Грех и спасение30 дней назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Что ответить навязчивому протестанту, чтобы он не доставал меня - православного - своей лжеверой?

Мой коллега по работе протестант, который открыто говорит о том, что православие бесплодно, иконы это деревяшки и тд. Разумеется я, как человек верующий в Единого Бога Иисуса Христа возражаю ему. Что мне ответить ему, чтобы он не доставал меня со своей лжеверой, и как церковь относится к протестанству.

Спрашивает
Андрей

Приветствую Андрей!

Хочу извиниться перед Вами за доставленные волнения.

Так как я крещен в православии, а ныне протестант, попытаюсь показать ситуацию с обеих сторон.

В вашем случае имеет место спор вокруг принципиального для христианина вопроса, о котором в Законе Божьем, написанном на скрижалях перстом Самого Господа, говорится так:

2Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
4Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Исх. 20:2-6

Первая заповедь запрещает поклонение иным богам. С этим вроде бы всё ясно. Кстати, может это Вас огорчит, но протестанты (кроме нехристианских ответвлений - свидетелей Иеговы, мормонов и т.п.) также веруют в Единого Бога Иисуса Христа. Так что тут между вами различий нет.

Со второй заповедью сложнее. Как видим, Бог запрещает:

  • делать изображение ЛЮБОГО видимого предмета, существа или явления, призванного символизировать Бога;

  • поклоняться;

  • служить этим изображениям или кумирам.

Как Вы, вероятно, знаете, в Византии еще до раскола вселенской Церкви на католицизм и православие в течении нескольких веков полыхал конфликт вокруг поклонения иконам. И несколько императоров выступали против икон, что привело к масштабным преследованиям их приверженцев. Есть версия, что Афонский монастырь был основан иконопоклонниками, бежавшими из Византии того времени. Поэтому пришедшее на Русь православие уделяет такое повышенное внимание иконам. Для него это своего рода "символ веры". Насколько я знаю, только на Руси существуют храмы икон. Например, храм иконы Озерянской Божьей Матери.

В ответ на закономерный вопрос, а как же быть со второй заповедью Закона Божьего, Вселенские соборы разработали учение о почитании икон. Здесь я пытаюсь показать, что Библия не видит разницы между этими вещами.

Византийская иконописная традиция утверждает, что икона - это знак, символ невидимой реальности. Давайте посмотрим, что говорит Библия о таком ходе.

1Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
2И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
3И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
4Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
5Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
6На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.
7И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;
8скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
9И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный;
10итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.
11Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,
12чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;
13вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно.
14И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.
15И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было;
16скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.
17И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане.
18Но Моисей сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.
19Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;
20и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.
21И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?
22Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.
23Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
24И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. И отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец.
25Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.
26И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.
27И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
28И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.
29Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.
30На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.
31И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;
32прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
33Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей;
34итак, иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их.
35И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.
Исх. 32:1-35

Как видим, телец означал именно Иегову - Бога, который вывел Израиль из Египта. Не Молоха, Астарту, Велеса или еще кого, а именно Иегову, Бога Авраама, Исаака и Якова. Какова же реакция Бога живого? Он категорически возражает против того, что народ:

  • сделал золотого бога;

  • поклоняется ему;

  • и служит ему.

Обличив народ, Он предлагает Моисею уничтожить весь народ (!) и начать селекцию заново. Т.е. этот их грех перечеркивал всё то, что Бог сделал для тогдашнего Израиля. Бог не вступает в дискуссии насчет того, похож или нет телец на Него. Он говорит, что всякая попытка уподобить невидимого Бога (Иоан.4:24) видимому существу - смертельный грех.

Последний аргумент в пользу икон звучит так: в Ветхом завете Бог не принимал никакого видимого облика, но в Новом-то Христос воплотился! Навсегда (!) принял человеческий образ. Вот человеческое естество Иисуса мы и изображаем. Опять же, не для поклонения, а для почитания. Икона настраивает нас на благоговейный лад, и т.д.

С точки зрения Библии эта аргументация также не выдерживает критики. Во-первых, Бог во все века принимал совершенно разный облик. Его видели Адам и Ева, Моисей (Чис.12:8), старейшины Израиля (Исх.24:10), пророки (Ис. 6, Иез. 1, Иез.10, 3Цар.22:19, Ам.9:1), Давид (Пс.15:8)... Он представал в виде огненного куста (Исх. 3), Ангела Божия (Нав.5:14-15), Старца, Сына Человеческого (Дан. 7), медного змея, облачного и огненного столба, говорящей ослицы, пишущей на стене руки... Почему бы не изображать всё это как Бога? Однако мы видим, как болезненно реагировал Господь на такие попытки. Разве не по Божьей воле евреи приносили телят и ягнят в жертву? Разве не назвал Иоанн Креститель Христа Божьим ягненком (Иоан.1:29)? Та же разница - есть живой Христос, а есть золотой теленок.

В Новом завете Христос не родился, как говорят на Рождество, а воплотился, принял человеческий облик, бесконечно умаливший Его возможности и славу (Флп. 2:5-11). Он стал "подобным человекам и по виду став как человек". Он искупил нас не как человек, а как Богочеловек. Именно Его божественность дала Ему право стать жертвой за наши грехи.

Поэтому и с воплощенным Христом та же проблема: поклоняться видимому - человеческому - облику Христа значит 1) не понимать сущности Его спасения, 2) нарушать заповедь Закона Божьего, совершая смертельный грех.

Мы призваны поклоняться Богу Иисусу Христу, но без попыток изобразить Его божественную невидимую природу.

Вот как понимают этот вопрос протестанты. Поэтому Ваш сотрудник пытается Вас предостеречь от ложной формы поклонения Единому Богу Иисусу Христу, которая, согласно Библии, вызывает у Него обиду и гнев, а не умиление.

Это теория. С практикой, конечно, всё сложнее. У разных людей разный темперамент, воспитание, культурный уровень... Вот и Вы искренне называете мировоззрение другого христианина, с которым у Вас 80% ОДИНАКОВОГО вероучения, лжеверой. В свою очередь, он считает не православие вообще, а его конкретные ошибки бесплодными попытками угодить Богу. Уверен, что этот человек ничего не имеет против благочестивых православных. Но ошибочные элементы вероучения данной конфессии его тревожат и побуждают предостерегать Вас.

Опять же хочу извиниться за его обидные слова - "иконы - это деревяшки", и т.п. Но когда, например, в помещении пожар, то уже не заботятся о покое находящихся там людей, а вбегают и кричат: "Спасайся, кто может!"

Это принципиальный вопрос. По моему убеждению, Бог ненавидит идолопоклонство. И то, что православие целые столетия разделялось по этому вопросу, говорит о многом. На сегодняшний день ни одно течение православия не уделяет иконам столько внимания, как славянские церкви. У коптов, греков, эфиопов, во многих других православных церквах икон гораздо меньше, и они не играют такой роли в богослужении и церковной жизни.

Что ответить этому человеку?.. А что, если он прав? Если бы византийская императрица Феодора не начала тогда поддерживать иконопоклонников, современное православие могло бы быть другим. Во всяком случае, если бы иконы и были в храмах, то в совсем другом статусе.

Вернемся к упомянутой ситуации с пожаром. Вбегает человек и кричит. Уже не первый раз. Вы поворачиваетесь ко мне и спрашиваете: "Что мне ответить ему,чтобы он не доставал меня со своей лжеверой в пожар?" Я бы ответил: "Думаю, надо пойти и проверить, может, действительно здание в огне".

Православные церкви относятся к протестантству по-разному. Скажем, на украинских землях 16 века протестанты и православные вместе боролись против католической экспансии. Когда православие получало поддержку власти, оно преследовало протестантов: священники писали на них доносы в полицию, выступали судах как обвинители, бросали в монастырские тюрьмы, истязали, издевались над иноверцами, побуждали силовые структуры ссылать протестантов, конфисковать их имущество, натравливали население на погромы их жилищ и домов молитвы, которые нередко заканчивались тяжкими увечьями и смертями протестантов, распространяло с амвонов и страниц прессы самые нелепые вымыслы об этих "нехристях".

Во время красного террора протестанты, православные и католики вместе проводили богослужения в соловецких лагерях. Когда церковь в СССР была поставлена большевиками на колени, протестантское издательство YMCA издало и распространило сотни тысяч экземпляров работ православных богословов и философов, что позволило Западу увидеть красоту и своеобразие этой ветви христианства, а многим славянским эмигрантам - обрести свои корни.

Теперь же, когда русское православие снова признано властью, оно прилагает немалые усилия, чтобы представить своих протестантских братьев "сектой", "американскими шпионами", всячески их очернить, запретить их деятельность, а активистов выслать из страны. Там же, где православные в меньшинстве, они вынуждены "дружить" с протестантами.

Константинопольский патриарх Варфоломей много лет поддерживает активные экументические контакты с протестантами.

Я не знаю ни одного примера преследований протестантами православных верующих или священников. А случаев, когда православные гнали протестантов - сколько угодно.

Поэтому разные православные по-разному относятся к протестантам. Александр Мень - очень хорошо. Александр Солженицын - хорошо. Андрей Кураев - хуже. Александр Дворкин - настолько плохо, что протестантов от него охранять следует.

Официально славянское православие считает всех протестантов "инославными". Оно признаёт их частью христианства, в то же время имея к ним богословские претензии. Как мы увидели выше, взаимные. Эти претензии происходят из-за того, что протестанты признаЮт основой своей веры только Писание (Библию), а у православных Писание стоит наравне с Преданием - корпусом трудов отцов церкви, признанных обязательными к изучению и исполнению. Именно Предание создает основу для большинства небиблейских явлений и учений в православии.

Православие понимает, что протестанты являются серьезным конкурентом, но воевать с ними предпочитает посредством силовых запретов и угроз. В то же время, главным врагом православия является римско-католическая церковь.

На Вашем бы месте я 1) лично изучил бы вопрос икон в Библии и православии, 2) когда разобрался, какова воля Бога в этом вопросе, следовал бы ей, 3) приставучего протестанта попросил бы не зудеть мне об этом, а принести Библию и предметно рассказать о ее взгляде на иконы.

С уважением,

Максим

3
Похожие вопросы
Мир Вам, брат Константин! Термин "церемониальный закон" в Библии не встречается. Конечно это не значит, что такого понятия там нет. Оно есть, но термина такого там нет. Дело в том, что иудеи, а почти вся Библия (включая Новый Завет) написана именно ими, обычно не разделяли закон Моисеев на разли... Читать далее
1
Грех и спасение16 дней назад
Отвечает
Руслан Фазлеев
Возможно ли прощение человеку самоубийства?

Здраствуйте, меня интересует такая ситуация-возможно ли прощение человеку поступка самоубийства, если человек это сделал под влиянием нечистой силы или наркотических препаратов которыми лечился?

Спрашивает
Ирина
Здравствуйте, Ирина! Библия только один грех считает непростительным и это - хула на Святого Духа (Мф.12:31). Если рассматривать контекст, то становится очевидным, что объявление проявлений Духа Божия сатанинскими деяниями является непростительным грехом. Т.е. это отвержение Святого Духа в любом Ег... Читать далее
6
Грех и спасение16 дней назад
Отвечает
Алексей Опарин
Можно как-то избежать наказания за грехи родителей и в будущем оградить моих деток от них?

Здравствуйте! В Библии сказано, что грехи наших родителей падают и на детей. Мои родители /разведенные/ грешат..., и не сильно об этом волнуются. Иногда мне становится реально страшно за их жизнь и души. К сожалению, я не знаю какую жизнь прожили мои дедушки, прадедушки, их уже нет в живых. Поможет ли моя молитва за родителей очистить их от греха хоть чуть-чуть, или помочь им выйти на путь покаяния? Как быть с грехами умерших прародителей? Можно как-то избежать наказания за грехи родителей и в будущем оградить моих деток от них? Спасибо!

Спрашивает
Андриана
Андриана, здравствуйте! Падают не грехи, а последствия грехов. Каждый человек отвечает за себя, а вот последствия предположим у родителей норкоманов родился больной ребенок, мы действительно часто несем. Поэтому надо просить у Бога в молитве хранить и вести нас и наших близких и Он поможет нам. ... Читать далее
5
Грех и спасение16 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Может Бог отвернулся от меня?

Я заметил в последнее время, что меня преследуют несчастья, ну точнее не несчастья, а проблемы со здоровьем...У меня вылезают разные гнойнички, фурункулы и т.п. Сегодня наступил на железный лист и поранил пятку. Буквально полгода назад я старался быть добрым и меньше грешить, потом я начал думать так: О я сейчас согрешу, а потом сделаю доброе дело и Бог простит... Мне очень стыдно, но я вроде и понимаю, что делаю плохо, но всё равно делаю! Может Бог отвернулся от меня?

Спрашивает
Александр
Дорогой Александр! Это не Бог от вас отвернулся, а вы от Него старательно отворачиваетесь...   Знаете ли вы суть чистого Евангелия?... Я попробую с помощью Господа направить ваш взгляд к нему, а дальше уже дело за вами... отвести ваш взгляд или задержаться им, размышляя над тем, что даст вам свобод... Читать далее
6
Грех и спасение17 дней назад
Отвечает
Наталья Амосенкова
Исход 14. Почему Господь не посвятил весь народ в подробности Своего плана, это ведь могло уберечь людей от страха и ропота?

Здравствуйте! Извините, вопрос ранее был не полный. Это вопрос по второй книге Моисея Исход 14 главе.

Спрашивает
Георгий
Здравствуйте Георгий! Почему же не посвятил? Я думаю, что посвятил. Вот здесь описана встреча Моисея с Господом. Господь еще тогда изложил весь Свой план по вводу Израильского народа и рассказал как это будет происходить. Это же и было осуществлено пошагово. Обо всем этом написано в 3,4 и дальше г... Читать далее
7
Грех и спасение17 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Если искушение делает нас лучше, то почему Иисус в молитве просил Бога не вводить в это искушение?

Здравствуйте, Виктор. Вы пишете, что слово искушение в молитве Иисуса не означает совратить кого-то ко греху, а наоборот это означает испытание, которое должно сделать нас лучше и сильнее. Но если это действительно так, то почему Иисус в молитве просил Бога не вводить нас в это искушение? Ведь если это искушение полезно для человека, то по логике Он должен был наоборот просить, дабы Бог вводил нас в искушение, т.е. испытывал, делал нас лучше и сильнее...

Спрашивает
Олег
Мир Вам, Олег! В Библии есть много текстов об искушениях - где-то искушает сатана, где-то "искушает" Бог, а Иаков пишет что человек искушает себя сам (своими желаниями). Искушения также бывают разные по сложности и качеству - потому что люди, их проходящие, также отличаются. Что такое "искушение"... Читать далее
5
Грех и спасение17 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Бесплатный проезд, прогулы в школе, фильмы с торрентов... - это грехи?

Считаются грехами такие вещи, как не брать когда еще не грязно сменку в школу, иногда прогуливать физкультуру, скачивать какие-то фильмы с торентов или, вот например, я всегда выглядела младше, чем есть, а в метро проезд до 7 лет бесплатный. И я и в 8, и в 9 лет проходила, пользуясь своей внешностью бесплатно.

Спрашивает
Таня
Доброго вам времени суток, Таня! Вы прислали хорошую подборку примеров... Задумывались ли вы, что объединяет все эти примеры? Смотрите: В школе существует правило о сменной обуви. Вам по какой-то причине это правило не нравится, и вы избираете его нарушать. В школе же существует правило о не... Читать далее
5
Грех и спасение20 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Что значит - позволить Богу вести себя?

Что при этом нужно делать?  Как то по-другому принимать решения или слышать внутренний голос, или что?

Спрашивает
Ольга
Доброго вам времени суток, Ольга! Теория, которую я вам сейчас напишу, очень простая, проще, наверное, и не бывает. Однако воплощение её в практику зачастую доставляет людям столько трудностей, что многие, к сожалению, предпочитают либо выдумать другую теорию, либо просто уйти от Бога. Поэтому я мо... Читать далее
7
Грех и спасение20 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Это вопрос, на который нет однозначного ответа. Некоторые люди находят в Библии тексты, которые, по их мнению, говорят об этом напрямую, но это не столь очевидно, и остаются разные мнения. Из-за этого некоторые христианские церкви учат о так называемом первородном грехе, который, по их учению, пере... Читать далее
8
Грех и спасение22 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему израильские учителя не признали Иисуса Христом?

Почему не узнали Христа? Тех, что кричали, что Он сын простого плотника, я ещё могу понять, но те, что железно знали каждую строчку в законе... ведь у Даниила написано имя "Иисус Христос" они же знали, что его зовут Иисус Христос, я не понимаю как один мог сказать другому изучи писание и увидишь что ни один пророк не вышел из Назарета он же знал книгу Исаи? Там столько намёков на Иисуса. Очень странно что люди знавшие закон не узнали его а простые рыбаки узнали через писание которое знали хуже чем фарисеи.

Спрашивает
Иван
Мир вам, Иван! Давайте сначала разберемся с вашими утверждениями относительно Библии. Нигде в Ветхозаветных Писаниях не сказано, что обещанного Спасителя будут звать "Иисус". "Иисус Христос" - это не имя и фамилия. Иисус - это очень популярное в те дни имя, а Христос - это греческое слово для ев... Читать далее
7