Отвечает: Александр Дулгер

Арсен спрашивает: Как-же быть с иконопочитанием (не путать с поклонением). Правда-ли что это идолопоклонство? Ведь образу предшествует прообраз,и глядя на икону лично я вижу не бумагу или холст,а того кто изображен. Кто будет отрицать, что сам Господь давал указания на  тему какие изображения делать в храме (Исх.25:18-22, Иез.41:17-19). Разумеется что этим изображениям не поклонялись, но они имели своё назначение в храме, ведь Господь всуе ничего не делал. Изображения того, что на небе (херувимы), и того,что на земле(пальмы) вроде как запрещены (Втор.4:15-17), но ведь эти самые херувимы и есть Ангелы, которые часто представали пред людьми, и они присутствуют в храме его, для побуждения (на мой взгляд) каких-либо чувств у верующих. Так же ли обстоят дела в Церквях?


Мир Вам, брат Арсен!

Для начала рассмотрим историческую и официальную сторону вопроса об иконопочитании.

"" Иконопочитание — догмат Православной и Католической церквей, установленный на Седьмом Вселенском соборе, а также и сама практика почитания икон.

Основная мысль иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». В соответствии с этой идеей образ Личности (ипостаси) есть действительно (по действию-энергии) сама Личность, хотя и не тождественен ей, и имеет иное естество (дерево и краски).

Изображение Христа, Богородицы, святых, библейских сцен известны в христианстве начиная со II века. К IV веку стены христианских храмов уже повсеместно украшались живописными изображениями.

Догмат об иконопочитании был окончательно сформирован на Втором Никейском Соборе, состоявшемся в период иконоборчества. Второй Никейский Собор (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 епископов, представлявших в основном восточную часть церкви, и легатов папы римского.

Догмат гласит:
"…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. …и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней."

Догмат иконопочитания подчёркивает, что чествование икон и поклонение им относится не к материалу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто изображён на иконе (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства.

Согласно вероучению традиционных христианских конфессий, иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, воспринявшего плоть. Поэтому, согласно этому взгляду, возможно изображение Бога и почитание святых изображений — икон. Святость людей возможна также лишь вследствие Воплощения, иконы святых и Богородицы почитаются по той же причине, что и икона Христа. Этот взгляд, однако, не разделяют многие другие христиане, например, христиане-протестанты.

В Византийской империи в VIII — начале IX веков существовало активное движение иконоборцев, направленное против почитания икон. В этот период попытку дать богословское обоснование иконопочитания сделал преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век). Окончательное восстановление иконопочитания в Византии произошло в 843 году при императрице Феодоре («Торжество Православия»). ""
- источник Wikipedia


В Библии понятия "поклонение" и "почитание" имеют один и тот же смысл. Библия их не разделяет. Более подробно об этом можно прочесть в этих ответах:
http://www.bible.com.ua/answers/r/4/302303
http://www.bible.com.ua/answers/r/4/307166

Если мы все же условно разделим эти два понятия, как это сделали на Никейском Соборе, то можно сказать следующее.

Иконопоклонение прямо противоречит Второй Заповеди (Исход 20:4-6). Поклонение иконе, самой по себе, как святому предмету или изображенным на ней ангелам и иным небожителям, а также умершим людям (причисленным к святым) есть явный грех. Так как поклоняться можно только Единому Живому Богу. Более подробно об этом можно прочесть в наших прошлых ответах:
http://www.bible.com.ua/answers/r/4/307390
http://www.bible.com.ua/answers/r/28/3182
http://www.bible.com.ua/answers/r/35/3600
http://www.bible.com.ua/answers/r/4/307166

Почитание икон с изображением святых угодников, Девы Марии или ангелов также является грехом, согласно Библии. Если согласиться с утверждением, что "честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз", то почитание таких икон - это воздание чести (или славы) изображенным на ней тварным существам, а это противоречит Слову Божию:
- "Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам." (Исаия 42:8)
- "... славы Моей не дам иному." (Исаия 48:11)
- "Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь." (Иуды 1:25)
- "Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь." (Рим. 1:25)

Остается вопрос с почитанием икон с изображением Сына Божия или Личностей (Ипостасей) Божества.

Прежде всего, хочу обратить внимание на практическую сторону почитания таких икон. Почитание таких икон "фимиамом и поставлением свечей", как указано в документах Собора, я не могу назвать идолопоклонством, если христианин имеет искреннюю веру в то, что этими ритуалами он чтит именно Всевышнего. Однако, на практике, очень часто, такое иконопочитание постепенно приводит верующего к идолопоклонству. Он постепенно забывает о том, что он чтит "образ" ради "Первообраза" и икона, в церкви или дома, превращается для него в некий амулет, который исцеляет, благословляет, освящает, итд. При чем не важно, как ты живешь и соблюдаешь ли Заповеди Божии. Главное заполучить доступ к такой "особой" иконе или заполучить ее в дом и все само собой наладится, и жизнь или здоровье улучшится благодаря ей. Это, кончено же, ересь и идолопоклонство. Икона превращается в идола - предмет надежд и упований человека, а его живая связь с Богом теряется, становится ненужной. "Образ" замещает собой "Первообраз". К сожалению, таких людей среди почитателей икон очень много. Если не сказать большинство.

Теперь давайте рассмотрим вопрос с почитанием таких "правильных" икон (изображения Сына Божия или Ипостасей Божества) с библейской точки зрения. Существует ли подобное "почитание" в Библии и одобряет ли Бог его? Действительно ли "честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз", как решили на Соборе? Если догмат не верен с точки зрения Библии, то он теряет всякий смысл.

В Библейской истории я могу вспомнить как минимум три примера такого "почитания":

"Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.
И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;
скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!" (Исход 32:1-9)

"И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим, вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской.
И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане.
И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному [из] [них], даже в Дан.
И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных.
И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике; то же сделал он в Вефиле, чтобы приносить жертву тельцам, которых сделал. И поставил в Вефиле священников высот, которые устроил..." (3Цар. 12:28-32)

"В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.
Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его. Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан." (4Цар. 18:1-5)

Во всех трех случаях израильтяне поклонялись изображениям (правда изваяниям, а не иконам), которые хотя и не изображали Истинного Бога (это было прямо запрещено 2-й заповедью), но представляли Его символически. Либо в виде тельцов, либо в виде медного змея, который был символом Христа на кресте (Иоан.3:14). Таким образом, они буквально делали то, что разрешил Второй Никейский Собор - воздавали честь образам (символическим изображениям Божества), чтобы почтить Первообраз. В последним случае, с медным змеем, они даже кадили ему (воскуряли фимиам), как предписывает постановление собора.

Что же Господь? Он согласен с таким методом поклонения Ему?

Если внимательно прочесть главы Библии с этими историями, то можно увидеть ясное Божье осуждение этих "изобретений" израильтян. В первой истории, у горы Синай, самозваные епископы поплатились жизнью за такое опрометчивое решение их самозваного собора:

"И он (Моисей) сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек." (Исход 32:27-28)

Во второй истории, народ Божий в точности повторил путь многих современных "иконопочитателей". Со временем израильтяне забыли о "Первообразе", которого символизировали тельцы, и стали поклонятся тельцам в Дане и Вефиле, как самостоятельным божествам.

Вот что говорит Библия о подобных методах почитания Божества.

Интересно также отметить, что самым главным "образом" или символом в иудейской системе поклонения был ягненок, которого приносили в жертву. Он символизировал Мессию - Сына Божьего, умирающего за грешника (Чис.6:14, Ис.53:7, Иер.11:19, Откр.13:8). В некоторых случаях он заменялся другим животным: теленком, козой, голубями.
Но мы нигде не находим, чтобы израильтяне чествовали жертвенного ягненка или воздавали ему честь, или кадили перед ним. Нигде мы не находим и повелений Божьих на этот счет.
Если в Божьих глазах "честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз", то Он бы установил какие-то ритуалы чествования или почитания жертвенного ягненка, который был образом Его Сына или жертвенника всесожжений, который был образом Голгофского креста. Но нет, этого нигде в Библии нет. Наоборот, Господь заявляет о своем исключительном праве по почитание, безо всяких образов:

" Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш!
И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.
И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены...
Обращайтесь к закону и откровению. Если они (т.е. духовные лидеры народа) не говорят, как это слово, то нет в них света." (Исаия 8:13-21)


PS: Что касается статуй херувимов в ветхозаветнем святилище и их изображений на стенах, то как мы уже неоднократно писали, их нельзя ставить в пример в вопросе иконопочитания, так как перед ними не воскуряли фимиам, их не лобызали, им никак не выражали свое почтение. Это были просто элементы декора (оформления) святилища. Более того, стати херувимов в святом святых (за алтарем) вообще не видел никто кроме первосвященника, который входил туда только один раз в год (2Пар.3:10, Лев.16:2,34). Согласитесь, есть большая разница, между элементами оформления храма (украшениями) и современными иконами. Ведь иконы никто не держит просто как украшение, разве что коллекционеры.


С уважением,
Александр
0
Похожие вопросы
Отвечает
Максим Балаклицкий
Приветствую Николай! Сказано, что он должен быть "одной жены муж" (Титу 1:5-6). Что здесь обсуждает Павел: необходимость жениться или количество жен? Богословы согласны, что второе. Служитель может быть холост в силу вдовства, молодости или дара безбрачия (1 Кор. 7:5-7). Но такое его состояние... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Один Господь, одна вера, одно крещение. Почему тогда столько религий?

И Иисус считал веру фарисеев другой религией?

Спрашивает
Олег
Доброго вам времени суток, Олег! Вы задали вопрос по тексту, который сейчас, во времена экуменизации общества так любят цитировать все экуменисты, что уже практически невозможно увидеть истинный смысл за этими важными словами апостола Павла.  А всё потому, что дергаем тексты из контекста. Смотрите,... Читать далее
1
Отвечает
Александр Дулгер
Есть ли в Библии указания не работать в дни церковных праздников?

Есть ли в Библии указания не работать в кокой-либо другой день кроме субботы?

Спрашивает
Игорь
Мир Вам, брат Игорь! Такого указания в Библии нет. Единственные церковные выходные, которые перечислены в Библии, это иудейские храмовые праздники, которые описаны в 23-й главе книги Левит (см. Левит 23:4 и далее). В некоторые из этих дней Бог повелел иметь выходной. Однако, как Иерусалимский храм,... Читать далее
1
Отвечает
Александр Серков
Чем отличается вероучение вашей церкви от пятидесятников и других?

Можно попросить вас кратко, по пунктам пояснить, чем толкование вашей церкви отличается от толкований моей пятидесятники или какой другой. Попробовала в поиске, но конкретного ответа не нашла, хочется поразмышлять, может мы действительно понимаем так, как нам удобно и хочется понимать. Хотя бы самое основное, пожалуйста.

Спрашивает
Виктория
Мир Вам, Виктория. Вот адрес со всеми пунктами нашего вероучения. Учение Пятидесятников Вы знаете. Можете размышлять и сравнивать. С уважением, Александр Серков.... Читать далее
1
Таня, это риторический вопрос.Но это возможно только лишь добровольно. Заставить любить кого-то мы не может. Мы можем любить сами и тогда любовь к нам рано или поздно, но вернется. Если вы станете постоянно этим жить и принципиально не будете ожидать взаимности (она появится через некоторое время, просто принимайте с радостью и ... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Может ли женщина быть лидером, пастором или проповедником?

В случае если нету мужчин или они не готовы или не хотят нести служение?

Спрашивает
Вадим
Приветствую Вас, Брат Вадим! Согласно Библии - да, может. Библия имеет примеры служения женщин в роли судьи, учителя, пророчицы, наставницы, лидера церкви и группы верующих. Но различные христианские конфессии и церкви имеют свои уставы, в которых роль женщины может быть более или менее ограничена.... Читать далее
1
Уважаемый Руслан! Вся история Церкви - это битва за и против этого приоритета. Дело в том, что Церковь должна быть местом, где УЧАТ ЧИТАТЬ БИБЛИЮ. Логично, что на каком-то этапе человек должен НАУЧИТЬСЯ это делать и принять самостоятельное решение насчет самой Церкви, Библии и Самого Бога. Звучит ... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Библия одна, а конфессий много. Ваша точка зрения?

С удовольствием читаю ваш сайт, и очень рад, что можно задавать вопросы. Меня интересует следующее: библия одна, а конфессий очень много, как я понял, каждая трактует библию по своему и каждая считает только свою трактовку правильной, но ведь это абсурд. Ваша точка зрения? Кроме всего, больше половина населения земли вообще не являются христианами, они что все заблуждаются? (Хотя они то и считают как раз наоборот).

Спрашивает
Тарас
Дорогой Брат Тарас! Ты задаешь один из самых важных вопросов, который необходимо понять каждому и принять важное решение. Избрание церкви можно поставить по важности с избрание спутника жизни. Точно так же, как в мире есть много девушек и женщин (а для другой половины - молодых людей и мужчин), та... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Приемлемы ли танцы на Богослужении?

Во время проповеди служитель говорил об опасности внутреннего осуждения тех, кто во время прославления прыгает, танцует, кричит и т.д. был приведен пример Мелхолы. Мол, Давид еще не такое исполнял. Меня это очень смутило, т.к. я действительно не понимаю такого стиля прославления. В церкви, где я покаялась, оно проходило совсем по-другому. Как вы считаете, это действительно вопрос выбора человека, и Богу нравится прославление в любом виде, или в Библии есть места, говорящие об обратном?

Спрашивает
Анастасия
Мир Вам, Анастасия! Давайте посмотрим на одежду Первосвященников, у них даже ноги были полностью закрыты:Танцевать можно было вокруг Храма, но в Храме из священников в пляс никто не пускался. Там внутри все должно было быть проникнуто уважением ко Всевышнему. Это сегодня все воспринимается весело и легко - но там были жертвы, была кровь, было возмездие за грех. Тогда все воспринималось серьезно. Кто "ш... Читать далее
1
Отвечает
Наталья Амосенкова
Помогите найти адрес церкви АСД в городе Сарапул.

Если таковая там есть?

Спрашивает
Лариса
Здравствуйте Лариса! Проверьте пожалуйста по этому адресу: Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня Сарапул,    Республика Удмуртия  Адрес: ул. Гоголя, д. 30а, Дом культуры ЗИО Пастор/руководитель: Криворотов Олег Михайлович Служение чаще всего начинается в субботу в 10-00. Напишите нам, пожа... Читать далее
1