Отвечает: Василий Юнак

Тигран пишет: У меня не вопрос, а комментарий:
Вы ссылаетесь на 1 Тим.3:16 используя синодальный перевод! Бог явился во плоти... Так вот,в лучших древнегреческих рукописях никакого Бог явился во плоти... нет. Можете убедиться в этом, прочитав любой современный перевод НЗ напр. переводы Кассиана, Кулакова, Кузнецовойи многие другие. И вообще, мой вам совет, старайтесь меньше использовать устаревший синодальный перевод. По общему признанию, в нем множество неточностей.

Приветствую Вас, Брат Тигран!

Вы затронули довольно сложную тему, о которой сегодня спорят множество богословов. А именно, спор о достоверности источников Библии. Если выразить суть проблемы в двух словах, то существует две группы древних текстов как Ветхого, так и Нового заветов. По Ветхому Завету имеется противостояние Масоретского текста и Септуагинты. Вы можете заметить сотни разногласий между этими текстами, причем существенных. При этом ортодоксальные издания (с апокрифами) основываются на тексте Септуагинты, в то время как большинство богословов склоняются к истинности Масоретского текста, хотя его рукописи более молодые. Подобная ситуация существует и среди текстов Нового Завета. Более старые переводы, такие как перевод Короля Иакова на английском, перевод Лютера на немецком, синодальный перевод на русском - они основаны на таких греческих рукописях, как византийский "Majority Text". Эти рукописи несколько моложе александрийских рукописей, на которых основываются почти все современные переводы. Однако ситуация здесь точно такая же: по мнению наиболее авторитетных богословов, александрийские тексты более подвержены искажениям, нежели византийские. И я придерживаюсь того же мнения. Синодальный текст не устарел. По многим параметрам синодальный текст лучше многих современных переводов хотя бы потому, что он основан на более серьезных источниках, не подверженных влиянию современных богословских споров. Более того, синодальный перевод - работа серьезной комиссии духовных посвященных людей. А современные переводы зачастую являются результатом амбициозных стремлений отдельных богословов, в которых они выражают свои индивидуальные понятия и пристрастия. Если Вы желаете больше узнать об этой проблеме первоначальных библейских текстов, поищите в сети статьи, посвященные переводу Короля Иакова, в которых рассматривается его сравнение с другими английскими переводами - таких статей в сети довольно много и в них можно увидеть все аргументы, подчас достаточно хорошо документированные.

Что же касается текста 1Тим 3:16, то между двумя первоисточниками действительно существует расхождение в одном слове:

Александрийский текст: "os" - "он"
Византийский текст: "Teos" - "Бог"

Как видите, в одном из текстов две буквы либо дописаны, либо упущены. Который из текстов более верен? Тот, который более древний? Но ведь ни один из них не является оригиналом! Оба они переписаны (в который раз!) с тех рукописей, которые не дожили до наших дней. Может ли случиться, что более молодая рукопись будет более точной? А почему бы и нет?! Но давайте рассмотрим эти варианты поближе:

А: И беспрекословно - великая благочестия тайна: ОН явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе

В: И беспрекословно - великая благочестия тайна: БОГ явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе

Я здесь намеренно использовал одинаковые слова в остальном переводе из синодального текста, потому что они абсолютно одинаковы в обоих версиях. Разница лишь в словах "Бог" или "Он". Верно, что другие современные переводы обыгрывают "он" как "тот, который". Но такая формулировка не слишком буквальна. Но даже и в этом случае давайте рассмотрим смысл обоих вариантов с точки зрения контекста, а именно - с позиции тайны:

Есть ли тайна в вознесении во славе? Вероятно нам не понять, как Христос мог вознестись. Но это - не тайна, потому что Он возносился на виду у множества людей (Деян 1:9,10). Христос совершал разные чудеса, но они не названы тайной. Также и Его вознесение на облаке, являясь чудом, не является тайной.

Есть ли тайна в принятии Христа верой? Люди не могут вполне объяснить веру, её происхождение, действие. Но ведь и многие другие чувства и эмоции также не объяснимы. Вера может оставаться загадкой, но не тайной, потому что о вере говорится везде в Писаниях.

Есть ли тайна в проповеди о Христе? Полагаю, что это понятно я очевидно всем. Никакой тайны.

Есть ли тайна в том, что Христос показал Себя ангелам по Своем воскресении? Евр 1:1-6 прямо говорит о том, что по совершении искупления человечества Христос как первенец из мертвых (ср Деян 13:32-33) представлен ангелам. И в этом я не усматриваю никакой тайны. По крайней мере здесь такое не говорится.

Есть ли тайна в том, что Христос оправдал Себя в Духе? Христос является Праведником, который ни разу не согрешил (1Ин 3:5; Евр 4:15; Ис 53:11). Это тоже не тайна.

А как насчет явления во плоти? Если речь идет просто о том, что Иисус - обычный человек, то в его явлении во плоти тоже нет никакой тайны - все обычные люди являются во плоти. Но если Христос - не обычный человек, то здесь уже есть место тайне. Однако некоторые считают Христа не Богом, а всего лишь каким-то ангелом или что-то типа этого. Есть ли тайна в воплощении ангела? Ангелы являлись людям очень часто как в библейские времена, так и в наши дни. Говорит ли Библия где либо о тайне воплощения ангела?

Похоже, что смысл тайны остается только в отношении воплощения Бога! Я не стану здесь много говорить о том, что Христос назван в Писаниях Богом. Этому посвящено немало рассуждений в нашей рассылке и на нашем сайте. Я лишь напомню, что вопрос принятия Христа, пришедшего во плоти - это один из основных моментов Евангелия (1Ин 4;2,3; 2Ин 1:7). И именно воплощение Бога ради совершения искупления человека является великой тайной, которую желают постигнуть и ангелы (1Пет 1:10-12).

Итак, о чем спор? О том, что синодальный перевод устарел? Или о том, что современные переводы используют испорченные рукописи, пусть даже и более древние? Нет, спор о том, воплотился ли Бог в Иисусе Христе, или же Иисус - простой смертный, однажды кем-то рожденный. Увы, это весьма давний спор, от того и весьма давние рукописи несут на себе следы искажений - кто-то попросту затер или опустил две буквы, от чего смысл текста полностью потерялся, хотя внеешне текст оставался достаточно "красивым". Вам решать, каким текстам следовать. Но истина остается: Бог явился во плоти!

Благословений!

Василий Юнак

0
Похожие вопросы
Иисус Христос20 октября 2024
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Катя! Вы когда-нибудь читали Нагорную проповедь Иисуса? Ту проповедь, в которой Иисус учил людей быть похожими на Него... Давайте прочитаем её вместе? И после этого вы сама попробуете ответить на ваш вопрос: можно ли использовать имя Иисуса для того, чтобы проклясть кого-то? Однажды при б... Читать далее
1
Иисус Христос15 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Вячеслав! Некоторые цитаты: Тацит: Анналы, XV. 44: «Эти меры были подсказаны человеческим разумом. Затем стали думать о том, как умилостивить богов, и обратились к Сивиллиным книгам, на основании которых были совершены молебствия Вулкану и Церере с Прозерпиною, а матроны принесли жертвы ... Читать далее
1
Приветствую Вас, Брат Иван! Все Ветхозаветные законы, предписывавшие то или иное наказание, отновились к категории гражданских (государственных) законов, которые соответствуют нынешним административным и уголовным кодексам. В Мф. 5:18 Господь заявил, что причиной отмены какого-либо закона может быт... Читать далее
1
Иисус Христос10 августа 2024
Отвечает
Александр Дулгер
Когда именно к младенцу Иисусу пришли волхвы: до посещения Храма или после?

Здравствуйте! Хотел бы попросить вас помочь разобраться в согласовании вторых глав у Матфея и Луки, касаемых рождения Иисуса и событий, непосредственно следующих за ним. Не могу получить ответа на вопрос, когда именно к святому семейству пришли волхвы: до посещения Храма или после? Если волхвы пришли после принесения Иисуса в Храм, то они не могли застать святое семейство в Вифлееме, потому как они по Луке возвратились в Назарет, к тому же волхвы уже не могли встревожить Иерусалим, потому как пророчица Анна распустила слух о Мессии? Если же волхвы пришли до принесения Иисуса в Храм, то как поклонение волхвов и бегство в Египет уложились в 40 дней, отпущенных для очищения, после которых Мария и Иосиф пришли в Иерусалим?

Спрашивает
Александр
Мир Вам, брат Александр! Мы уже отвечали на подобные вопросы. Произведите пожалуйста поиск по сайту (в окне поиска) по слову " волхвы " и " Вифлеем " Вкратце хронология событий была такова: Звезда зажглась в момент рождения Иисуса. Волхвы увидели звезду, собрались и отправились в Иудею. Путь из ... Читать далее
2
Уважаемый Александр! Не ошибся никто. Дело в том, что несколько имен было обычной практикой древнего мира. Вспомните библейские переименования: Аврам и Авраам Сара и Сарра Иаков и Израиль Кифа и Петр Савл и Павел... 2000 лет назад на Земле воплотился вечный Бог, а именно - Его "вторая" ип... Читать далее
3
Доброго вам времени суток, Алла! Вот вроде бы ваше рассуждение вполне логично и даже поддерживается Библией: надо во всём брать пример с Иисуса, Бог желает, чтобы мы становились всё больше, как Он. Он прощал, и мы будем прощать, Он любил, и мы будем любить, Он спасал, и мы будем спасать, Он жил свя... Читать далее
1
Приветствую Вас, Брат Гиллель! Практически все христианские церкви используют это имя - в русском произношении оно звучит как Иисус, в английском - Джизас, в испанском - Хезус, в арабском - Иса. Личные имена не принято переводить, тем более, что Его и так называют Спасителем - это Его титул. С дру... Читать далее
2
Иисус Христос3 августа 2024
Отвечает
Александр Дулгер
Иисус Христос - это архангел Михаил или Бог?

Мормоны учат, что Иисус брат люцифера, адвентисты и еговисты что Иисус - архангел Михаил, библия учит что Иисус Христос - БОГ, кто прав?

Спрашивает
Владимир
Мир Вам, Владимир! Конечно же права Библия! Кстати, по имеющейся у меня информации, адвентисты не учат, что Иисус - это архангел Михаил. Адвентисты верят, что Вторая Личность Божества - Христос, Сын Божий, до своего воплощения в человеке Иисусе являлся ангелам в виде архангела Михаила и руководил ... Читать далее
2
Мир вам, Ольга! Мы это должны делать так же, как делал Иисус, когда Сам не принадлежал этому миру, но при этом всегда демонстрировал ему любовь Отца. Так что, теоретическая часть поставленной вами проблемы, решается просто: берем Библию и читаем, тщательно изучая все, что делал и говорил Иисус, и... Читать далее
2
Отвечает
Виктор Белоусов
Но почему не происходит общение с Богом?

Здравствуйте! Я много раз слышал свидетельства от многих людей про ихние изменения в жизни. Как Бог творит чудеса в их жизни. Но у меня ничего такого не происходить: я покаялся и уверовал в Иисуса Христа и принял его как своего Спасителя. Но почему не происходит общение с Богом? Я молюсь каждый день чтобы Бог проявил себя в моей жизни, начал вести со мной диалог, а не монолог. Что мне делать?! Я в отчаянии...

Спрашивает
Миша
Мир Вам, Миша! Если искать чтобы Бог проявил Себя, то вряд ли получится... Есть много людей, которые ждут что Бог вдруг сделает что-то удивительное и чудесное в их жизни. Но это не происходит. И люди в разочаровании - "значит Бога нет". Давайте посмотрим что говорит Писание:Чтобы услышать - нужно верить. Верить что Бог говорит. Верить что услышать можно. Верить что может говорить по-разному, и искать не определенный метод ("услышать голоса" можно через шизофрению, но это не тот метод), а слово от Бога. Бог может открыть Свою истину лично к Вам через разные инструменты ... Читать далее
2