтому если Бог внезапно забирает неверующего, значит, этот человек, действительно, никогда не покаялся бы, и Бог, по великой милости Своей, прекратил его мучения. Ведь с точки зрения Бога, Который знает о полноте настоящей жизни, мы все здесь не живём, а мучаемся.
Кто может гарантировать, что погибший не заболел бы раком, не стал бы убийцей или алкоголиком, не предал бы жену и детей... сущестуют миллионы возможностей подскользнуться и увеличить тягость проклятия на этой земле. Ведь такие люди не молятся, как Давид:
«Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, всоблюдении их великая награда. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих]очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогдая буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!»
А если не молятся, не зовут Свет в свою жизнь, то теоретически они способны на любое зло, которое в первую очередь будет мучить их же самих.
Да поможет вам Господь Вседержитель крепко утвердиться в Его правде и воссиять светом Его Истины для других людей!
Саша.
Зачем в раю было дерево жизни? Ведь тогда Адам и Ева были бессмертны. Интересно ели они от этого дерева, о нем БОГ не давал предписаний до греха, лишь после стал охранять его с помощью херувима.
Доброго времени суток вам! Я совсем не давно начала изучать Бога и у меня есть такой вопрос который просто не дает мне покоя! Говорят, что у женщин нет души, так что же получается, что когда Иисус Христос во второй раз придет, то в рай он заберет только мужчин и все женщины либо исчезнут с лица земли на вечно, либо на вечно обречены на ад???
P.S. Я прошу прощения если вопрос покажется вам глупым, но он меня очень волнует! За ранее спасибо за ответ.
После того, как завершится Страшный Суд, праведники попадут в рай, а грешники - в ад. В святом Евангелии сказано, что муки в аду вечны. Но я не вижу в этом смысла. Какой смысл в том, чтобы грешники горели в аду вечно? То есть, для полного хеппи-энда их вечные муки не нужны. Миссия завершена, праведники в раю. Зачем им наблюдать муки грешников, когда их задача выполнена? Один монах сказал мне, что ад будет показательным примером для праведников, то есть, для того, чтобы они не повторили восстание дьявола. Это глупо.
Недавно в церкви купила книгу о покаянии и там рассказывалось, как за одной женщиной пришла Смерть и отрубала ей руки, ноги, голову. С тех пор я боюсь умереть. Правда ли, что после жизни нам Смерть будет отрубать конечности?
Однажды мне позвонил религиозный проповедник и я с ним начал говорить на Библейские темы. В результате у нас возникла дискуссия по вопросу: обладает ли душа разумом? Или разум это всего лишь свойство живого существа?
Как объяснить тот факт, когда Иисус на кресте сказал разбойнику сегодня ж будешь со мной в раю, явление Моисея и тп. Если при этом все после смерти попадают в шеол?