Грех и спасение12 февраля 2010
Отвечает
Александра Ланц

Отвечает: Александра Ланц

Виталий пишет: "Почему Бог не наказывает за многожёнство, но ответа так и не увидел. ...Если Бог был против многожёнства, то почему Он установил закон Левирата, который обязывал брать себе вторую жену, после смерти брата..."

Здравствовать вам в Создателе неба и земли, Виталий!

Я специально немного подкорректировала свой прошлый ответ и выделила сиреневым суть того, о чём шёл разговор. А жёлтым - то, что мешает людям увидеть истинный смысл Библейских текстов и Божьего отношения к тому, что мы, падшие существа, творим на этой земле.

Судя по Библии, по тому, как Бог оценивает те или иные поступки людей, тяжким грехом считается неисполнение того, что совершенно очевидно, неисполнение самой простой и ясной заповеди. Мы можем ошибаться в попытке исполнить, недотягивать до идеала по поводу деталей, сложностей и пр, но когда наше плотское начало настолко перевешивает духовную сущность праведности, что мы не в состоянии исполнить самое простое, тогда можно сказать, что мы погибли.

Говоря современным языком, каждая заповедь имеет несколько "уровней". Заповедь "не прелюбодействуй" - это лишь верхушка того, что человек, собственно, не должен делать. Если мы, например, не способны внять предостережениям Бога, Его долготерпеливым объяснениям и начать контролировать самое простое - совокупление с чужим нам человеком,  - то мы погибшие, реально погибшие. То есть мы настолько плотские, настолько погружённые в своё похотливое эго, что нам глубоко наплевать на самые простые правила, устанавленные Богом для нашего же блага.

Многожёнство - это уже более сложный "уровень" исполнения заповеди о непрелюбодеянии, ажизнь без вожделенных взглядов ещё сложнее.

Бог требует от нас исполнять хотя бы минимум, тот самый первый "уровень", о котором я только что говорила. Для времён Ветхого Завета этого было в некотором роде достаточно.

Почему в некотором роде? Потому что ветхозаветные евреи могли наблюдать, анализировать и делать выводы, и самые преданные Богу могли самостоятельно увидеть, что наличие более чем одной жены никогда не ведёт к спокойствию в семье и в душах членов семей, а зачастую ведёт к отпадению от Бога.

Почему для времён Ветхого Завета? Потому что, в отличие от новозаветных времён, Святой Дух, Который и является главным в том, чтобы мы правильно понимали заповеди и правильно их выполняли, не был представлен на земле и в верующих во всей Его полноте. Поэтому к ветхозаветным верующим, особенно тем, которые только-только отошли от мерзостей языческих (среди которых всегда было и многожёнство) предъявлялись не такие жёсткие требования, как к нам, живущим после смерти и воскресения Господа Жизни.

Теперь относительно вашего вопроса о Левирате.  Ответ находится в том же отрывке Библии, где говорится об этом законе:

"Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, - и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.

Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: "деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне"; тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: "не хочу взять ее", [тогда] невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: "так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему". (Лев.25:5-10)


Здесь мы видим, что устанавливается не многожёнство, а совсем другие вещи:

1) забота о женщине, которая среди жестокосердечный людей (Исх.32:9; Иез.3:7) может оказаться совершенно никому ненужной и возможно с ребёнком-девочкой или даже несколькими девочками на руках. Ведь кому нужна вдова, да ещё с детьми женского пола, если все хотят жениться на девицах?

2) Спаситель имел намерение постоянно сохранять все израильские роды и колена и семьи, и заметьте, такая женитьба оказывалась для "жениха" чуть ли не насильной. Это явно было не делом похоти плоти, желающей жениться сто раз подряд, а делом сохранения одной из еврейских семей.

Можно, конечно предположить, что закон о Левирате устанавливал многожёнство, но тогда придётся признать и сами условия этого закона о "многожёнстве". Человек может взять в "дополнительные" жёны только:

вдову своего брата,
которая не имеет сына,
если братья жили вместе.

Правильно?

И ещё: закон о Левирате не обязывает человека брать себе именно вторую жену. Он обязывает одного из братьев умершего жениться на вдове. В то время в еврейских семьях было много детей, а ещё сущестовали двоюродные и троюродные братья, один из которых вполне мог оказаться неженатым.

В законе не сказано, что это должен быть уже женатый брат. Поэтому скорее всего совершение такой женитьбы выпадало в первую очередь именно на того, кто был ещё свободен. На эту мысль наталкивает вторая часть закона: "и если он станет и скажет: "не хочу взять ее", [тогда] невестка егопусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его,и плюнет в лице его, и скажет: "так поступают с человеком, который несозидает дома брату своему". Ведь неженатый, действиетельно, мог начать противится тому, чтобы связывать себя со вдовой, а не с девицей. 

Иллюстрацию к тому, как решалась проблема женитьбы на вдове брата вы можете прочитать в книге "Руфь" (Руфь1). Ни о каком многожёнстве там и речи нет.

С уважением,
Саша.

1
Похожие вопросы
Отвечает
Александра Ланц
Как понять третью заповедь?

Что значит Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно? Именно Имя? И что значит напрасно? В моём окружении есть очень много людей, от которых за время разговора я могу услышать слово Господи не один раз, то есть это тоже неправильно?

Спрашивает
Иван
Доброго вам времени суток, Иван! Я хочу предостеречь вас от одной из самых главных ошибок, которые могут совершить люди, вставшие на путь поисков Бога.  Совершая эту ошибку, человек однажды обязательно окажется тем, кто осуждает других, но не способен видеть самого себя.  В чём же эта ошибка? В поп... Читать далее
1
Отвечает
Михаил Чичин
Отношение к согрешающим.

У меня вопрос к Михаилу Чичину по ответу. Из ответа делаю вывод, что людей, повевшихся на сделку с совестью, необходимо исключать из Церкви и сторониться их, относясь к ним уже, как к безвозвратно павшим людям.

Однако, фразы чтобы они научились не богохульствовать в 1Тим.1:20 и чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа в 1Кор.5:5 показывают переживание Павла за судьбу этих людей. И производимые им действия направлены на спасение ИХ духа и возвращение в среду народа Божьего.

В отличие от этих текстов текст в Рим.1:24 говорит о действительно не ищущих покаяния отступниках, возгордившихся  и упивавшихся своими мудрствованиями. Ваше мнение? Божьих благословений.   

Спрашивает
Юрий
Юрий добрый день. В ответе на вопрос, на который Вы ссылаетесь, я сделал следующий вывод: «человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под террор Сатаны». В практике многих христианских современных церквей – исключение из ... Читать далее
2
Приветствую Дмитрий! Ставить ставки само по себе нейтрально, но вопрос как это делать. Одна ситуация если ставить на заранее известный результат и таким образом обманывать, а другое дело просто ставить в расчете на везение. Но и тут есть момент - или это просто хобби или это игровая зависимость.:Касательно второй части вопроса, можно ответить словами Фрейда, что иногда сигара, это просто сигара. Мало ли что приходит в голову человеку, особенно если голова занята мирской суетой. Читайте Библию, изучайте ее, ищите Царствия Божьего сегодня, сейчас и странные мысли перестанут вас беспокоить. ... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Когда я злюсь на какого-то человека, у меня появляется вдохновение... хорошо это или плохо?

Здравствуйте! У меня такой вопрос. Когда я злюсь на какого-то человека, у меня появляется вдохновение: я пишу стихи и могу даже в некоторых случаях рассказ написать. Меня интересует - хорошо это или плохо? Спасибо....

Спрашивает
Борис
Мир вам, Борис! Любой талант, любая способность в человеке - это дар от Бога. Однако, надо быть осторожным в том, какое сердце в человеке. Ведь именно наше сердце окрашивает наши дела (даже самые лучшие) либо в небесный цвет праведности, либо во тьму беззакония. Господь смотрит именно на сердце чел... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Шалом, Михаил! Вот один их самых ярких отрывков относительно заданного вопроса:Не запах паленого мяса приятен Господу, а запах сгорающего греха. Любой из нас больше ли, меньше, но мучается от собственных неправильных действий, от темноты и грязи собственного сердца, а Бог желает даровать каждому человеку освобождение от этого. Как освободиться от чувства вины за то, что сказ... Читать далее
1
Отвечает
Игорь
Как переводится слово грех?
Спрашивает
Максим
Приветствую Максим, Не совсем ясен Ваш вопрос. Вы спрашиваете, что такое грех? Если да, то Библия сама отвечает на этот вопрос:Согласно Википедии, в русском языке слово «грех» очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом, означающим «промах, погрешность, провинность», а иудеи — словом «хэт» (непреднамеренный грех) — «промах».... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Умалчивать о правде - приравнивается ли это ко лжи?

Мой знакомый говорит, что лучше недоговорить что-то, чем соврать. На мой взгляд, это приравнивается к греху: не лги. Ведь ты вводишь человека в заблуждение и утаиваешь что-то. Плохо ли недоговаривать? 

Спрашивает
Елена
Доброго вам времени суток, Елена! Самое главное правило, которое запечатлено в заповеди Бога: не лжесвидетельствуй. Иными словами: не говори ложь.   Имеется ввиду процесс говорения, произношения. О лживых устах в Библии сказано очень много. Как ни странно, но многим из нас нелегко исполнить даже эт... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Ответственен ли Бог за зло?

Если  Бог действительно знал обо всем этом заранее, что первая человеческая пара согрешит, то это означало бы,  что он положил начало греху, когда создавал человека, и тогда Он ответственен за все человеческое зло и страдания. В том числе за войны, несправедливость и горе , так ли это?

Спрашивает
Павел
Мир Вам, Павел! Бог ответственен за то, что дал "свободу" и "выбор". Любая свобода подразумевает как возможность неверного выбора, но также возможность развития и личной ответственности за свой выбор. Если бы Бог заставил человека согрешить - тогда Он бы и отвечал за это. Но Бог дал выбор, человек... Читать далее
2
Отвечает
Александра Ланц
Надо ли каяться во всех грехах во грехах? А если я не помню свои грехи?

Вы пишете, что любой неисповеданный грех может закрыть перед нами дверь спасения".  А если я не помню уже какие грехи за сегодня, а тем более за всю свою жизнь совершал? То надо специально вспоминать? И, кстати, сожалеть обязательно перед Богом вслух? - а можно не конкретизировать грехи, а сказать например – прости, если я где сегодня согрешил? Вы так же пишите: "исповедание перед Богом своих грехов в любой форме необходимо". Какие например бывают формы исповедания?!

Спрашивает
Славик
Мир вам Славик! Речь, безусловно, идёт прежде всего о тех грехах, которые нам известны, как грехи, и о которых мы помним, и  о которых Святой Дух напоминает нам, чтобы подвигнуть нас на исповедание. Именно эти неисповеданные грехи могут закрыть перед нами дверь спасения. Но давайте повнимательнее... Читать далее
2
Отвечает
Дмитрий Рыкин
Скажите, пожалуйста, считается ли клятва, когда ничем не клянешься?

То есть я клянусь, что этого не сделаю. Если ее нарушить будет ли это грехом? Спасибо.

Спрашивает
Ольга
Добрый день, Ольга. Мы не должны говорить пустые слова. Все, сказанное нами, следует выполнять. Иисус Христос сказал по поводу клятв: С уважением Дмитрий... Читать далее
2