Отвечает
Василий Юнак
Что такое "межконфессионализм"? Различие между "конфессией" и "деноминацией".

Встретил тут однажды в книжке, и не понятно из контекста, что это за зверь такой...

Спрашивает
Андрей

Дорогой Брат Андрей!

Ваш вопрос весьма кстати, так как он продолжает тему предыдущего вопроса. Определение "церкви" весьма сложно, и используется людьми для самых разных понятий. Для одних "церковь" - это просто здание, в котором происходят богослужения. И хотя церковное здание - это храм, а не церковь, но мы вынуждены считаться и с таким значением слова "церковь" хотя бы потому, что его используют тысячи людей. Как мы увидели в предыдущем вопросе, "церковь" может также означать формальную церковную организацию (например, Католическая, Православная, Баптистская и т.д.). И это правильное использование слова "церковь". Хотя точное значение это слова - "собрание верующих людей", и в таком смысле может относиться как к церковной организации, так и к отдельно взятой группе верующих, собранных в одном месте, то есть к "поместной церкви", к "церковной общине". И, конечно же, существует Церковь истинная, небесная, невидимая, состоящая из всех верных детей Божьих на земле, чьи имена записаны в Книгу Жизни. Но ввиду того, что нам, людям, не дано читать сердца людей (1Цар. 16:7), нам и не дано определять, кто же принадлежит к этой Церкви. Потому мы говорим о ней только условно, не называя имен.

Для того, чтобы как-то облегчить понимание, о какой именно "церкви" идет речь, используются другие слова, являющиеся синонимами тому или иному значению "церкви". Я их уже привел, пытаясь описать различия, а также я включу эти значения в словарик. А пока отвечу о конфессиях и деноминациях.

"Конфессия" - означает "вероисповедание" (сравни английское confess); "деноминация" - означает "подразделение", "иное наименование". Оба эти слова являются синонимами слову "церковь" в значении "церковная организация". Я не вижу разницы между "конфессией" и "деноминацией".

В последнее время появилось довольно много церквей (в смысле "церковных организаций"), которые относят себя к категории "неденоминационных" или "межконфессиальных". Эти категории следует пояснить более детально, и легче это сделать, используя английскую терминологию, тем более, что все такие церкви берут свое начало в США или других англоязычных странах.

Помимо классических деноминаций (конфессий, церквей) стали появляться NON-DENOMINATIONAL ("неденоминационные" или "внеконфессиональные") и INTER-DENOMINATIONAL ("интерденоминационные" или "межконфессиональные") церкви и организации.

Рассмотрим вначале вторую группу - интерденоминационные или межконфессиональные организации. Они выросли из христианских миссий, которые включали в себя приверженцев нескольких деноминаций. При этом такая организация, признавая различия в вероисповедании разных деноминаций, предоставляет разным верующим полную свободу исповедания своей религии, но имеет определенную цель, которая и объединяет разных верующих. Как правило, такая цель не зависит от различий вероучения. Это может быть распространение Библий, общехристианской литературы, компьютерных программ или видеофильмов, или определенная деятельность, направленная на обслуживание разных церковных организаций, как например проведение семинаров по росту церкви или по служению малых групп. Со временем на базе таких организаций появились межконфессиональные церкви, в которых богослужения проводятся так, что они устраивают всех участников, то есть, не затрагивая различий в учениях. Таких церквей не много, и обычно они не имеют членства, а служат более для удобства отдельных христиан, которые не имеют возможности попасть на богослужение в "своей" церкви. Одним из примеров такой церкви была наша армейская церковь, в которой все верующие солдаты собирались на общие богослужения, не зависимо от их вероисповедания.

Неденоминационные церкви возникли как церкви определенного пастора, чьи проповеди нравились людям. Поначалу эти церкви принадлежали к какой-то деноминации, но позже по различным причинам (пригласили пастора из другой деноминации; разошлись в доктринальных или организационных мнениях с другими церквами своей деноминации; не пожелали финансово поддерживать деноминационный центр) эти церкви стали совершенно независимыми. Их стали различать по имени пастора или по имени церкви (нарицательное имя, например "Церковь на Тверской" или "Благодать", а не наименование деноминации). Люди приходили в эти церкви не потому, что они были согласны с набором доктрин, которых придерживается эта церковь, а потому, что им нарвились проповеди конкретного пастора. С ростом членства росло финансовое благосостояние и пастора, и церкви. У пастора появились ученики, которые стали создавать "филиалы" их церкви, преимущественно в других странах. При этом церкви в тех местах зачастую принимали на себя такое же имя (пример - церковь "Слово Жизни"). Так рождалась новая деноминация, которая не могла быть деноминацией только потому, что не имела конкретных доктринальных отличий. Вся ее особенность заключалась в том, что это церковь такого-то пастора. Такие церкви называются "неденоминационными" или "внеконфессиональными". Часто они объединяются в конвенции и сообщества. В России большинство из них вошло в ассоциацию ХВЕ по двум причинам: (а) в своем большинстве они являются "харизматическими" церквами; (б) согласно Российскому законодательству они не могут получить регистрацию иным путем.

Благословений,

Василий Юнак

1
Похожие вопросы
Отвечает
Александра Ланц
Один Господь, одна вера, одно крещение. Почему тогда столько религий?

И Иисус считал веру фарисеев другой религией?

Спрашивает
Олег
Доброго вам времени суток, Олег! Вы задали вопрос по тексту, который сейчас, во времена экуменизации общества так любят цитировать все экуменисты, что уже практически невозможно увидеть истинный смысл за этими важными словами апостола Павла.  А всё потому, что дергаем тексты из контекста. Смотрите,... Читать далее
1
Отвечает
Александр Дулгер
Есть ли в Библии указания не работать в дни церковных праздников?

Есть ли в Библии указания не работать в кокой-либо другой день кроме субботы?

Спрашивает
Игорь
Мир Вам, брат Игорь! Такого указания в Библии нет. Единственные церковные выходные, которые перечислены в Библии, это иудейские храмовые праздники, которые описаны в 23-й главе книги Левит (см. Левит 23:4 и далее). В некоторые из этих дней Бог повелел иметь выходной. Однако, как Иерусалимский храм,... Читать далее
1
Отвечает
Александр Серков
Чем отличается вероучение вашей церкви от пятидесятников и других?

Можно попросить вас кратко, по пунктам пояснить, чем толкование вашей церкви отличается от толкований моей пятидесятники или какой другой. Попробовала в поиске, но конкретного ответа не нашла, хочется поразмышлять, может мы действительно понимаем так, как нам удобно и хочется понимать. Хотя бы самое основное, пожалуйста.

Спрашивает
Виктория
Мир Вам, Виктория. Вот адрес со всеми пунктами нашего вероучения. Учение Пятидесятников Вы знаете. Можете размышлять и сравнивать. С уважением, Александр Серков.... Читать далее
1
Таня, это риторический вопрос.Но это возможно только лишь добровольно. Заставить любить кого-то мы не может. Мы можем любить сами и тогда любовь к нам рано или поздно, но вернется. Если вы станете постоянно этим жить и принципиально не будете ожидать взаимности (она появится через некоторое время, просто принимайте с радостью и ... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Может ли женщина быть лидером, пастором или проповедником?

В случае если нету мужчин или они не готовы или не хотят нести служение?

Спрашивает
Вадим
Приветствую Вас, Брат Вадим! Согласно Библии - да, может. Библия имеет примеры служения женщин в роли судьи, учителя, пророчицы, наставницы, лидера церкви и группы верующих. Но различные христианские конфессии и церкви имеют свои уставы, в которых роль женщины может быть более или менее ограничена.... Читать далее
1
Уважаемый Руслан! Вся история Церкви - это битва за и против этого приоритета. Дело в том, что Церковь должна быть местом, где УЧАТ ЧИТАТЬ БИБЛИЮ. Логично, что на каком-то этапе человек должен НАУЧИТЬСЯ это делать и принять самостоятельное решение насчет самой Церкви, Библии и Самого Бога. Звучит ... Читать далее
1
Отвечает
Наталья Амосенкова
Помогите найти адрес церкви АСД в городе Сарапул.

Если таковая там есть?

Спрашивает
Лариса
Здравствуйте Лариса! Проверьте пожалуйста по этому адресу: Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня Сарапул,    Республика Удмуртия  Адрес: ул. Гоголя, д. 30а, Дом культуры ЗИО Пастор/руководитель: Криворотов Олег Михайлович Служение чаще всего начинается в субботу в 10-00. Напишите нам, пожа... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Библия одна, а конфессий много. Ваша точка зрения?

С удовольствием читаю ваш сайт, и очень рад, что можно задавать вопросы. Меня интересует следующее: библия одна, а конфессий очень много, как я понял, каждая трактует библию по своему и каждая считает только свою трактовку правильной, но ведь это абсурд. Ваша точка зрения? Кроме всего, больше половина населения земли вообще не являются христианами, они что все заблуждаются? (Хотя они то и считают как раз наоборот).

Спрашивает
Тарас
Дорогой Брат Тарас! Ты задаешь один из самых важных вопросов, который необходимо понять каждому и принять важное решение. Избрание церкви можно поставить по важности с избрание спутника жизни. Точно так же, как в мире есть много девушек и женщин (а для другой половины - молодых людей и мужчин), та... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Приемлемы ли танцы на Богослужении?

Во время проповеди служитель говорил об опасности внутреннего осуждения тех, кто во время прославления прыгает, танцует, кричит и т.д. был приведен пример Мелхолы. Мол, Давид еще не такое исполнял. Меня это очень смутило, т.к. я действительно не понимаю такого стиля прославления. В церкви, где я покаялась, оно проходило совсем по-другому. Как вы считаете, это действительно вопрос выбора человека, и Богу нравится прославление в любом виде, или в Библии есть места, говорящие об обратном?

Спрашивает
Анастасия
Мир Вам, Анастасия! Давайте посмотрим на одежду Первосвященников, у них даже ноги были полностью закрыты:Танцевать можно было вокруг Храма, но в Храме из священников в пляс никто не пускался. Там внутри все должно было быть проникнуто уважением ко Всевышнему. Это сегодня все воспринимается весело и легко - но там были жертвы, была кровь, было возмездие за грех. Тогда все воспринималось серьезно. Кто "ш... Читать далее
1
Мир Вам, Александр! По этому поводу могу привести одну интересную статью про мессианских евреев второго века (автор - Рон Кантор): "Два недоразумения и обвинения, связанные с мессианским иудаизмом, которые я часто слышу: Мессианский иудаизм это недавний феномен, возникший, чтобы сделать христианс... Читать далее
1