Грех и спасение17 апреля 2023
Отвечает
Василий Юнак
Богу известно кто спасется, а кто - нет?

У меня есть вопрос, на который я не могу ответить себе. Я понимаю, что суть Божия и промысел Его не доступен для человека, но тем не менее... С одной стороны судный день предречен, т.е. уже известно, что будет. Следовательно Богу известно кто спасется, а кто - нет. Или я ошибаюсь? Тогда получается некий детерминизм, а это противоречит понятию свободной воли. Делее, если развивать мысль в эту сторону, то появится понятие судьбы и т.д. С другой стороны, мне сложно допускать мысль, что Бог не знает кто спасется. Как быть?

Спрашивает
Павел

Дорогой Брат Павел!

Вы затронули интересный, но весьма нелегкий вопрос. Христианство поделилось на этом вопросе. По русски этот "детерминизм" называется "предопределение". Целый ряд христиан верят в предопределение в том или ином виде. Другие совершенно отказываются от этой идеи, даже не смотря на то, что Библия содержит некоторые тексты, которые легко истолковываются с позиции предопределения.

Сразу же скажу, что я НЕ нахожу в Священном Писании предопределения или судьбы. Я верю в свободную волю человека. Я верю во Всеведение и Всемогущество Божье. Я признаю, что я не в силах в совершенстве постичь Его. Тем не менее, у меня сложилось следующее представление относительно предопределения:

Господь знает будущее, знает конец от начала. Но знает ли Он, кто погибнет, а кто спасется? Я затрудняюсь дать однозначный ответ. Но если я скажу, что "Бог НЕ ЗНАЕТ, останусь ли я верным Ему или откажусь от Него", я не думаю, что этим я приуменьшу или ограничу Всеведение Божье. Господь не создал роботов, живущих в заранее запрограмированном мире. Господь не создал Люцифера, который в определенный момент должен был стать сатаной. Господь не создал Адама и Еву, которые в определенное время должны были согрешить, с тем, чтобы потом запустить всю систему искупления. НО при всем этом ни появление сатаны, ни грех первого человека, ни какие-либо мои действия, НЕ ЗАСТАЮТ БОГА ВРАСПЛОХ. Бог НЕ ЗНАЛ всего этого, НО ПРЕДВИДЕЛ. Возьмем, например, игру в шахматы. Представим себе самого-самого гроссмейстера играющего против школьника. Кто победит? Сомнений быть не может - гроссмейстер, профессионал. И хотя какая-то ничтожная доля возможности остается, что этот школяр - будущий супер-гроссмейстер, и что он по своей простоте и нелогичному мышлению загонит профессионала в тупик, все же, исход борьбы предрешен с самого начала. Так? Полагаю, что со мной согласятся почти все. Но знает ли наш гроссмейстер, как пойдет игра? Может ли он до начала игры нарисовать всю схему ходов? Нет, конечно же. Он может видеть игру на несхолько ходов наперед. Он может предсказать, к чему приведут те или иные ходы противника. В некоторых ситуациях он может даже с очень большой точностью предсказать добрую часть игры, особенно, если ему хорошо известен стиль игры противника. Но эта игра остается игрой, а не передвижением фигур по заранее предписанному плану. И в любой игре остается масса непредвиденного и неизвестного. И профессионализм гроссмейстера заключается в способности предвидеть это непредвиденное и неизвестное, и заранее застраховать себя от него.

Так вот, в моем представлении, Бог - это супер-Гроссмейстер, играющий одновременно на биллионах досок, каждая в биллионы фигур. Но Он способен предвидеть в точности многие ходы потому, что Он в совершенстве знает законы причинно-следственной связи и характер действия каждого Своего творения. Бог мог не знать, что именно Люцифер, а не какой другой ангел станет сатаной. Но Бог знал, что такая возможность существует, и потому заранее имел путь для выхода из этой ситуации. Бог знает Вас и меня. Он знает, как мы будем вести себя в той или иной ситуации, потому Он может предсказать результат наших действий. Но при всем этом имеется некоторый НЕ ПОДКОНТРОЛЬНЫЙ БОГУ элемент, который делает из нашей жизни не унылое движение по предписанной программе, а насыщенную борьбу между добром и злом. Сомнений нет: Бог победит сатану, и истина победит ложь. Но какой ценой? И если кому выгодно говорить о предопределении, то это лишь сатане: "Ты даже и не пытайся, все равно ты там не будешь". Или: "Можешь уже не беспокоиться о своем спасении - ты уже спасен, и теперь никакие твои плохие действия не погубят тебя". Только сатане выгодно рисовать такого Бога, который ПРЕОДПРЕДЕЛИЛ СУДЬБУ каждого. Но я не боюсь сказать: есть то, что даже Всезнающий Бог не знает. Есть то, что даже Всемогущий Бог не может. И это то, что Бог СОЗНАТЕЛЬНО отнял у Самого Себя, дав нам свободную волю выбора.

Но этих моих слов недостаточно, потому требуется некоторое исследование Библии, потому что вопрос предопределения принимает самые разные формы, включая и такой, весьма чувствительный вопрос, как уверенность в спасении.

"Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось" (Ис. 46:10). Эти слова не обязательно означают предопределение. Представьте себе игру в бильярд. Вот все шары замерли в определенном положении. Игрок направил свой кий на один шар и приготовился ударить. Специалист, видя всю раскладку и направление удара, может тут же сказать, как разлетятся шары, какой шар полетит куда и какой с каким столкнется, и даже можно предсказать последствия их столкновения - какой из них повлияет на другой, и т.д. можно проследить всю цепную реакцию от удара по одному шару. Итак, результат этого удара предрешен? Еще нет, потому что не известна сила удара, что может повлиять на целый ряд последствий. Но даже если нам известна и сила удара, все равно остается вопрос: траектория движения шара предопределена или предсказана? Если бы каждый шар в отдельности имел свою волю и мог остановиться, где ему вздумается, можно было бы предсказать все движения шаров при ударе? И да, и нет! Да - после определенного момента. Нет - потому что определенные действия непредсказуемы. Игра в бильярд и игра в шахматы - предсказуемы, потому что в них играют только два ума и две воли, но все движения происходят по строго предписанным законам. Игра в футбол уже менее предсказуема, потому что здесь играют два десятка умов и волей. И все же, некоторые берутся предсказывать исход борьбы и здесь, потому что они знают способности команд и условия игры. Бог гораздо более способный предсказатель. Он в точности знает характер каждого игрока. Он более точно чем самый быстрый и мощный компьютер может исчислить все траектории движения хоть бильярдных шаров, хоть футбольного мяча. И потому Он ЗНАЕТ от начала то, что ПРОИЗОЙДЕТ в конце. Но Его знание не императивно, то есть оно не является предписанием к исполнению, а всего-лишь профессиональным предвидением ВСЕХ возможных обстоятельств с учетом характеристик участвующих сторон.

"... что предопределено, то исполнится" (Дан.9:27;11:36; Деян.4:28; 17:26,31 и др). Предопределение - это не обязательно точно расписанные пошаговые действия на каждый определенный момент времени. Как мы знаем, Господь живет вне времени, и "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2Пет. 3:8). Потому предопределение здесь более означает своеобразную гарантию, что обещанное Им произойдет во что бы то ни стало. И у Бога есть достаточно методов для того, чтобы повлиять на ход событий. Мы иногда говорим о случайностях или стечении обстоятельств. Но если подумать, то случайностей не бывает, но все в мире закономерно. Что же касается "предопределенных" действий, которые ожидаются от какого-либо разумного существа, которое имеет право выбора (человек, ангел, сатана), то здесь Господь, прекрасно знающий законы причины и следствия, знающий характер и намерения того или иного разумного существа, предсказывает их действия и поступки. Причем, почти все подобные предсказания условны: "Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его" (Иер. 18:7-10; см Исх. 15:26; 3Цар. 21:29; Иез. 33:8,9).

29Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
30А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
Рим. 8:29-30

Этот текст особо хорошо раскрывает сущность предопределения Божьего: Господь вначале "предузнал", то есть, используя Свои способности, узнал, что тот или иной человек сделает по собственной воле, а затем "предопределил" это действие, то есть, допустил это действие в жизни того человека.

Я согласен, что не все совершенно очевидно и понятно в вопросе предопределения или детерминизма, но Господь действительно не навязывает Свою волю творению Своему, и не расписывает все их действия. Он только предузнает их и предсказывает. А также Он имеет Свои определенные планы, которые проводит в жизнь, когда соответствующие обстоятельства наступают.

Благословений,

Василий Юнак

2
Похожие вопросы
Приветствую Дмитрий! Ставить ставки само по себе нейтрально, но вопрос как это делать. Одна ситуация если ставить на заранее известный результат и таким образом обманывать, а другое дело просто ставить в расчете на везение. Но и тут есть момент - или это просто хобби или это игровая зависимость.:Касательно второй части вопроса, можно ответить словами Фрейда, что иногда сигара, это просто сигара. Мало ли что приходит в голову человеку, особенно если голова занята мирской суетой. Читайте Библию, изучайте ее, ищите Царствия Божьего сегодня, сейчас и странные мысли перестанут вас беспокоить. ... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Как понять третью заповедь?

Что значит Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно? Именно Имя? И что значит напрасно? В моём окружении есть очень много людей, от которых за время разговора я могу услышать слово Господи не один раз, то есть это тоже неправильно?

Спрашивает
Иван
Доброго вам времени суток, Иван! Я хочу предостеречь вас от одной из самых главных ошибок, которые могут совершить люди, вставшие на путь поисков Бога.  Совершая эту ошибку, человек однажды обязательно окажется тем, кто осуждает других, но не способен видеть самого себя.  В чём же эта ошибка? В поп... Читать далее
1
Отвечает
Михаил Чичин
Отношение к согрешающим.

У меня вопрос к Михаилу Чичину по ответу. Из ответа делаю вывод, что людей, повевшихся на сделку с совестью, необходимо исключать из Церкви и сторониться их, относясь к ним уже, как к безвозвратно павшим людям.

Однако, фразы чтобы они научились не богохульствовать в 1Тим.1:20 и чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа в 1Кор.5:5 показывают переживание Павла за судьбу этих людей. И производимые им действия направлены на спасение ИХ духа и возвращение в среду народа Божьего.

В отличие от этих текстов текст в Рим.1:24 говорит о действительно не ищущих покаяния отступниках, возгордившихся  и упивавшихся своими мудрствованиями. Ваше мнение? Божьих благословений.   

Спрашивает
Юрий
Юрий добрый день. В ответе на вопрос, на который Вы ссылаетесь, я сделал следующий вывод: «человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под террор Сатаны». В практике многих христианских современных церквей – исключение из ... Читать далее
2
Отвечает
Александра Ланц
Когда я злюсь на какого-то человека, у меня появляется вдохновение... хорошо это или плохо?

Здравствуйте! У меня такой вопрос. Когда я злюсь на какого-то человека, у меня появляется вдохновение: я пишу стихи и могу даже в некоторых случаях рассказ написать. Меня интересует - хорошо это или плохо? Спасибо....

Спрашивает
Борис
Мир вам, Борис! Любой талант, любая способность в человеке - это дар от Бога. Однако, надо быть осторожным в том, какое сердце в человеке. Ведь именно наше сердце окрашивает наши дела (даже самые лучшие) либо в небесный цвет праведности, либо во тьму беззакония. Господь смотрит именно на сердце чел... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Шалом, Михаил! Вот один их самых ярких отрывков относительно заданного вопроса:Не запах паленого мяса приятен Господу, а запах сгорающего греха. Любой из нас больше ли, меньше, но мучается от собственных неправильных действий, от темноты и грязи собственного сердца, а Бог желает даровать каждому человеку освобождение от этого. Как освободиться от чувства вины за то, что сказ... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Умалчивать о правде - приравнивается ли это ко лжи?

Мой знакомый говорит, что лучше недоговорить что-то, чем соврать. На мой взгляд, это приравнивается к греху: не лги. Ведь ты вводишь человека в заблуждение и утаиваешь что-то. Плохо ли недоговаривать? 

Спрашивает
Елена
Доброго вам времени суток, Елена! Самое главное правило, которое запечатлено в заповеди Бога: не лжесвидетельствуй. Иными словами: не говори ложь.   Имеется ввиду процесс говорения, произношения. О лживых устах в Библии сказано очень много. Как ни странно, но многим из нас нелегко исполнить даже эт... Читать далее
1
Отвечает
Игорь
Как переводится слово грех?
Спрашивает
Максим
Приветствую Максим, Не совсем ясен Ваш вопрос. Вы спрашиваете, что такое грех? Если да, то Библия сама отвечает на этот вопрос:Согласно Википедии, в русском языке слово «грех» очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом, означающим «промах, погрешность, провинность», а иудеи — словом «хэт» (непреднамеренный грех) — «промах».... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Ответственен ли Бог за зло?

Если  Бог действительно знал обо всем этом заранее, что первая человеческая пара согрешит, то это означало бы,  что он положил начало греху, когда создавал человека, и тогда Он ответственен за все человеческое зло и страдания. В том числе за войны, несправедливость и горе , так ли это?

Спрашивает
Павел
Мир Вам, Павел! Бог ответственен за то, что дал "свободу" и "выбор". Любая свобода подразумевает как возможность неверного выбора, но также возможность развития и личной ответственности за свой выбор. Если бы Бог заставил человека согрешить - тогда Он бы и отвечал за это. Но Бог дал выбор, человек... Читать далее
2
Отвечает
Александра Ланц
Надо ли каяться во всех грехах во грехах? А если я не помню свои грехи?

Вы пишете, что любой неисповеданный грех может закрыть перед нами дверь спасения".  А если я не помню уже какие грехи за сегодня, а тем более за всю свою жизнь совершал? То надо специально вспоминать? И, кстати, сожалеть обязательно перед Богом вслух? - а можно не конкретизировать грехи, а сказать например – прости, если я где сегодня согрешил? Вы так же пишите: "исповедание перед Богом своих грехов в любой форме необходимо". Какие например бывают формы исповедания?!

Спрашивает
Славик
Мир вам Славик! Речь, безусловно, идёт прежде всего о тех грехах, которые нам известны, как грехи, и о которых мы помним, и  о которых Святой Дух напоминает нам, чтобы подвигнуть нас на исповедание. Именно эти неисповеданные грехи могут закрыть перед нами дверь спасения. Но давайте повнимательнее... Читать далее
2
Отвечает
Дмитрий Рыкин
Скажите, пожалуйста, считается ли клятва, когда ничем не клянешься?

То есть я клянусь, что этого не сделаю. Если ее нарушить будет ли это грехом? Спасибо.

Спрашивает
Ольга
Добрый день, Ольга. Мы не должны говорить пустые слова. Все, сказанное нами, следует выполнять. Иисус Христос сказал по поводу клятв: С уважением Дмитрий... Читать далее
2