Отвечает: Виктор Белоусов

Мир Вам, Сергей

Грехопадение началось еще с Люцифера, который возгордился. Мы не видим прямой заповеди - "Не гордись", но понимаем что это грех. И все небожители это понимали, что нельзя ставить себя на место Господина всего сущего:

13 А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;
(Ис.14:13)

По-сути понимание греха и праведности было всегда - потому что грех это отклонение от чего-то правильного. Если мы понимает правильное, то в какой-то мере становится ясно что неправильно.

20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
(Рим.5:20)

Закон, о котором говорит Павел, это Тора (Пятикнижие) - это значение слова закон для любого иудея того времени, и устная традиция тогда еще не была зафиксирована в Мишне и Талмуде, чтобы ее определять как законы.

613 заповедей Торы естественно больше конкретизировали схему жизни иудея - но они не меняли сердце. Они были предназначены для государства, определяли политический строй в конкретных статьях - по которым хвалили и наказывали люди, а не только Бог.

Адам первоначально понимал Божьи заповеди - потому от него Каин и Авель, а затем все патриархи учились понятиям "хорошо" или "плохо".

Просто когда мы цитируем 2 заповеди о любви - легко сказать что мы любим Бога и ближних. А вот когда эта любовь конкретизируется (пусть даже в современном - заплати налог, не возьми чужие канцтовары на работе...), то оказывается что "любить" намного сложнее.

Бог дает духовные принципы, которые проецируются на человеческую жизнь в виде законов и правил. Мы очень не любим когда нам ясно говорят - "ходи сюда, а сюда не ходи", мы чувствуем в этом ущемление нашей свободы и гордости, как-будто мы сами не разберемся куда нам не ходить...

Когда пришел Иисус, то Он говорил к более духовно просвещенным людям, которые знали Пятикнижие - Он от конкретных понятий (заповедей) переходил к более обобщающим и абстрактным понятиям (принципам). Это напоминает воспитание маленького ребенка, когда ему сначала говорят "огонь это плохо", "ничего в розетку не вставляй", "не ешь с земли". Ребенок должен все-таки дожить до возраста, когда поймет правила пожарной безопасности, законы электротехники и принципы гигиены. Бог очень мудр и терпелив.

В чем смысл 10 заповедей? Это защита духовных принципов любви к Богу и ближним от банального искажения. Смотрим Исх.20:2-17 с краткими ремарками на эту тему:

2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
У язычников было много разных духовных существ, Бог запрещает считать Богом какую-то любую другую силу, кроме Господа, Который явно вывел израилитян из Египта. Были божки плодородия, войны, богатства, победы и т.д. - но Бог запрещает их почитание.

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Бог запрещает священные изображения, которым поклоняются и служат. Так можно было бы сказать если бы заповеди не было - "мы любим Бога, давайте сделаем Ему статую и будем ее почитать из любви", но Бог против. Все серьезно - ответственность даже на потомках. Пример Исх 32 гл.

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Интересно, что первые две заповеди определили Бога вне материального пространства - Он не физические стихии, как у язычников, и Его нельзя материально отображать для более простого поклонения. Третья заповедь определяет что даже словесное поклонение невидимому Богу налагает большую ответственность.

8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Четвертая заповедь дает минимальные временные рамки поклонения невидимому Богу. Это так называемый "памятник Богу" не в пространстве, а во времени. Поклонение это не обыденные дела, это полная посвященность в определенные Им 1/7 часть нашего времени - когда запрещается наша обычная работа и наши обычные интересы.

12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Легко любить ближних на словах, особенно если это не твои родственники. Родителей не выбирают, родители в чем-то похожи на Бога для детей - обеспечивают всем, дают заповеди, защищают и т.д. При этом они не совершенны, делают ошибки, проявляют свой характер. Потому Бог конкретизирует отношение к родителям - это почтение. Т.е. нельзя их игнорировать, нельзя относится как ко всем другим людям. Это  переходное звено от поклонения Богу через почтение родителей к любви ко всем ближним.

13 Не убивай.
Как человечество любит говорить о высоких чувствах, при этом эгоистично обагряя руки в крови. Бог предостерегает, что нельзя убивать. Это ведь вселенская дискуссия - а когда и как можно убить, если уж очень хочется... Иисус мог справедливо убить и уничтожить многих грешников, но умер и воскрес для нашего спасения.

14 Не прелюбодействуй.
Святость семьи. Дети. Полноценное семейное воспитание. Продолжение рода, а не только "удовольствие". А так легко прикрываясь "словами о любви" - жить в свободном разврате, пока нация не состарится окончательно и не вымрет.

15 Не кради.
Уважение к чужой собственности. Я не беру все что мне нравится, а что справедливо заработал. Справедливость, а не власть силы.

16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Вроде как все друг-друга любят, а вот как сказать пару слов о ближнем... И конечно в этих словах пртензия на правду - "вот я то знаю какойкакая онона на самом деле". Ложь и искажение льется рекой, пока мы не признаем что не объективны и можем знать всей правды о человеке. Лучше не судить его, а следить за собой. Если появляется "доброе побуждение" сказать что-то о чьих-то ошибках - лучше их мудро высказать ошибающемуся лично.

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Зависть. Уважение к чужим достижениям. Даже в мыслях не желать чужого, что он сам достиг. Лучше желать того что сам достигнешь - что Бог даст тебе.

Эти заповеди построены разумно и системно. Очень странно, когда люди говорят, например - 9 из них мне нравятся, а 1 - нет. С этими 8-ю заповедями согласен, а с этими 2 - нет. Получается что такой человек ставит себя на место Бога - чтобы выбрать в чем Бог прав, а в чем ошибся. Лучше попробовать самим увидеть в Божьем законе систему любви - а затем думать как ее не искажая в свою эгоистичную пользу можно практически применять.

Божьих благословений,
Виктор

0
Похожие вопросы
Приветствую Дмитрий! Ставить ставки само по себе нейтрально, но вопрос как это делать. Одна ситуация если ставить на заранее известный результат и таким образом обманывать, а другое дело просто ставить в расчете на везение. Но и тут есть момент - или это просто хобби или это игровая зависимость.:Касательно второй части вопроса, можно ответить словами Фрейда, что иногда сигара, это просто сигара. Мало ли что приходит в голову человеку, особенно если голова занята мирской суетой. Читайте Библию, изучайте ее, ищите Царствия Божьего сегодня, сейчас и странные мысли перестанут вас беспокоить. ... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Как понять третью заповедь?

Что значит Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно? Именно Имя? И что значит напрасно? В моём окружении есть очень много людей, от которых за время разговора я могу услышать слово Господи не один раз, то есть это тоже неправильно?

Спрашивает
Иван
Доброго вам времени суток, Иван! Я хочу предостеречь вас от одной из самых главных ошибок, которые могут совершить люди, вставшие на путь поисков Бога.  Совершая эту ошибку, человек однажды обязательно окажется тем, кто осуждает других, но не способен видеть самого себя.  В чём же эта ошибка? В поп... Читать далее
1
Отвечает
Михаил Чичин
Отношение к согрешающим.

У меня вопрос к Михаилу Чичину по ответу. Из ответа делаю вывод, что людей, повевшихся на сделку с совестью, необходимо исключать из Церкви и сторониться их, относясь к ним уже, как к безвозвратно павшим людям.

Однако, фразы чтобы они научились не богохульствовать в 1Тим.1:20 и чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа в 1Кор.5:5 показывают переживание Павла за судьбу этих людей. И производимые им действия направлены на спасение ИХ духа и возвращение в среду народа Божьего.

В отличие от этих текстов текст в Рим.1:24 говорит о действительно не ищущих покаяния отступниках, возгордившихся  и упивавшихся своими мудрствованиями. Ваше мнение? Божьих благословений.   

Спрашивает
Юрий
Юрий добрый день. В ответе на вопрос, на который Вы ссылаетесь, я сделал следующий вывод: «человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под террор Сатаны». В практике многих христианских современных церквей – исключение из ... Читать далее
2
Отвечает
Александра Ланц
Когда я злюсь на какого-то человека, у меня появляется вдохновение... хорошо это или плохо?

Здравствуйте! У меня такой вопрос. Когда я злюсь на какого-то человека, у меня появляется вдохновение: я пишу стихи и могу даже в некоторых случаях рассказ написать. Меня интересует - хорошо это или плохо? Спасибо....

Спрашивает
Борис
Мир вам, Борис! Любой талант, любая способность в человеке - это дар от Бога. Однако, надо быть осторожным в том, какое сердце в человеке. Ведь именно наше сердце окрашивает наши дела (даже самые лучшие) либо в небесный цвет праведности, либо во тьму беззакония. Господь смотрит именно на сердце чел... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Шалом, Михаил! Вот один их самых ярких отрывков относительно заданного вопроса:Не запах паленого мяса приятен Господу, а запах сгорающего греха. Любой из нас больше ли, меньше, но мучается от собственных неправильных действий, от темноты и грязи собственного сердца, а Бог желает даровать каждому человеку освобождение от этого. Как освободиться от чувства вины за то, что сказ... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Умалчивать о правде - приравнивается ли это ко лжи?

Мой знакомый говорит, что лучше недоговорить что-то, чем соврать. На мой взгляд, это приравнивается к греху: не лги. Ведь ты вводишь человека в заблуждение и утаиваешь что-то. Плохо ли недоговаривать? 

Спрашивает
Елена
Доброго вам времени суток, Елена! Самое главное правило, которое запечатлено в заповеди Бога: не лжесвидетельствуй. Иными словами: не говори ложь.   Имеется ввиду процесс говорения, произношения. О лживых устах в Библии сказано очень много. Как ни странно, но многим из нас нелегко исполнить даже эт... Читать далее
1
Отвечает
Игорь
Как переводится слово грех?
Спрашивает
Максим
Приветствую Максим, Не совсем ясен Ваш вопрос. Вы спрашиваете, что такое грех? Если да, то Библия сама отвечает на этот вопрос:Согласно Википедии, в русском языке слово «грех» очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом, означающим «промах, погрешность, провинность», а иудеи — словом «хэт» (непреднамеренный грех) — «промах».... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Ответственен ли Бог за зло?

Если  Бог действительно знал обо всем этом заранее, что первая человеческая пара согрешит, то это означало бы,  что он положил начало греху, когда создавал человека, и тогда Он ответственен за все человеческое зло и страдания. В том числе за войны, несправедливость и горе , так ли это?

Спрашивает
Павел
Мир Вам, Павел! Бог ответственен за то, что дал "свободу" и "выбор". Любая свобода подразумевает как возможность неверного выбора, но также возможность развития и личной ответственности за свой выбор. Если бы Бог заставил человека согрешить - тогда Он бы и отвечал за это. Но Бог дал выбор, человек... Читать далее
2
Отвечает
Александра Ланц
Надо ли каяться во всех грехах во грехах? А если я не помню свои грехи?

Вы пишете, что любой неисповеданный грех может закрыть перед нами дверь спасения".  А если я не помню уже какие грехи за сегодня, а тем более за всю свою жизнь совершал? То надо специально вспоминать? И, кстати, сожалеть обязательно перед Богом вслух? - а можно не конкретизировать грехи, а сказать например – прости, если я где сегодня согрешил? Вы так же пишите: "исповедание перед Богом своих грехов в любой форме необходимо". Какие например бывают формы исповедания?!

Спрашивает
Славик
Мир вам Славик! Речь, безусловно, идёт прежде всего о тех грехах, которые нам известны, как грехи, и о которых мы помним, и  о которых Святой Дух напоминает нам, чтобы подвигнуть нас на исповедание. Именно эти неисповеданные грехи могут закрыть перед нами дверь спасения. Но давайте повнимательнее... Читать далее
2
Отвечает
Дмитрий Рыкин
Скажите, пожалуйста, считается ли клятва, когда ничем не клянешься?

То есть я клянусь, что этого не сделаю. Если ее нарушить будет ли это грехом? Спасибо.

Спрашивает
Ольга
Добрый день, Ольга. Мы не должны говорить пустые слова. Все, сказанное нами, следует выполнять. Иисус Христос сказал по поводу клятв: С уважением Дмитрий... Читать далее
2