Троица3 сентября 2023
Отвечает
Василий Юнак
Рожден ли Христос?

Недавно иеговисты указали мне на место Библии Кол. 1:15, где говорится о Христе "рожденный прежде всякой твари". Как трактуете вы это место?

Спрашивает
Юлия

Мир вам Юлия!

При толковании Библии есть одно важное правило, которое упускают многие христиане. А именно: нужно собрать ВСЕ тексты Священного Писания, говорящие на заданную тему, и сложить из них ПОЛНУЮ картину. При этом мы должны помнить, что противоречий в Библии нет, а есть только наше ограниченное понимание истины.

Иногда мы вынуждены признать, что значение того или иного слова, использованного в Библии, отличается от значения этого слова в нашей речи. Например, в нашем обсуждении "вечного огня" мы вдруг обнаруживали, что "вечный" в понятии древних - совершенно не вечен, а имеющий определенный конец (например, Содом был сожжен вечным огнем, но этот огонь уже давно потух - Иуды 1:7).

Итак, мы имеем с одной стороны Свидетелей Иеговы (в простонародии "иеговисты"), которые полагают, что Христос не вечен, а имеющий начало; с другой стороны подавляющее большинство христиан верят, что Христос - это вечный Бог. Свидетели Иеговы приводят в пользу своего понимания указанный текст. Что мы можем сказать по этому поводу?

Прежде, чем мы сделаем какой-либо вывод, давайте постараемся собрать вместе все тексты, так или иначе говорящие о происхождении, начале или безначалии Иисуса Христа. Впрочем, я здесь не стану приводить АБСОЛЮТНО ВСЕ тексты, а только приведу достаточно текстов, представляющих обе точки зрения.

Тексты, поддерживающие теорию "начальности" Иисуса Христа, идею, что Он был рожден или сотворен, но не существовал вечно:

16Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ин. 3:16
15Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
Кол. 1:15
5Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном»?
6Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии».
Евр. 1:5-6
1Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.
1Ин. 5:1

Тексты, поддерживающие учение, что Иисус Христос есть вечный и безначальный Бог:

6Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.«мира» – В Славянской Библии этот стих читается так: «Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его».
Ис. 9:6
18Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Ин. 1:18
13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
Ин. 3:13
25Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
...
58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
Ин. 8:25,58
5И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
Ин. 17:5
5их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
Рим. 9:5
4так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
Еф. 1:4
3без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
Евр. 7:3
20предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас,
1Пет. 1:20

А теперь давайте поразмышляем на основании этих текстов. Действительно, Библия использует понятие "рождения" в отношении к Иисусу Христу. Но всегда ли рождение есть появление из небытия? Обратимся к Писанию:

4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Ин. 3:4-6

Если рассуждать, что рождение есть обязательно начало, тогда этот диалог Христа с Никодимом разрушает всякое иное библейское учение о жизни, о вере, о духовном состоянии человека: неужели у Никодима или иного человека не было духа или духовной жизни до крещения, до есть до рождения свыше?

Христос назван евангелистом и апостолом Иоанном "единородным". Но в то же самое время этот же Иоанн более всех говорит о том, что Христос - "Сущий", что Он - "Я есмь". При этом, Иоанн применяет слова, содержащие в себе идею вечности: "сущий в недре Отчем", "от начала Сущий", "Я есмь". Интересно, что это те же самые слова, которые в другом месте Иоанн относит к Отцу Небесному: "Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого" (1Ин. 2:13,14). Не говорит ли это об одинаковой природе Бога Отца и Его Сына Иисуса Христа?

Рассмотрим интересные слова Давида о Господе, неоднократно цитируемые в Новом Завете по отношению к Иисусу Христу:

7возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
Пс. 2:7

Мы цитировали их уже по тексту Евр. 1:5,6 из которого можно с натяжкой сделать вывод, что это рождение произошло в тот момент, когда Отец "вводит Первородного во вселенную". Однако, есть другой текст, в котором апостол Павел конкретно указывает, когда именно произошло это "рождение" и ввод Христа во вселенную: "И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя" (Деян. 13:32,33). Оказывается, это относится к времени ВОСКРЕСЕНИЯ Христа. Не зря в другом месте Христос назван "Первенцем из мертвых" (1Кор. 15:20, Кол. 1:18, Откр. 1:5).

Интересно также сравнение Христа с Мелхиседеком в Послании к евреям: "без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию". В чем именно уподоблены Христос и Мелхиседек? Именно в том, что оба не рождены и не имеют начала! Есть предположение среди богословов, что Мелхиседек, вышедший навстречу Аврааму и был Иисусом Христом, но мы сейчас не будем углубляться в это. Суть лишь в том, что апостолы твердо верили в безначалие Иисуса Христа.

Давайте теперь рассмотрим и приведенный в вопросе текст из Послания апостола Павла к Колоссянам в его контексте:

15Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;
17и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
19ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,
Кол. 1:15-19

В этом тексте апостол Павел соглашается со словами Иоанна в том, что именно Иисус Христос является Творцом вселенной. Но здесь Павел идет даже дальше, чем Иоанн. Он говорит, что Иисус "есть прежде всего". Это выражение показывает изначалие или безначалие Христа. Христос представлен "начатком" или началом всего, имеющим первенство во всем, и в Нем существует всякая полнота, которой не было бы, если бы в Нем не существовало полноты вечности.

Итак, на основании только лишь этих текстов мы находим, что "рождение" Иисуса Христа никак не ограничивает Его извечного существования. И даже если Христос оказался "рожден" прежде существования мира, то это ничуть не более странно, чем то, что Он был "заклан" прежде существования мира (Откр. 13:8). И потому остается лишь согласиться с пророком Исаией, который назвал Иисуса Христа Богом и Отцом вечности. Подлинно, Христос существовал до того, как вечность началась, и существовал Он вместе с Отцом, или же, как Иоанн выразил это понятным для нас языком, "в недре отчем".

Нам никогда полностью не понять природу Бога и Его Сына. Но нам доподлинно известно из Священного Писания, что Иисус Христос также безначален, как и Отец Небесный.

Благословений!

Василий Юнак

1
Похожие вопросы
Троица6 дней назад
Отвечает
Виталий Колесник
К кому обращаться в молитве: к Богу Отцу, или к Иисусу Христу?

Прочитала ваши ответы по поводу того к кому нужно обращаться в молитве к Иисусу или Богу Отцу, и так и не могу четко понять. Молиться нужно Богу Отцу во имя Иисуса Христа, хотя Стефан например молился Иисусу: Господи Иисусе! Прими дух мой Деян. 7:59 ? А когда я исповедуюсь, то Богу Отцу или нужно Иисусу, так как ему дана власть прощать грехи? Пожалуйста помогите избавиться от заблуждения.

Спрашивает
Мария
Здравствуйте, Мария! В Писании мы встречаем примеры того, как Иисус предлагал обращаться к Богу Отцу: Однако так же мы встречаем примеры того, когда люди обращались к Иисусу, как в приведенном Вами примере о Стефане, и в этом нет греха, потому что Христос так же есть Бог и имеет право принимать наше поклонение и прощать наши грехи. Еще Иисус сказал однажды: "Я и Отец — одно" (Св. Евангелие от Иоан.... Читать далее
2
Троица23 марта 2024
Отвечает
Виталий Колесник
К кому следует обращаться в молитве: к Богу или к Иисусу Христу?

Здравствуйте! Очень хочется не ошибиться в общении с нашим Создателем и не  только в общении, но могли бы вы мне ответить, как правильно?

Спрашивает
Таня
Здравствуйте, Таня! В принципе, нет греха в том, обратиться ли в молитве к Богу Отцу или к Иисусу. Сам Христос однажды сказал: Так же Деяниях апостолов сказано: Однако в Библии мы так же встречаемся с тем, что сам Иисус предлагал Своим ученикам обращаться к Богу Отцу во имя Свое. Например, можно вспомнить молитву Отче наш (Лк. 11:2), где мы обращаемся к Богу Отцу. Так же можно вспомнить следующее место из Писания, где Иисус говорит: ... Читать далее
1
Троица17 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Является ли Иисус Христос Богом? Почему Слово названо Богом?

Приветствую Вас! Я хотел бы немного поделится с вами насчёт того, что Вы называете Иисуса Богом. Во-первых, в Евангелии написано что Бог-есть Дух. Во-вторых, Бога никто и никогда не видел. Далее, Бог есть вечность, что не подходит к Иисусу Христу. Апостол Павел пишет о Иисусе Христе, се Иисус-человек примирил нас с Богом. И конце, сам Иисус сказал веруйте в Бога и в меня веруйте. И сам он молился и неоднократно говорил у моего Отца Небесного, то есть что Бог един, и первая заповедь и последующая дальше которую Бог дал чрез Моисея, возлюби Бога, и да не будет у тебя богов, Я-Един, и нет другого бога кроме меня. А у нас язычников тысячи богов. Так что, я уважаю ваше мнение но вы не совсем учите чему учит Священное Писание, и наш Господь (что означает господин) человек Иисус Христос, который и есть наш спаситель. Если у вас возникнет желание поговорить на эту тему, и получить доказательства из Библии то я всегда рад общению. Да, благословит Вас Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Брат во Христе.

Спрашивает
Влад
Дорогой Брат Влад, я стараюсь не отступать от учения Священного Писания и нашего Господа Иисуса Христа. И мне хотелось бы увидеть те доказательства из Библии, о которых Вы упоминаете. Я обещаю опубликовать их, так как, вероятно, многим также интересно узнать, является ли Иисус Христос Богом, или же ... Читать далее
2
Троица21 февраля 2024
Отвечает
Василий Юнак
В фразе Слово было Бог артикля нет. Ставит ли это под сомнение одну из догм Христианства?

Если используется слово с артиклем, то это конкретная Личность. Применяя это правило к слову Бог - артикль есть, значит указывает на личность, Отца Иисуса Яхве, но в тоже время когда сказано и Слово было Бог, здесь артикля нет, что ставит под сомнение одну из догм Христианства. Правильное звучание таково: Слово обладало Божественной силой. И таких текстов по отношению ко Христу предостаточно которые без артикля. Как это объяснить? Теория божественности Христа ставится под сомнение?

Спрашивает
Максим
Приветствую Вас, Брат Максим! Я знаю, что некоторые представители религиозных движений, не признающих божественности Иисуса Христа, аргументируют этим, пытаясь опровергнуть такие недвусмысленные тексты, говорящие о том, что Иисус Христос - Бог. Однако это спекуляция чистой воды. Почему? Давайте пос... Читать далее
1
Троица14 января 2024
Отвечает
Василий Юнак
Человек всё познает в сравнении. Именно потому Христос любил говорить притчами - они поясняли то, что иначе было невозможно понять. Бога не видел никто и никогда - так свидетельствует Евангелист Иоанн, равно как и в других текстах Писания мы можем узнать это. Тем не менее, Писание приоткрывает нам з... Читать далее
2
Троица25 декабря 2023
Отвечает
Василий Юнак
Если Иисус - это архангел Михаил, то как Он мог быть Богом с самого начала?

Прав ли я? Если Иисус - это архангел Михаил до того как Он родился от девы Марии, то Он никак не мог быть Богом с самого начала, ведь Бог - это творец, а все остальное - это творения. Но после того, как на Михаила была возложена миссия искупления грехов человечества, Бог сделал его равным себе, то есть он стал частью Бога! Так как Бог только один и не может быть двух или другого. Другими словами Иегова и Иисус Михаил стали одним целым.

Спрашивает
Евгений
Приветствую Вас, Брат Евгений! Прежде всего хочу напомнить, что Священное Писание дает несколько имен одному лицу, в том числе и Богу. Потому "Михаил" - это одно из имен Иисуса Христа, Сына Божьего, второй Личности Божества. Когда мы говорим об "Архангеле", то следует помнить, что приставка "арх-" ... Читать далее
1
Троица18 ноября 2023
Отвечает
Василий Юнак
Если Бог триедин, то как Бог Сын умер на кресте, а Бог Отец при том остался жив ?

Читая недавние рассылки у вас на сайте, я прочитал один вопрос о смерти Иисуса. А читая Ваш ответ, я встретил такие слова (цытирую): "И вот Этот Бог и человек в одном лице - умер. Умер человек Иисус, умер и Бог Сын. " Я верю, что в сих словах истина, но не совсем понимаю один момент. Мой вопрос состоит в следующем: всем нам известно, что Бог триедин, то как Бог Сын умер на кресте, а Бог Отец при том остался жив. Или если триединый Бог умер, то кто воскресил Его? Возможно я не правильно понимаю сей момент. С удовольствием прочитаю Ваш ответ.

Спрашивает
Сергей
Приветствую Брат Сергей! Ваш вопрос выходит за нашу способность это понять. Мы не в состоянии понять природу Бога, тем более триединого Бога. Нужно ли это нам? Апостол Павел писал:Я понимаю, что даже вопрос о том, умерло ли Божество на кресте, является неразрешимым для нас, пока мы на земле. То, что я написал в ответе на вопрос Брата Сергея Дежнюк, также является всего-лишь моим мнением. Я постарался обосновать его, насколько я это понимаю. Но на Ваш вопрос я ответить не могу... Читать далее
2
Троица17 ноября 2023
Отвечает
Василий Юнак
Кто умирал на кресте? Бог, Человек или Богочеловек.

Не могли бы Вы кратко определить Ваш взгляд на два вопроса:1) Кто умирал на кресте? Бог, Человек или Богочеловек. Мог ли Бог умереть? Если Человек, то и мы можем искупить себя. Есть ли via media?

Спрашивает
Вадим
Мир Вам Вадим! Иисус Христос был совершенным Богом и совершенным человеком:И вот Этот Бог и человек в одном лице - умер. Умер человек Иисус, умер и Бог Сын. Это показывает нам следующий текст:Закон требовал смерти грешника (Быт. 2:17, Рим. 6:23). Этот закон был установлен Богом. Богом также и был установлен завет искупления. Закон Божий не может отменить никто, но когда умирает установивший закон, то сам закон теряет силу. Сила закона была направлена на то, чтобы каждый грешник умер втор... Читать далее
3
Троица18 октября 2023
Отвечает
Александра Ланц
Равны ли Отец и Сын?

Хотелось бы знать ваше мнение по поводу слов Павла из 1 Кор.15:28: И ТОГДА САМ СЫН ПОКОРИТСЯ ОТЦУ. А также: ГЛАВА ХРИСТУ - БОГ. Я спрашиваю это в свете ваших утверждений о равенстве Сына Отцу. Я думаю, что Библия это никак не поддерживает.

Спрашивает
Сергей
Шаббат шалом, Сергей! Вы правы в том, что увидеть равенство Отца и Сына, просто читая Библию, очень сложно, потому что Сын постоянно подчеркивает, что действует по воле Отца и зависит от Отца. Однако это не может служить стопроцентным доказательством того, что вроде как Сын изначально не был равен ... Читать далее
1
Мир Вам, Дмитрий! Бог не может "развалиться", потому что Он "вечен" (Ис.40:28) и "един имеющий бессмертие" (1Тим.6:16). Если бы Иисус Христос поддался искушению, то Он бы стал грешником и не мог бы выступать в роли Спасителя, ни человечества, ни себя. Его бы постигла закономерная участь всех грешн... Читать далее
1