Отвечает: Василий Юнак

Приветствую Вас, Брат Дмитрий!

Начнем с того, что учение о троице появилось гораздо раньше, нежели в 3-4 веке. Только слова "троица" не существовало. Но об Отце, Сыне и Святом Духе говорили как Христос, так и апостолы. Вот три текста (помните, что согласно библейскому учению необходимо иметь два или три свидетеля - Втор 19:15; Мф 18:16; 2Кор 13:1):

Слова Иисуса Христа: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф 28:19).

Слова апостола Петра: "по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится" (1Пет 1:2).

Слова апостола Павла: "Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех" (1Кор 12:4-6). "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами" (2Кор 13:13).

Так что уже Христос и апостолы учили о том, что позже назвали "троицей". Но что касается формулировки доктрины, то и до сих пор нет единства в понимании троицы среди многих христиан, потому что Бога понять невозможно, а Его физическую природу тем более. И вся проблема лежит в том, что люди желают отвечать на вопрос: "а как это устроено?" вместо того, чтобы рассуждать на другой, более важный вопрос: "для чего это необходимо?" Вы ведь не выбрасываете полезную вещь только потому, что никак не можете понять принцип действия этой вещи, не так ли? Если бы это было так, то большинство сегодня не пользовалось бы компьбтерами и даже не садились бы в автомобиль, не говоря уже о просмотре телевизора или прослушивании радио. Все ли могут объяснить принцип действия сотового телефона? Или даже простого проводного телефона? Но мы ими пользуемся не задумываясь о том, как оно устроено. Но вот в вопросах природы Бога люди даже устраивали "священные" войны, истребляя целые народы только потому, что кто-то чуть не так понимал физическое устройство Бога. А что по этому поводу говорит Сам Бог?

"Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.     Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку..., - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.      Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.     И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют" (Рим 1:18-32).

Заметьте, о чем здесь говорит Господь: (1) Есть ограничение на возможность знать Бога. (2) Бог открыл Себя в Библии и творении настолько, насколько это возможно понять человеку. (3) Человек должен был принять то, что открыто и прославлять Бога. (4) Но человек стал философствовать о том, что ему не дано знать. (5) Человек стал уподоблять природу Бога природе человека и судить об устройстве Бога по устройству человека - отсюда и непонятки о том, что значит единство трех Личностей одного Бога. Только не спрашивайте меня, как это может быть, что это три Личности, но они - один Бог, потому что я не знаю. Я только знаю, что именно этому учит Библия - Отец, это Бог; Сын - это Бог; Святой Дух - это Бог, но это не три Бога, а один Бог, это не одна Личность, а три отдельные Личности, составляющие одного Бога, который Единый. И в то же самое время Сын и Отуц - одно. Как это? Не знаю, но это так! (6) Ввиду того, что человек стал философствовать на тему, которая вне его понимания, он потерял из виду Божью святость, а потому и закон Божий оказался в поругании. Отсюда и святотатство по отношению к Богу и всему святому, отсюда и развращенность человека, так что люди готовы убить того, кто понимает Бога немного иначе.

А во что же верили до этого? Во что верили в Ветхом Завете? Во-первых, верили в единого Бога. Бог изначально представлял Себя в множественном числе - говорил о Себе - "мы": "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт 1:26,27). Между прочим и о человеке сказано вначале в единственном числе, а потом во множественном. Но я не о человеке говорю, а о Боге: еврейское слово "Элохим", которое в Библии используется там, где мы читаем слово "Бог", представлено во множественной форме (буквально: "Боги") от слова "Эль", которым обычно называются языческие божества, или которое выступает в виде приставки к имени Бога. Эта множественность Бога была непонятна, но никого не смущала: люди верили в такого Бога и поклонялись Ему так, как Он того требовал.

При этом Бог обещал пришествие Мессии Искупителя, который, по описанию пророков, также имел божественные характеристики, то есть существовал вечно, был назван Богом: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс 109:1); "Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис 9:6). "На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию" (Дан 3:25). "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится" (Дан 7:13,14).

Мессию ожидали, хотя и представление о нем было извращено, и вместо страдающего Мессии (Ис 53 гл; Дан 9:26) ожидали царствующего. Но Мессия в их представлении был Богом, потому к Мессии применимы многие тексты, которые Иисус Христос применял к Себе и которые апостолы применяли к Иисусу, где говорится об Иегове. Таким образом для евреев Мессия и Иегова - одно лицо. Хотя Мессии и не должны поклоняться - в Новом Завете мы не находим поклонения Иисусу Христу, а только поклонение Богу Отцу во имя Иисуса Христа. Точно так же, хотя Дух Святой ассоциировался с Богом, однако нигде не говорится о поклонении Святому Духу или молитвах Ему. Мы молимся Отцу Небесному, мы поклоняемся Богу Отцу, мы прославляем Бога Отца, а уже Отец в Свою очередь прославляет Иисуса Христа: "Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа" (Рим 15:5,6).

Что касается Духа Божьего, то Он известен нам еще с первой главы Бытия, где Он представлен вместе, но отдельно от Бога Творца. Дух Божий как в Ветхом, так и в Новом Завете наделен личностными и божественными качествами. Например, Его можно огорчить, Он имеет волю, Он все проницает... Вот таким представлялся Бог людям до конца первого века и даже до наших дней: и Сын и Дух Святой - божественные Личности, равные Богу, названные Богом, разделяющие с Богом одно Имя и одну сущность, однако поклонение было либо Богу в целом, либо Богу Отцу, а Сын и Дух исполняли Свои роли в спасении человечества.

Благословений!

Василий Юнак
0
Похожие вопросы
Троица15 октября 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Василий! В большинстве древних рукописей эта формулировка присутствует, потому в современных исследовательских изданиях Нового Завета на греческом эти слова есть. В комментарии к Новому Завету Брюса Мецгера по поводу Матф. 28:19 ничего не сказано.Данная формулировка может смущать тех, кто сомневается в Триединстве Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Благословений, Виктор... Читать далее
1
Троица11 октября 2024
Отвечает
Василий Юнак
Какое же конкретное имя у святого духа, покажите по Библии?

Вы писали, что Иисус Христос назвал Святого Духа Утешителем. Но Утешитель - это уже титул, но не имя. У Бога тоже много титулов, например: Творец, Отец, Всемогущий, Судья, Саваоф, Спаситель и т.д., а имя одно - Иегова смотрите сноску Исх. 6:3, Синод. перевод. Нет в Библии ни одного стиха, где применялось бы имя Бога к святому духу. Так какое-же конкретное имя у святого духа, покажите по Библии?

Спрашивает
Сергей
Приветствую Вас, Брат Сергей! Вначале Вам следует изучить понятие имени в Библии вообще, прежде чем допытываться до вопроса, который не имеет такого значения для спасения, как некоторые представляют. Приняв на веру концепцию Свидетелей Иеговы о том, что у Бога есть единственное имя, и оно - "Иегова... Читать далее
1
Мир Вам, Олег! Апостол Павел писал: Что такое храм? Храм - это место где присутствует (или проявляет себя) Бог (Исх.25:8). Как Святой Дух может жить в нас? Очень просто. Он поселяется и живет. Человеческий разум не в состоянии осознать этого. Это одна из тайн мироздания - как безграничный Бог может обитать в ограниченном творении. ... Читать далее
1
Троица29 сентября 2024
Отвечает
Василий Юнак
Смерть поглотила свою жертву, когда Иисус был распят на кресте. Но если умер Иисус, то умер ли Бог?

Брат Василий, здравствуйте. Для начала хочу сердечно поблагодарить Вас за Ваше нелегкое, но благословенное для всех серьезных исследователей Священного писания, служение. Желаю Вам огромного Божьего благословения, а также стойкости и мужества. А всем подписчикам этой странички - настойчивости в поиске правды о Божьем характере и в деле спасения (Евр. 6:11,12).

Я уже больше двадцати пяти лет принадлежу к Церкви Божьей и разделяю Ваши убеждения, брат Василий. За это время узнал о Боге многое, что изменило мою жизнь и внесло в нее мир и порядок. Но чем больше узнаю, тем больше ощущаю, что границы с непознанным становятся все больше и больше. Это меня радует, так как знания, которые нам пока недоступны, это неотъемлемая часть Вечной Жизни, и все у нас еще впереди. Но есть вопрос, который не дает мне покоя, так как это затрагивает уверенность в моем спасении. Попробую изложить его как можно короче:

Вся сотворенная Богом Вселенная живет и существует по Законам Небесного Царства. Это Законы жизни, истиной любви и гармонии, и Законодателем является Сам Великий Господь. Небожители жили по Закону и были счастливы. Когда же Адам совершил беззаконие, он ощутил на себе действие нарушения этого Закона: он умирал (Быт. 2:17; Иез. 18:20; Рим. 6:23). Но Любящий Господь имел план спасения для Адама и, в последствии, для всего человечества. Он взял смерть, которая должна была стать последствием греха, на себя, а человечеству подарил шанс на спасение (2Кор.5:15-21). Смерть поглотила свою жертву когда Иисус был распят на кресте. Но если умер Иисус, то умер ли Бог? Ведь это невозможно. А если Бог Иисус не умер, то достаточно ли жертвы за мой грех. Законодатель снял с человека последствие греха, и тогда только Законодатель мог полноценно исполнить Свой же Закон. Никакой человек или даже небожитель не мог принести собой такую жертву, тогда бы сатана мог бы заявить о том, что Закон Божий не исполнен. Поймите, это важный вопрос лично для меня, потому что некоторые заявляют, что умер просто человек-Иисус, другие говорят, что умер творение-Иисус Сын Божий. А для меня важно - достаточно ли жертвы.

Я понимаю, что на все вопросы невозможно ответить, но, поверьте, для меня очень важно ваше мнение. Будьте благословенны.

Спрашивает
Александр
Дорогой Брат Александр! Вы затронули действительно очень важный вопрос. Именно поэтому очень важно, чтобы мы верили в Иисуса Христа, как Бога, а не просто как некоего гения или сотворенного существа наподобие ангелов. Апостол Павел пишет так: Приравнивая Божий завет с человеком к завещанию (ведь это одно и то же слово). А при всяком завещании необходимо дождаться смерти завещателя. "И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному на... Читать далее
62
Троица21 сентября 2024
Отвечает
Василий Юнак
Имеет ли Бог имя?

Если да, то какое?

Спрашивает
Василий
Приветствую Василий! Священное Писание упоминает множество имен и титулов Бога. При этом, ни одно из имен или титулов не представлено как имеющее более важное значение, чем остальные имена. Все имена Бога, равно как и вообще любые имена людей в Библии имеют описательное значение и обозначают характ... Читать далее
3
Троица24 августа 2024
Отвечает
Василий Юнак
Мысль о неравенстве личностей Троицы.

Священное Писание также показывает нам иерархию или взаимоподчиненность между Личностями" а) Иерархия—это кто-то выше, кто-то ниже. Нет власти выше Бога. б )Сын ниже Отца. в) Сын есть Бог. г) Что-то есть выше Бога. Взаимоподчиненность включается в эту импликацию. Любая подчиненность, даже взаимная, подразумевает неравенство хотя бы в определенных аспектах. Прошу прощения за дерзость, но ведь "...быть разномыслию, чтобы открылись искустные".

P.S.Если посчитаете нужным, пишите мой e-mail полностью, без "???", если Вам это возможно, я был бы рад, если б кто-то написал мне по вышеуказанным вопросам.

Спрашивает
Сергей
Брат Сергей продолжает обсуждение этого вопроса. Как я уже говорил неоднократно, мы не в состоянии понять истинную природу Бога. Я согласен с тем, что иерархия и взаимоподчиненность уже предполагают неравенство, по крайней мере в нашем понимании. Я представил Вам в прошлом выпуске те Библейские тек... Читать далее
2
Троица22 августа 2024
Отвечает
Василий Юнак
И да, и нет. Вот, что говорит Священное Писание:Но в то же время мы находим взаимоподчинение: Также и Святой Дух действует не от Себя, а от Отца и Сына:В Библии есть целый ряд текстов, который уравнивает Отца, Сына и Святого Духа в Их божественности, но Священное Писание также показывает нам иерархию или взаимоподчиненность между Личностями Божества. Так что я не стал бы произносить категоричных высказываний в отношении Бога, природу Которого мы зн... Читать далее
3
Троица21 августа 2024
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Даша! Из вашего вопроса выпущено одно слово, которое играет самую важную роль в понимании ответа. Ваш вопрос должен быть задан так: "объясните как можно проще, кому молился человек Иисус, если Он сам Бог?" Ведь Иисус всё-таки был человеком не так ли? На все 100 человеком. Надеюсь, вы не ... Читать далее
3
Троица30 июля 2024
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Руслан! Вот тот основной отрывок, благодаря которому мы можем понять, КТО является Утешителем. Слова Иисуса:Если вы внимательно прочитаете эти великие слова, то увидите следующее: Утешитель = Дух Истины = Дух Святой. Утешитель будет послан на землю одновременно Отцом и Сыном. Цель Его прихода - научить, напомнить, наставить верующих на всякую истину и прославить Христа, свидетельствовать о Христе. Уте... Читать далее
3
Троица29 июля 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Является ли Святой Дух личностью?

"...есть Святой Дух, имя которого используется как синоним слову Бог, и который наделен многими качествами, присущими личности, что позволяет нам воспринимать Святого Духа как личность." Цитируя Вас, просил бы указать библейские места для подтверждения Вашего взгляда о том, что дух Бога - личность. С уважением, Владимир»

Спрашивает
Владимир
Приветствую Владимир! Лучше всего работа Духа раскрыта в книге Деяний. Но достаточно свидетельств и у других библейских авторов. Дух наравне с Отцом посылают Христа на земное служение (Ис.48:16). Дух является Творцом (Иов. 26:13). Дух приравнивается к Богу и называется Им. Грех Анании состоял... Читать далее
2