Приветствую Вас, Сестра Лидия!
Наше понимание истинности христианства заключается в том, чтобы сравнить учение отдельного пастора или деноминации с ясным библейским учением. Любые значительные расхождения в учении означают, что перед нами лжеучитель, принимающий вид учителя праведности, а на самом деле ведущий вдаль от истины. И не удивительно, потому что и сам сатана принимает только вид ангела света.
С другой стороны, наши оценки какого либо пастора или проповедника, могут быть только в тех рамках, которые допустимы Богом: "не судите, да не будете судимы". Всё, что мы можем делать, это указывать на конкретные факты, а выводы пусть делает каждый самостоятельно. Только Бог может знать сердце человека.
От деноминации зависит, как человек понимает Божью истину, и как он ее проповедует. Но это может говорить только в общем о его правильном или ложном понимании отдельных библейских истин. Что касается его личности, то здесь человек не вправе судить, потому что только Бог знает, этот человек еще не дошел до познания истины, или уже переступил через истину. Потому, говорить, от Бога этот человек или нет, мы можем только тогда, когда обладаем достаточным знанием отношения этого человека к истине. Бог может иметь своих людей в разных деноминациях. Христос говорил, что у Него есть "овцы и не сего двора", но в любом случае Он стремился собрать их в одно стадо.
Я не знаю Андрея Шаповалова, я не слушал его проповедей, и потому не вправе говорить о нем. Но коль скоро Вы задали вопрос, то я постарался собрать ту информацию, которая позволила бы мне дать Вам наиболее правильный ответ. Я искал информацию в двух направлениях:
какого вероучения придерживается этот пастор, какие доктрины он принимает, а какие отвергает;
как он практикует свое учение, живет ли он согласно открытому ему свету истины.
Первое вроде бы сделать легче, однако мне показалось, что в данном случае я нашел больше информации о втором.
На личном сайте Андрея Шаповалова совершенно нет указания о его вероучении. Я не нашел его отношения к Библии - считает ли он ее богодухновенной и единственным мерилом истины, или нет. Я не нашел его понимания Бога - признает ли он божественность трех личностей, или только Отца. Я не нашел его понимания Иисуса Христа и Святого Духа. Я не нашел его отношения к дарам Святого Духа. Я не нашел его отношения к Закону Божьему. Я не нашел его отношения к субботе. Я не нашел его понимания возвращения Иисуса Христа за искупленными. Я не нашел его учения о тысячелетнем царстве и событиях последнего времени. Нет упоминания о многих других серьезных вопросах, которые представлены в Библии как важные для нашего спасения. Я даже не нашел указания, что он является представителем конкретной деноминации.
Сегодня есть много так называемых "церквей одного пастора", неденоминационных церквей, созданных одним успешным лидером. И я обнаружил, что "Трансформационный центр" Андрея Шаповалова является именно одной частичкой огромной сети церквей одного пастора - Сизара Кастеланоса из Боготы, Колумбия. Я не нашел, является ли Андрей Шаповалов харизматом. Но вот Сизар Кастеланос - да! Сизар Кастеланос является старшим пастором Международной Харизматической Миссии, которая располагается в Боготе. Его церковь насчитывает более трехсот тысяч человек.
И вот здесь я обнаружил нечто интересное, что позволило мне понять, почему на сайте Андрея Шаповалова нет указания о принципах вероучения, а только представлена методика служения. Дело в том, что Сизар Кастеланос вообще не заботится о доктринах. Для него все деноминации хороши. Ему главное - методика, построенная по принципу сетевого маркетинка, которую он назвал G-12, что означает "Правительство двенадцати". Он создает структуру: один становится лидером двенадцати, из которых каждый имеет свою группу из 12 лидеров, каждый из которых имеет свою группу из 12 учеников. Это своего рода многоуровневый маркетинг, пирамида. Я не хочу говорить о финансовой стороне этой пирамиды, хотя уверен, что она имеется. Без финансов дело не может обходиться, хотя вполне вероятно, что деньги здесь совершенно не играют роли большей, чем простое финансирование обычной деятельности религиозной организации. А вот пирамида власти налицо. Именно поэтому Сизар Кастеланос заявляет: "Важно знать, что G12 – это не деноминация. По этой причине оно не отображает желания кого-либо оставить свою деноминацию. Наоборот: G12 поддерживает деноминации, служения и миссии."
Как и в любой пирамиде, первые два уровня достижимы, а вот дальше - это уже на грани возможного. Потому что первые два уровня - это 144 человека, третий уровень - 1728 человек, четвертый уровень - 20736 человек, пятый уровень - 248832 человека. Это уровень, которого достиг Кастеланос, создатель этой пирамиды. И это - всё, чему учит этот человек. Его вероучение резиновое - оно принимает все деноминации, всех учителей и лжеучителей. Главное, чтобы они согласились трудиться в его структуре, в его пирамиде.
Делает это Кастеланос ради денег? Не знаю. Ради власти? Не знаю. Ради своей славы? Не знаю. Ради распространения учения Иисуса Христа по всему миру? Об этом он говорит, но уверен, что либо он не понимает учения Христа, либо его целью является что угодно, но не это. Потому что Кастеланос не проповедует чистое учение Иисуса Христа, а позволяет смешивать все учения в одну кучу ради разработанной им управленческой структуры, которую он назвал G12.
Каково вероучение Сизара Кастеланоса? Помимо того, что он - старший пастор харизматической церкви, мы еще знаем, что своим пастором он называет корейца Йонги Чо. Что привлекло Кастеланоса в служении Йонги Чо? Об этом мы читаем на официальном сайте G12: "Пастор Сизар всегда считал Йонги Чо своим наставником и пастором. Когда Сизар посетил его служение в Корее, он был потрясен верой пастора Чо, проявляемой посреди сложных обстоятельств. Перед лицом всех вызовов доктор Чо строил самую большую в мире церковь. Огромная вера доктора Чо вдохновила пастора Сизара использовать тот же метод домашних ячеечных групп и в МСI. Позже Бог повел пастора Сизара на другой уровень применения метода доктора Чо, основав ведение G12." Итак, мы видим, что Кастеланос искал не чистоты учения, а количества последователей. Этого он и достиг.
Но вернемся к Андрею Шаповалову. Кто он? Теперь нам известно - он является одним из успешных учеников и последователей Сизара Кастеланоса, о чем он сам открыто говорит. Каково вероучение Андрея Шаповалова? Вероятно такое же, как и у его духовного наставника - смешение всех учений в одной удобной структуре. Вот, почему ни на сайте Кастеланоса, ни на сайте Шаповалова нет принципов вероучения, а есть описание административной структуры и методики ее создания.
До сих пор мы говорили о первом направлении информации о человеке, которую обычно легче найти. Второе направление подразумевает понимание искренности и подлинности следования тому учению, которое человек исповедует. Здесь я был впечатлен отзывом одного из коллег Андрея, который был опубликован на сайте Андрея Шаповалова - 3 июня 2010 года (http://shapovalov.us/blog/andrej_i_svetlana_statja_ruslana_kuznecova/2012-03-10-85 ) Эта статья представляет Андрея весьма посвященным христианином, заботливым и внимательным лидером, который томится своим VIP статусом. Однако есть и штрихи, которые представляют нам, насколько Андрей стремится к отображению характера Христа (о чем постоянно говорит и Кастеланос, и Шаповалов): "...в кричащем из-за кафедры Андрее" и "Андрей слушает рок, причем на весьма приличной громкости, да еще и перед сном... и пьют энерджи дринки Red Bull (Андрей, по крайней мере)". Не знаю, как для кого, но для меня эти детали не кажутся малозначительными. Почему?
Когда мы пытаемся различить фальшивку, мы ожидаем, что в основных деталях всё будет одинаково, и только мелкие штрихи могуть выдать подделку. Апостол Павел говорит: