Отвечает: Виктор Белоусов
Сергей спрашивает: "Внедряли ли апостолы десятины в Церкви и где об этом написано? Я заинтересован в этом Законе и я постоянен в приношении десятин, однако приходиться признать, что десятина не производит тех действий, которые описаны в Ветхом Завете. Отмена этого Закона, это объясняет. В противном случая, почему десятина на практике не эффективна? Спасибо"Мир Вам, Сергей!
Это очень интересный вопрос, который прямо или косвенно касается многих современных христиан - финансовая "эффективность" христианского образа жизни.
Вот несколько мест Нового Завета, где говорится о десятине:
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
(Матф.23:23)
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет.
(Евр.7:8)
По большому счету здесь нет указаний о десятине, как явной и конкретной заповеди, но лишь намек и констатация факта.
Какой ветхозаветний смысл для десятины и приношения первородного (частным случаем чего и является десятина)?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
(Рим.11:16) Здесь Павел писал о структуре Церкви - о начатке и ветвях. Десятины как и первородное являлось каким-то фундаментом своих жизненных сфер, а не просто "одним из элементов". Первородное - это священство, которое впоследствии принимают левиты, а затем все верующие. Десятина - признание Божественности источника прибыли в основе, что затем выразилось в Деяниях как полностью общинный уклад жизни, где отдавались 100% (Деян.4:33-35).
Это освящение (отделение) всего в целостности. Т.е. смысл десятины не в том, что отдали всего-то 10% Богу, но признание этими 10% что Богу принадлежат все 100%.
Теперь 2 вопрос - эффективность. Как понимаю, эквивалентом "эффективности" является рост благосостояния верующего человека. Сразу оговорюсь, что не только десятина как действие со стороны человека определяет благословения (Втор 28 глава, например). Мы видим что благословение дает Бог, а человек в той или иной мере оказывается способен или неспособен его принять и воплотить.
Есть 2 упрощенных варианта ответа, под которыми существуют некоторые библейские аргументы:
1) Бог обязательно благословит и сделает любого даятеля богачом (состоятельным человеком), нужно лишь продолжать давать, проявлять постоянство, терпение и веру.
2) Деньги это не главное для христианина и никак не связаны с духовным состоянием человека, десятина значит что Бог обеспечит насущным на пропитание, потому что Иисус и Апостолы сами были небогатыми людьми...
Мое личное мнение что оба варианта можно назвать неполными.
Чтобы приблизиться к понимаю материальной эффективности верующих людей, мы можем проследить практическую жизнь библейских героев. Тот элемент, который столь часто упускают - динамика или развитие.
Для примера Давид, Соломон, Иосиф, Елисей, апостолы, Иисус (можно просмотреть значительно более широкий список людей, но объем статьи этого не вместит).
Чтобы понять уроки из их жизни, мы зададим несколько вопросов:
а) были ли они состоятельны и на каких этапах жизни
б) как они стали таковыми или почему не стали
в) в чем выражалась их благосостояние, как используются ресурсы
Давид - стал царем, начинал с пастуха. За свою посвященную жизнь был "мальчиком на побегушках", придворным музыкантом, солдатом, национальным героем, национальным врагом, руководителем банды "угнетенных", царем, оказывался преданным, почти терял царство, годы жил в бегах, прикидывался сумасшедшим... Что обеспечило рост? Его посвященность - он был верен Божьим целям, начиная от личного благочестия (из-за чего Бог его избрал), продолжая верностью Божьему предназначению для всего народа (государства). Был эффективным руководителем и благочестивым царем (если не считать явной ситуации с Вирсавией), использовал свою власть и ресурсы для блага Божьих интересов и блага государства.
Соломон - получил материальные благословения по причине Божьего сверхъестественного дара - что изначально искал мудрости для управления, а не просто финансов и шикарной жизни. Из-за безнравственности в принятии языческого влияния других государств спровоцировал начало разрушения собственной страны. Построил Храм, улучшил жизнь своего народа вывев его на серьезный экономический рост (3Цар.10:21).
Иосиф - был любимым верным сыном, предан братьями и почти оказался ими убит, был рабом, "дорос" до уровня управляющего поместьем (благодаря благоволению от Бога в глазах начальника и благословению Господа во всех делах), по несправедливому обвинению на длительный срок оказался в тюрьме, в тюрьме также стал управляющим, благодаря сверхъестественному Божьему дару понимать сны и умению управлять назначен премьер-министром. Использовал свои ресурсы для помощи окружающим, ведения благочестивой жизни, обеспечил всю свою семью во время кризиса и даже предавших его братьев.
Елисей - оставляет обеспеченную семью, в течении многих лет в качестве подмастерья верно служит пророку Божьему Илии, затем при взятии Илии просит не материальное, но Духа более чем на Илии в два раза. Продолжает служить Господу и через него совершаются многие сверхъестественные события, в том числе материального обеспечения (4 Цар 4:1-7,8-17; 4 Цар 8:1-6, 4 Цар 4:38-44, 4 Цар 2:19-22). Жил скромно, чудеса делались для обеспечения многих верующих людей и свидетельства Божьей славы.
Апостолы - оставили все, чтобы пойти за Мессией. Изначально были ориентированы не только на духовное, но на значимые посты в новом правительстве. Ходили рядом с Иисусом, учились у Него, делали то что Он говорил. Для служения стали наделены особыми полномочиями (Матф.10:1). Далее в момент кризиса испугались и бежали, но покаялись и продолжили служить Богу своими сверхъестественными полномочиями даже в случае конфликта интересов с общественным мнением и властными структурами. Материальных богатств не имели. Организовывали жизнь общины так, чтобы не было нуждающихся, но все потребности были удовлетворены.
Иисус - явных признаков богатства мы не видим (излишества не наблюдаются), при том что имеет широкий доступ к материальным ресурсам и использует их в случае необходимости (принимает дар весьма дорогого мира на голову и ноги, арендует осленка для въезда в город, обеспечивает материальный быт всем ученикам и пришедшим к Нему, платит "приличные" пожертвования на храм) и отдает Свою жизнь в жертву для спасения людей, хотя Ему предлагают стать царем.
Какова роль десятины во всех приведенных случаях? Эти люди давали десятину (в том числе и Иисус), так она являлась неотъемлемой частью религиозной практики. Была ли десятина самым определяющим фактором для материальных благословений в их жизни? Нет. Десятина была одним из факторов благочестия, но кроме приношения десятины мы видим другие действия, образ мышления и черты характера этих людей.
Потому чтобы повысить эффективность практики десятины, необходимо обратить внимание на другие важные сферы, которые мы видим в жизни библейских героев.
Благословений,
Виктор
Дополняет Василий Юнак:
В качестве дополнения к ответу прилагаю свою небольшую работу. Хотя она изначально предназначена для того, чтобы сравнить с учением Нового Завета нынешнюю практику десятин в Церкви АСД, тем не менее эта работа вполне отвечает на заданный Сергеем вопрос, потому что описывает закон о десятинах, как он был проповедуем в Новом Завете. http://www.bible.com.ua/lib/go.php?id=439
Дополняет Александр Дулгер:
Я нахожу в Писаниях, что десятина важна, но непосредственное влияние на благосостояние человека оказывает не десятина, отдавать которую наш долг, а размер наших приношений, чистосердечная благотворительность на дело Божье и в пользу нуждающихся.
С радостью давая другим, мы становимся проводниками Божьей благодати в этом мире, каналами, через которые Бог служит своему творению.
Вот тексты, которые свидетельствую об этом:
«... дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать.» (Второзаконие 14:29)
Примечание: в 14-й главе книги Второзаконие с 22 по 29 текст речь идет именно о приношениях (пожертвованиях), хотя там они также названы "десятина". Но это не та святая десятина, которую приносили левитам в храм. Это можно увидеть по тому, на что ее тратили, а именно "отделяй десятину... и ешь" (т.22-23).
«давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» (От Луки 6:38)
"Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело..." (2Кор. 9:7-8)
Более подробно об этом можно прочесть в этом ответе: http://www.bible.com.ua/
С уважением,
Александр Дулгер
Надеюсь, ответ на вопрос о десятине, находится там, где само понятие десятина имеет начало, а, именно, - Библия. Этот вид служения был связан с содержанием Храма в Иерусалиме и служителей, т.е. священников при нём. Новый Завет чётко и каждому говорит о перемене священства, перемене понятия Храма перемене в принципе служения Богу. Читая ответ на вопрос Виктора, создаётся впечатление, что эти принципиальные вопросы не берутся в расчёт, а единственным авторитетом являются отцы Церкви.
Итак, Первосвященник наш сегодня на небесах и заботиться о многочисленных одеянии, утвари и служении вообще - нет необходимости. Священничество же принимает от Бога всякий уверовавший и родившийся свыше я не разделяю одно от другого, но таким образом хочу показать глубину перемены в человеке. И тут возникает вопрос: а кому надо приносить, если священник я, мой брат во Христе и множество др. уверовавших? и ещё, не менее важный: если кому-то и надо уделить от труда своего, то кому решать, сколько и когда?
Уверен, что ответ на первый вопрос прост: твои твой доход - это твоё благословение от Бога на содержание тебя и твоей семьи, что бы ты лично и в составе семьи, как священники Божьи очень надеюсь на осознавание этого креста могли нести Слово людям вокруг тебя. Ответ на второй - ещё проще: никому иному, как тебе, это твоя ответственность правильно распределить свой доход, а разговор, что распределяя его, я уделяю 10 или более в собрание - есть ничто иное, как перекладывание своей ответственности на плечи другого человека, будь то пастор или кто др. Бог тебе вверил, что бы ты вложил без посредников, наш посредник Духом Своим умудряет нас. Если бы ты не мог - Он бы не дал, ведь по силам даётся. Ты видишь нужду рядом с тобой - помоги, а не говори идите с миром, грейтесь и питайтесь, а сам ложа в корзину для приношений.
А если не так, то всякое наше служение будет не угодно Богу. Если ты не рожден от Духа Божьего и священничество для тебя лишь догматика, а не реализация, то, принося десятину, ты всё ещё не переступил порог благодати и служения духом.
Вопрос об устройстве собрания без десятин и приношений оставляю для ищущих и свободных от богословий различного толка, буду рад поделиться своим видинием этого вопроса. Пишите.
Брат! сестра! - ты священник, ты храм Бога живого, так куда же нам нести? не обманывайтесь, созидайте свой храм и тогда увидите, как к нему потянутся люди ищущие истину. И не нам обкладывать приходящих десятиной, а мы приняли служение и обложены немощью Христовой для вкладывания в людей того, чем Бог нас обогатил.
Ну, а для несогласных вопрос: уделяя 10 Богу, кому вы уделяете оставшиеся 90? Вопрос, как в первой своей части, так и во второй касается духовной стороны, поэтому ответ: на себя не годится. Буду рад услышать мнения неравнодушных. Алексей.
Если христианин оказывает материальную помощь людям - не братьям по вере или людям, чьё вероисповедании не известно, например, персонально незнакомым больным на лечение, или же - обобщенно - детскому дому без персонификации, должен ли помогающий осуществлять какое-либо проповедование и вообще начинать разговоры о Господе? Надо ли как-то указывать на Божественное участие в оказываемой людям материальной помощи?
Во Второзаконие 14 главе сказано, что каждый третий год десятину нужно давать левитам, сиротам и вдовам. Это та десятина, которая давалась левитам каждый год, или это уже сверх левитской десятины? Нужно ли сейчас давать десятину вдовам и сиротам каждый третий год? Будет ли грех не дать. Обоснуйте, а то впустую напишите.
Здравствуйте! У меня возник вопрос, касающийся пожертвований Церкви. На вашем сайте есть много вопросов, посвященных десятине, хотя, насколько мне известно, ни Христос, ни апостолы не заповедовали христианам отдавать Церкви десятую часть своего заработка, подарка или иного дохода, т. е. Ветхозаветную десятину. Внимательно изучая Новый Завет, я пришел к выводу, что христианин должен отдавать Церкви столько, сколько велит ему сердце и позволяет состояние. Я буду вам очень благодарен, если вы мне покажете хоть одно место Новозаветного Писания, где бы говорилось о том, что христианин должен отдавать десятину. Пока я ничего подобного не нашел ни на вашем сайте, ни в Новом Завете. Заранее благодарен за ответ!
Что значит быть прихожанином какой-либо церкви? И второй вопрос: церковь я не посещаю в настоящее время. Будет ли правильным принести десятину, грубо говоря, в первую попавшуюся? Еще раз огромное спасибо за вашу рассылку и за помощь!!!
После вычислений с моего дохода, уплаты коммунальных платежей у меня остается мизерная часть денег, как раз 10 часть дохода, на которую я покупаю продукты для питания на месяц, как мне поступать, сеять мне полностью эту сумму или какую сумму могу? Сейчас сею ту сумму, которую могу.
В любом случае в отсутствии храма в какой день и куда несли евреи десятины до распятия Христа? По какому принципу она распределялась? Есть ли какие- либо изменения по этому вопросу в наше время?