Отвечает: Виктор Белоусов
Владислав спрашивает: "Смерть разделяет душу и тело, но через Бога связь между ними сохраняется, поэтому православные молятся перед мощами святых, ведь у праведников эта связь цела. До искупительного подвига Спасителя посмертная связь души и тела была разрушена, по этой причине не было и молитвы у тел почивших праведников.У христианина связь души и тела сохраняется, потому что Бог вездесущ, а тело и душа запечатаны Богом при Крещении. Есть ли подтверждения в Библии?"Мир Вам, Владислав.
В православном вероучениии за этими словами стоят философские концепции, которые достаточно далеко ушли от первоисточника - Библии.
1 часть цитаты: "Смерть разделяет душу и тело, но через Бога связь между ними сохраняется, поэтому православные молятся перед мощами святых, ведь у праведников эта связь цела".
Целостность духа и тела (библейская концепция воскресения из мертвых) осуществляется Богом. Он вездесущ, т.е. Его можно найти в любой точке пространства. Особое условие присутствия Божьего - это не тело умершего праведника (такого нет ни в Ветхом Завете, ни в Новом), а присутствие нескольких живых людей, которые собрались во имя Христа:
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
(Матф.18:20)
2 часть цитаты: "До искупительного подвига Спасителя посмертная связь души и тела была разрушена, по этой причине не было и молитвы у тел почивших праведников."
Здесь есть некоторое отличие с официальной православной доктриной о почитании мощей - т.к. первым "примером мощей" называют как раз ветхозаветние кости Елисея.
20 И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году.
21 И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.
(4Цар.13:20,21)
Если до искупительного подвига Христа "посмертной связи души и тела" не было - то как же чудо воскресения от костей Елисея. Хочу заметить что в тексте ничего вообще не говориться о какой бы то ни было связи между телом и душой, просто описан факт воскресения. Это было Божьей чудо, в котором прославлялись не чудотворные кости Елисей, а могущество Бога. Никто эти кости не перенес в Иерусалимский храм и не почитал их как святыню.
Отношение к мертвым в Израиле было достаточно прозрачным - тело какого-либо (праведного или грешного) умершего человека нечисто.
11 Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней:
12 он должен очистить себя сею [водою] в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист;
13 всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля, ибо он не окроплен очистительною водою, он нечист, еще нечистота его на нем.
(Чис.19:11-13)
"Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу: [прикосновением] к отцу своему, и матери своей, и брату своему, и сестре своей, не должен он оскверняться, когда они умрут, потому что посвящение Богу его на главе его; во все дни назорейства своего свят он Господу." (Чис.6:6-8)
Святость святилища несовместима с телами умерших людей - так понимается и по сей день в традиционном иудаизме, так понимали христиане первого века.
Второй пример - это воскрешение Лазаря Христом:
38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
41 Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
(Иоан.11:38-45)
Этот пример также происходит до смерти и воскресения Христа - т.е. до Его искупительного подвига. Соответственно для чуда была не было "посмертной связи", но был живой Господь - Который и сотворил это чудо.
3 часть утверждения: "У христианина связь души и тела сохраняется, потому что Бог вездесущ, а тело и душа запечатаны Богом при Крещении."
Крещение это не запечатывание тела и души (по крайней мере - об этом Библия ничег не говорит), а обещание Богу доброй совести:
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
(1Пет.3:21)
Если после крещения человек выбирает нарушить завет с Богом, идет против совести и Божьих заповедей - то такой человек погибнет, и никакая связь души и тела, к сожалению, ему не помогут для спасения.
Какой вывод можно сделать из всего этого?
Библия ничего не учит о специальной посмертной связи между телом и душой праведников. Единственная связь, которая объективно существует - это Бог - потому что только Бог сотворил из безжизненной земли живого Адама и воскрешает людей из мертвых (как в Ветхом, так и в Новом Заветах). Если воспринимать связь между телом и душой как залог будущего воскресения, то Бог воскресит как праведников, так и грешников для суд (соответственно такая "посмертная связь" может быть как у правдников, так и у грешников):
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.
(Иоан.5:29)
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.
(Откр.20:4,5)
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
(Откр.20:12-14)
Залог вечности - это Христос, Который умер вместо нас за наши грехи.
Потому лишь спасение через веру во Христа может дать вечную жизнь.
Благословений Божьих,
Виктор
Зачем в раю было дерево жизни? Ведь тогда Адам и Ева были бессмертны. Интересно ели они от этого дерева, о нем БОГ не давал предписаний до греха, лишь после стал охранять его с помощью херувима.
Доброго времени суток вам! Я совсем не давно начала изучать Бога и у меня есть такой вопрос который просто не дает мне покоя! Говорят, что у женщин нет души, так что же получается, что когда Иисус Христос во второй раз придет, то в рай он заберет только мужчин и все женщины либо исчезнут с лица земли на вечно, либо на вечно обречены на ад???
P.S. Я прошу прощения если вопрос покажется вам глупым, но он меня очень волнует! За ранее спасибо за ответ.
После того, как завершится Страшный Суд, праведники попадут в рай, а грешники - в ад. В святом Евангелии сказано, что муки в аду вечны. Но я не вижу в этом смысла. Какой смысл в том, чтобы грешники горели в аду вечно? То есть, для полного хеппи-энда их вечные муки не нужны. Миссия завершена, праведники в раю. Зачем им наблюдать муки грешников, когда их задача выполнена? Один монах сказал мне, что ад будет показательным примером для праведников, то есть, для того, чтобы они не повторили восстание дьявола. Это глупо.
Недавно в церкви купила книгу о покаянии и там рассказывалось, как за одной женщиной пришла Смерть и отрубала ей руки, ноги, голову. С тех пор я боюсь умереть. Правда ли, что после жизни нам Смерть будет отрубать конечности?
Однажды мне позвонил религиозный проповедник и я с ним начал говорить на Библейские темы. В результате у нас возникла дискуссия по вопросу: обладает ли душа разумом? Или разум это всего лишь свойство живого существа?
Как объяснить тот факт, когда Иисус на кресте сказал разбойнику сегодня ж будешь со мной в раю, явление Моисея и тп. Если при этом все после смерти попадают в шеол?