Приветствую вас.

Разница в датах Великого Поста и Пасхи между Армянской Апостольской Церковью и Русской Православной Церковью происходит по причине разного принятия реформы календаря. Я полагаю, что вы слышали о том, что наш нынешний, так называемый, Григорианский календарь сменил в своё время старый Юлианский календарь.

Юлианский календарь, созданный ещё до нашей эры, имел некоторую ошибку, которая требовала дополнительных високосных месяцев время от времени и давала погрешность на несколько дней, которая увеличивалась постоянно. Григорианский календарь был подправлен и лишён этой погрешности.

Различные страны и народы принимали Григорианский календарь в разное время. Например, Советская Россия сделала это только в 1918 году, после Октябрьской революции. До этого момента вся Российская империя следовала Юлианскому календарю.

Разницу между этими календарями мы до сих пор чувствуем из-за того, что празднуется у нас так называемый Старый Новый Год в ночь с 13 на 14 января, а не в декабре. То есть на сегодняшний день разница между Старым Юлианским и Новым Григорианским календарем достигла 13 дней.

И вот в связи с этим Восточная Православная Церковь празднует свои Пасхалии, всё идёт от Пасхи. Пасха как центральный праздник даёт начало всему, а Великий Пост, привязанный к Пасхе, обычно соблюдается на протяжении 40 дней до Пасхи.

Правила у Западной Церкви и у Восточной Церкви одинаковы. Армянская Церковь живёт по правилам Западной Церкви, то есть уже по Григорианскому календарю, а Восточная Церковь живёт всё ещё по Старому Юлианскому календарю. Правила высчитывания Пасхи в христианстве одинаковы: считается, что после весеннего равноденствия, после первого полнолуния, первое воскресенье будет Пасхой.

Однако Восточная Церковь наблюдает не реальное астрономическое событие весеннего равноденствия, а высчитывает его по своему календарю. И по этой причине сдвиг между этими двумя праздниками, восточным и западным, между этими двумя традициями может составлять до пяти недель.

Я сейчас не буду вдаваться в подробности высчитывания Пасхи и расчёта её, не буду вдаваться в подробности календаря. Суть заключается в том, что это привязано одно к одному календарю, который называется по старому стилю, другой по другому календарю, который считается по новому стилю. Иногда, очень редко, эти Пасхи совпадают, но это бывает не так часто. В 2001 году, между прочим, совпадала Пасха и западная, и восточная, и даже иудейская. В западной традиции иногда бывает, что христианская Пасха будет раньше иудейской. В восточной традиции это недопустимо, но и не получается, так как восточная Пасха сдвинута на позже по причине своего отстающего календаря.

И вот теперь хотелось бы немного поговорить о самих праздниках попутно, сказать следующее. Пасха не на день весеннего равноденствия, а ориентировалась на созревание ячменя, потому что сразу после Пасхи на следующий день по Библии был праздник принесения первого снопа. Этот первый сноп ячменя должен был быть сжат в этот день, до этого дня никакой жатвы делать не должно, до этого дня ничего из нового урожая есть нельзя, и все дожидались Пасхи, потому что только после Пасхи можно было начинать жатву. А мы знаем, что зерновые, если чуть-чуть переждать, они погибнут, если чуть-чуть не дождать, тоже не есть хорошо. Поэтому еврейский календарь всегда подгонялся под иудейскую Пасху, которая привязывалась к жатве ячменя.

Иудейская Пасха была в память о выходе израильского народа из Египта, когда закололся пасхальный ягненок, указывавший на смерть Иисуса Христа. И на самом-то деле Пасха совпадает со смертью Иисуса Христа, потому что мы понимаем по Библии, что Иисус Христос был распят именно тогда, когда закололи пасхального ягненка. Это вечером накануне пасхального дня. Это вечером накануне выхода из Египта. Христианская Пасха празднуется не в честь или в память о смерти Иисуса Христа, а в память о воскресении Иисуса Христа. Поэтому Иудейская Пасха выпадает на любой день недели, а Христианская Пасха привязана исключительно к воскресению, к дню, в который воскрес Иисус Христос. То есть акцент смысла Пасхи сдвинулся.

И это очень серьезный вопрос, потому что для верующего человека играет большую роль смерть Иисуса Христа, потому что это жертвенный агнец, который берет на себя грех мира. А воскресение Иисуса Христа — это естественное следствие, потому что смерть не могла удержать Христа-победителя в могиле, и еще потому что Христос должен был продолжать совершать спасение в небесном святилище, ходатайствуя, а затем совершая суд. Таким образом, Христианская Пасха не только ввела совершенно новые небиблейские принципы празднования, но и придала совершенно другой смысл жертве Иисуса Христа, переведя все на его воскресение. Воскресение — важное событие, но оно важное событие как продолжение главного события. Апостол Павел в одно время сказал, а я не хочу знать ничего, кроме Христа и притом распятого (1-е Кор. 2:2). Распятый Христос — это суть Пасхи. Кажется, что это не совсем приятный праздник, но именно в этом победа Иисуса Христа над грехом, над смертью и над всем остальным. Смертью смерть поправ. Так написано, так поётся, так празднуется, но почему-то об этом говорят меньше, чем о воскресении Иисуса Христа.

Далее, говоря об этих праздниках и говоря о Великом Посте, следует сказать ещё один интересный момент. Великий Пост предшествует Пасхе. Но почему? Великий Пост соблюдается в память о посте Иисуса Христа, когда он только вышел на служение, сразу после крещения. Великий Пост должен быть привязан, если уж на то пошло, к окрещению, но он привязан к Пасхе. И здесь есть целый ряд интересных моментов, которые заставляют нас пересмотреть свой подход к христианским традициям и больше обратиться к библейским традициям. Потому что христианская традиция как бы устанавливает совершенно иную последовательность событий из жизни Иисуса Христа. Изучая Священное Писание, изучая то, что говорит Библия, мы видим, что наше спасение, совершенное Иисусом Христом, происходит по принципу, представленному в Моисеевой скинии, состоящей из трёх частей: двора, первого отделения и второго отделения. И потом это все отразилось в жизни Иисуса Христа, в его служении, которое началось с его крещения, затем 40 дней поста и искушения в пустыне, затем его жизни и учения на протяжении трёх с половиной лет, затем его смерти на Голгофском кресте, а после воскресения, вознесения и начала служения в небесном святилище, которое продолжается до сих пор. И это продолжение нашего спасения, которое завершится тем, что образно представлено в Откровении Иоанна как выход из небесного храма и после этого уничтожения греха в конце тысячелетия. Сразу после выхода из храма будет пришествие Христа, которое ознаменуется возложением всех грехов человеческих на сатану и последующим его уничтожением, а потом установление вечного царства Христа.

К сожалению, последовательность христианских праздников не позволяет увидеть нам именно вот такую последовательность нашего спасения, а, следовательно, и само понимание спасения искажается и сводится к чему-то иному, в большей части к соблюдению ритуалов, чем к следованию за Христом. Поэтому я благодарен вам, что вы подняли этот важный вопрос, который начинается из традиционных праздников, но который должен привести нас к пониманию спасения, совершенного Христом, и к тому, как мы можем спастись благодаря его жертве на Голгофе.

Да благословит вас Господь!

2
Похожие вопросы
Мир Вам, брат Владимир! Мы уже неоднократно отвечали на этот вопрос. Смотрите наш раздел Церковные праздники. Нет, церковь АСД не совершает праздничные рождественские и пасхальные богослужения. Иногда общины на местах принимают решение провести торжественное богослужение, приуроченное к тому или ... Читать далее
1
Приветствую Людмила! Считается, что Дионисий Малый в 525 г проводил свои вычисления при разработке пасхальных таблиц для Папы Римского Иоанна I, и тогда же разработал новую систему рассчета годов, а в 532 г он предложил ввести новое летоисчисление от рождества Христова. Но повсеместно (кроме России... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Почему до сих пор празднуют Пасху?

Здравствуйте! Буду рада ответу на вопрос. почему ПРАЗДНУЮТ пасху до сих пор? Ведь это ветхий завет, не всегда актуальный для многих церквей, как они сами утверждают. А если и празднуют, то почему на свой лад, а не так как было сказано в библии. И при чем тут Иисус к Пасхе, тем более, что он на Пасху умер, а говорят воскрес воскрес -то он не в Пасху. И вообще все приготовления к этому якобы празднику совершенно не соответствуют Библии.  Спасибо за ответ.

Спрашивает
Анна
Приветствую Вас, Сестра Анна! В одном из своих недавних ответов о Пасхе я отмечал, что мы пасху не празднуем. Да, мы можем использовать праздник Пасхи как повод для того, чтобы поговорить с людьми о Боге, о спасении, о вере. Мы даже планируем особые богослужения на это время для того, чтобы приглас... Читать далее
3
Напомним, что события, которые вспоминаются в день Святой Троицы записаны в Деяниях 2 главе:Традиционные дни празднования дня Святой Троицы (день Пятидесятницы) в православии высчитываются исходя из даты празднования Пасхи - это пятидесятый день после Пасхи. Сейчас же сама суть праздника кажется затмилась языческими обрядами, которые тесно прижились в народе. День Троицы в основном и ассо... Читать далее
3
Отвечает
Василий Юнак
Что библейское отсталось в современной Пасхе?

Да и нынешний праздник пасхи, как его празднуют христиане, не имеет практически ничего библейского в себе! Достаточно только прочитать в Библии, как там предписывается праздновать Пасху. А что конкретно Вы имеете в виду? И из Нового ли Завета будет цитата?

Спрашивает
Павел
Приветствую Павел! Нет, из Ветхого. В Новом Завете нет уже Пасхи. Она пришла к своему завершению, исполнившись в смерти Иисуса Христа. В Новом Завете есть Вечеря Господня, которую надо совершать "всякий раз". А те, кто продолжал праздновать Пасху и в Новом Завете - это были иудеи и иудействующие. И... Читать далее
2
Мир Вам, Александр. Сегодня жатвенное собрание - это уже традиция, но безобидная. В древнем Израиле это был праздник потрясения первого снопа. Но исполнение его уже случилось, когда со смертью Христа воскресли некоторые усопшие. Привожу текст:Сегодня - это не праздничный день, и он не фиксированный. Просто как традиция в церкви воздать  Богу благодарность за урожай, и тему проповеди перевести в русло духовного урожая и на факт Пришествия Христа. Обычно на это жатвенное служение стараемся приглашать людей неверующих с миссионерской целью.... Читать далее
2
Если мы посмотрим на диету героев Библии с точки зрения сухоедения, то самый яркий пример — это Иоанн Креститель, чьей пищей были акриды и дикий мед. Вопрос о том, может ли мед считаться продуктом для сухоедения или сыроедения, пусть остается на усмотрение каждого. Что касается акридов, здесь мнения... Читать далее
2
Мир вам, Алина! Начну со второго вопроса, надо ли праздновать Рождество христианам. Ну самый простой напрашивающийся ответ - если не христианам, то кому же это событие праздновать?)) Иудеи многие события своей истории отмечали праздниками и продолжают отмечать по сей день - Суккот, Ханука, Йом - Ки... Читать далее
1
Отвечает
Виталий Колесник
Крашенные яйца и куличи - это языческие символы?

То есть, на Пасху нельзя красить яйца?

Спрашивает
Анна
Здравствуйте, Анна! Скажем так, что в Писании мы не находим повеления о том, чтобы красить яйца и делать сладкие куличи на Пасху. В Писание сказано: После того, как Христос принес себя в жертву, мы уже не закалываем пасхального агнца, но используем в качестве пасхи хлеб, который не был замешан на дрожжах, то есть не был заквашен, не бродил, так как брожение в Библии ассоциируется с грехом. Писание говорит, что:... Читать далее
2
Отвечает
Василий Юнак
Празник пасхи - это воскресенье Христа, неужели правитель римский уже отмечал празник пасхи?

У меня много вопросов по библии, но ни на один мне не могут ответить пример. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Как так праздник пасхи это воскресенье христа, правитель римский уже отмечал праздник пасхи. У евреев нету пасхи , есть песах  когда бог даровал манну, хочу услышать почему такое не соответствие и их много в библии.

Спрашивает
Валерий
Приветствую Вас, Брат Валерий! Во-первых, манна была дана вовсе не на "песах", как Вы пишете. Это было повседневная пища для евреев, путешествующих в пустыне. Манна была дана народу через месяц после выхода из Египта, то есть через месяц после праздника "песах". Об этом можно прочитать в книге Исхо... Читать далее
2