Мир Вам, брат Андрей!
Теория о "столбе мучений", на котором якобы был распят Иисус, это одна из нескольких нелепых басен, которыми Свидетели смущают умы христиан из других церквей и незнакомых с Библией людей.
При всем моем уважении, я не могу назвать ее иначе как "басня". Я согласен, что могут быть спорные моменты в понимании божественности Христа и личности Святого Духа, в истолковании эсхатологических пророчеств, выборе исторических дат и другом. Это не самые легкие и понятные темы в Библии. Но история с крестом и распятием ясна и понятна. И не только в Библии, но и в исторических документах.. Рассказы про некий столб, на котором якобы был распят Иисус - это просто фарс и блеф, с помощью которого нечистые на руку идеологи Свидетелей пытаются повергнуть в шок неосведомленных слушателей, чтобы в общем доказать ложность веры традиционного христианства. Я не знаю, верят ли рядовые Свидетели в эту басню или это просто спущенный им сверху "супер аргумент" для проповеди народным массам.
Те, кто следует учениям Общества Сторожевой Башни, постепенно приобретают стойкую неприязнь к терминологии и символике так называемой «отступнической» христианской церкви. К примеру, они называют свои общинные дома не «церквями», а «Залами Царства» и делят свою Библию не на «Ветхий и Новый Завет», а на «Еврейские и Греческие Писания». Однако ни один другой христианский символ не находится у Свидетелей Иеговы в таком презрении, как крест, который они называют языческим и фаллическим символом.
Предубеждение Общества Сторожевой Башни к этому символу искупительной жертвы Христа относится к числу «пересмотренных» откровений. В начале своей истории, в течение более чем полувека, Общество Сторожевой Башни относилось ко кресту с большим почтением. Многие его издания тех первых лет содержали упоминания, а иногда и красноречивые изображения крестной смерти Христа.
Как это все изменилось?
«Ежегодник Свидетелей Иеговы» за 1975 год объясняет, почему из журнала «Сторожевая башня» исчезла символика креста:
Начиная с номера от 15 октября 1931 года на обложке «Сторожевой башни» больше нет изображений креста и короны. Несколько лет спустя народ Иеговы впервые узнал о том, что Иисус Христос не умирал на Т-образном кресте. 31 января 1936 года брат Ратерфорд представил семье бруклинского Вефиля новую книгу Riches («Богатства»). В частности, на 27 странице в ней говорилось: «Иисус был распят не на деревянном кресте, который представлен во многих изображениях и картинах, и изображения которого люди делают и выставляют напоказ - Иисус был распят, пригвожден ко древу».
Храня верность откровению Ратерфорда, современные публикации Сторожевой Башни изображают Иисуса распятым на вертикальном столбе, а Его руки - прибитыми не к горизонтальному брусу, а у Него над головой. «Сторожевая башня» за 1 апреля 1965 года излагает свою версию смерти Иисуса:
"Его руки положили одну на другую и удерживали до тех пор, пока острие не вонзилось и, проткнув плеть, не угнездилось в дереве. Кровь едва успела окрасить его руки красным, как другой гвоздь был вбит в его ноги. Затем столб подняли, пока, наконец, его тело всем своим весом не повисло на этих двух гвоздях".
Стау-рос - крест или столб?
Сторожевая Башня настаивает на том, что это описание соответствует Библии и отражает более точное понимание греческого оригинала. Журнал «Сторожевая башня» пишет:
"Библия показывает, что Иисус был казнен вовсе не на привычном кресте, но, скорее, на простом столбе или σταυρός (стау-рос). Это греческое слово, употребленное в Матфея 27:40, прежде всего означало простой вертикальный брус или столб, какие используются в фундаментах зданий. Таким образом, крест никогда не был знаком истинного христианства".
Однако обращение Сторожевой Башни к греческому языку и предложенное ими определение слова "cтay-poc" являются лишь еще одним примером словесной акробатики, на которую приходится идти Свидетелям. При том, что основным значением слова "cтay-poc" является вертикальный «столб или брус», оно имеет и другое значение: «крест». Таким образом, это слово гораздо более многозначно, чем выходит по словам Сторожевой Башни.
Theological Dictionary of the New Testament («Богословский словарь Нового Завета») Герхарда Киттеля приводит три значения слова "cтay-poc". Первое из них совпадает с предложенным Сторожевой Башней, но остальные рисуют совершенно иную картину:
"Стаурос - это орудие пыток за серьезные преступления... С точки зрения формы он имел три основные разновидности. Крест представлял собой вертикальный заострённый брус... или же он представлял собой вертикальный столб с перекладиной наверху.... или же он представлял собой два пересекающихся бруса равной длины".
Таким образом, слово "cтay-poc", одно из слов, употреблявшихся для описания орудия казни Иисуса, имеет много значений.
Юст Липсиус
В таких изданиях Сторожевой башни, как "Перевод Нового мира христианских греческих Священных Писаний" (1950) стр. 770 и "Подстрочный перевод Царствия греческих Священных Писаний" (1969) стр. 1156, приводится иллюстрация простого столба, позаимствованная из трудов римско-католического богослова 16 столетия Юста Липсиуса,- для того, чтобы поддержать точку зрения Общества Сторожевой Башни. На 1156 стр. "Подстрочного перевода Царствия" приведено следующее заявление: "Такой простой столб для пригвождения преступников назывался "крус симплекс" - простой столб. И метод пригвождения его на таком орудии мучений приведен в иллюстрации римо-католического теолога 16 столетия Юста Липсиуса. Мы представляем здесь фотографическую копию его иллюстрации на 646 стр. вторая колонка его книги "Де Круце Либер Примус". Именно таким образом был пригвожден Иисус", пишет Сторожевая Башня.
Вот иллюстрация из этой книги в подтверждение их слов: